double arrow

ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ Ф.ТЕННИСА


ФОРМАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ И КОНЦЕПЦИЯ ПОНИМАНИЯ Г.ЗИММЕЛЯ.

У соц-ии Зиммеля две стороны учения: формализм и иррационализм.

Об-во – сетка соц. взаимодействий.

Формальная соц-ия должна описывать многообразие форм, отвлекаясь от конкрет. содержания, от потребности людей. И соц-ия должна дать классификацию стр-ры взаимодействия или социации.(социация – взаимодействие, связь)

Зиммель делит соц-ию на общую и формальную.

Форм. соц-ия изучает только чистые формы социации.

Общая соц-ия изучает сферу развития культуры.

Берется понятие жизнь. Жизнь порождает новые культ. формы, которые окостеневают и становятся ее тормозом. Затем эти формы разрушаются жизнью и возникают новые формы.И эти новые формы ждет та же судьба.

Зиммель говорит о борьбе жизни, против принципов формы вообще.

Чем больше формализуются соц. и культ.образования, тем более отчужденными от них оказываются индивиды.

В соц.жизни есть форма и содержание.

Форма повторяется.Характерна для различ.этапов жизни об-ва, для всех общественно-культурных событий. Форма воспроизводима. Под формой понимается стр-ра соц.взаимодействий.




Содержание – материя соц. взаимодействия

Формы социации:

-господство –подчинение –соперничество -разделение труда

Зиммель в работе «Философия денег» пишет, что история развития об-ва – это нарастающая интеллектуализация и углубление влияния принципов денежного хоз-ва.

Осн.цель: отсутствие опред.кач-в,выраженных природой.

Деньги – это лишь отображение ценностных отчуждений вещей. Вещь превращается из цели в ср-во – в этом выражается отчуждение. С ростом свободы вырастает и отчуждение.

Смысл совр.эпохи – это опустошение фундамент.форм социации, их отрыв от содержания.

Типология – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа. В социологии сложилось несколько подходов к типологии обществ.

Ф.Теннис выделяет два типа соц.связей: община(1) и об-во(2)

1)Община выступает в форме семьи, соседства и дружбы. Отношения носят эмоц.хар-р. Община основана на согласии, на межличностном контакте. Проявляется в обычаях, традициях и преобладает в основном в сельской местности. Основана на иррациональной воле. Иррациональная воля предстает в форме инстинкт. влечений, памяти и привычке.

Община характеризуется естественной (инстинктивной) волей. В общине господствуют инстинкты, чувства, органические отношения.

2)Об-во выступает в форме юрид.лица.Об-во основано на обществ.договоре. Связь опосредована соц.институтами. Об-во реализуется в объединениях, присущих городу.

Об-во основано на рациональной избират.воле, которая предстает в форме умышленности.

Об-во основано на рассудочной воле, предполагающей возможность выбора и сознательно поставленной цели деятельности, в нем господствуют расчетливый разум и механические отношения.

На смену общинной связи приходит общественная связь.

Любое соц.образование одновременно содержит и общинную и общественную связь.

Ф.Теннис делил соц-ию на общинную и специальную.

Общинная рассматривает об-во в целом.

Спец-ая рассматривает отдельные аспекты (пример: соц-ия религии)

Специальная соц-ия делится на 3 вида:

-чистая (теоретич.ур-нь)

-прикладная

-эмпирическая (социография)







Сейчас читают про: