ФОРМАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ И КОНЦЕПЦИЯ ПОНИМАНИЯ Г.ЗИММЕЛЯ.
У соц-ии Зиммеля две стороны учения: формализм и иррационализм.
Об-во – сетка соц. взаимодействий.
Формальная соц-ия должна описывать многообразие форм, отвлекаясь от конкрет. содержания, от потребности людей. И соц-ия должна дать классификацию стр-ры взаимодействия или социации.(социация – взаимодействие, связь)
Зиммель делит соц-ию на общую и формальную.
Форм. соц-ия изучает только чистые формы социации.
Общая соц-ия изучает сферу развития культуры.
Берется понятие жизнь. Жизнь порождает новые культ. формы, которые окостеневают и становятся ее тормозом. Затем эти формы разрушаются жизнью и возникают новые формы.И эти новые формы ждет та же судьба.
Зиммель говорит о борьбе жизни, против принципов формы вообще.
Чем больше формализуются соц. и культ.образования, тем более отчужденными от них оказываются индивиды.
В соц.жизни есть форма и содержание.
Форма повторяется.Характерна для различ.этапов жизни об-ва, для всех общественно-культурных событий. Форма воспроизводима. Под формой понимается стр-ра соц.взаимодействий.
Содержание – материя соц. взаимодействия
Формы социации:
-господство –подчинение –соперничество -разделение труда
Зиммель в работе «Философия денег» пишет, что история развития об-ва – это нарастающая интеллектуализация и углубление влияния принципов денежного хоз-ва.
Осн.цель: отсутствие опред.кач-в,выраженных природой.
Деньги – это лишь отображение ценностных отчуждений вещей. Вещь превращается из цели в ср-во – в этом выражается отчуждение. С ростом свободы вырастает и отчуждение.
Смысл совр.эпохи – это опустошение фундамент.форм социации, их отрыв от содержания.
Типология – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа. В социологии сложилось несколько подходов к типологии обществ.
Ф.Теннис выделяет два типа соц.связей: община(1) и об-во(2)
1)Община выступает в форме семьи, соседства и дружбы. Отношения носят эмоц.хар-р. Община основана на согласии, на межличностном контакте. Проявляется в обычаях, традициях и преобладает в основном в сельской местности. Основана на иррациональной воле. Иррациональная воля предстает в форме инстинкт. влечений, памяти и привычке.
Община характеризуется естественной (инстинктивной) волей. В общине господствуют инстинкты, чувства, органические отношения.
2)Об-во выступает в форме юрид.лица.Об-во основано на обществ.договоре. Связь опосредована соц.институтами. Об-во реализуется в объединениях, присущих городу.
Об-во основано на рациональной избират.воле, которая предстает в форме умышленности.
Об-во основано на рассудочной воле, предполагающей возможность выбора и сознательно поставленной цели деятельности, в нем господствуют расчетливый разум и механические отношения.
На смену общинной связи приходит общественная связь.
Любое соц.образование одновременно содержит и общинную и общественную связь.
Ф.Теннис делил соц-ию на общинную и специальную.
Общинная рассматривает об-во в целом.
Спец-ая рассматривает отдельные аспекты (пример: соц-ия религии)
Специальная соц-ия делится на 3 вида:
-чистая (теоретич.ур-нь)
-прикладная
-эмпирическая (социография)