Теория социального действия М. Вебера

Социальным называется такое действие, которое направленно на другого.(понятие социальное действие намного уже,чем понятие действие)

«Действеим следует называть человеческое поведение, если и по –скольку действующий связывает с ним некоторые субъективный смысл. Но социальным действием следует называть такое, которое по своему смыслу подразумеваемому действующими или действующим отнесено к поведению других и этим ориентировано в своем протекании. Таким образом существую 2 условия, при которых мы можем считать поведение соц действием.

1. Субъективная мотивация

2. Ориентация на другого (ожидание)

Категоря социального действия отличает номинализм Вебера от реализма Дюркгейма, по скольку данная категория совместима лишь с номинализмом

С точки зрения номинализма, единицей и единственным источником социального является индивид и его социальное действие

Типы социальных действий

1. Целерациональное действие –это самое рациональное из всех типов, целиком и полностью сориентировано на достижение целей, такой тип действия преобладает в индустриальных об-вах и все более и более распространяется, максимально такой тип едйствия представлен в экономической сфере. Целерациональные действия это кратчайший путь к цели. Нет ценностей, морали,культуры и т д.

2. Ценностно-рациональнные действия- объяснимо, но окнечным пунктом является не цель,а ценность. Оно основано на сознательной вере в то,что данное поведение будет следованием добра, долго, или это действие имеет религиозную ценность(этические, эстетические, религиозные ценности поведения) гармоничное, красивое действие, действие по принципу долга, добра, религиозное- действие по следованию Богу и спасению души. Действие не привязано к успеху.

3. Традиционное действие основано на привычке следовать определенной традиции, нормам, осознанно. Поведение большенства людей укладывается в рамки этого типа.

4. Аффективное действие- основано на эмоциях, аффектах, чувствах(действие не социально), самое нерациональное действие, социальность которого подвергается сомнению.

Типы расположены в порядке убывания социальности.

Наиболее понятное- целерациональное действие, т к оно направленно на достижение ясно осознанных самим индивидом целей, для достижения которых он использует средства, которые сам считает адекватными. Чем ближе действие к целерациональному, тем меньше коэффициент психологического преломления и яснее связь между целью и средством.

ЦЕЛЕРАЦИОНАЛЬНОЕ – образец социального поведения. Поэтому понимание в чистом виде возможно лишь в случае целерацилнального действия.

Целерациональное – это не характеристика действия, а средство ее анализа, методологический инструмент

28."ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ" М.ВЕБЕРА.

Социология по Веберу является понимающей, поскольку изучает поведение личностей, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действия чел-века определяют характер социального действия, если в нем присутствует 2 момента:

1. Субъективная мотивация индивида

2. Ориентация на другого

Понимающая мотивация, «субъективно подразумеваемого смысла» и отнесение его к поведению других людей- необходимые моменты собственно социологического исследования. «Понимание» никогда не может быть полным, и всегда приблизительно Оно приблизительно даже в ситуациях непосредственного взаимодействия людей. Понимающая социология-направление социологии, исходяещей из важности понимания субъективного смысла действия, как основного метода познания жизни.Понимающая социология противопоставляется позитивизму и натурализму. Стержнем понимающей социологии Вебера является идея рациональности, нашедщей свое конкретное и последовательное выражение в современном ему капиталистическом обществе с его рациональным хозяйствованием(рационализации труда, денежного обращения и т д), рациональной политической властью(рациональный тип господства и рациональная бюрократия), рациональной религией(протестантизм).

29.М.ВЕБЕР:РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ КАК ТЕНДЕНЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

Номинализм Вебера методологический, а не антологический. Вебер утверждает, что тенденции исторического процесса является рационализм социального действия. 300-400 лет рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется управление как в области экономики, так и в области политики и культуры, рационализируется образ жизни людей. Факторы, повлиявшие на причину появления рационализации: 1) античная наука(метаматика, которая в эпоху Возраждения была дополнена эксперементом)

1) Рациональное Римское право, которое в средние века получило свое распространение в Европе

2) Рациональный способ ведения хозяйства, благодаря отделению рабочей силы от средств производства.

ПРОТЕСТАНТИЗМ – фактор, способный синтезировать вышеперечисленные факторы.

В результате рационализации в Европе возник новый тип общества – индустриальное, где господствует формально – рациональное сознание.

Вебер ввел понятие «формальная рациональность», где рациональность сама цель, главное процесс рациональности

ФОРМАЛЬНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ – калькумеруемость, то, что поддается количественному учету.

Материальная рациональность- рациональность для чего-то

Исторический процесс- процесс движения к формальной рациональности.

Соц. Носитель прогрессирующей рациональности – рациональная бюрократия.

30.ОСНОВНЫЕ ИДЕИ РАБОТЫ М.ВЕБЕРА "ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА И ДУХ КАПИТАЛИЗМА".

В "Протестантской этике" Вебер рассматривает важную проблему: почему капитализм развился на Западе и нигде больше. В течение пятнадцати веков, прошедших со времени падения древнего Рима, другие цивилизации занимали в истории гораздо более выдающееся положение, чем Запад. Фактически Европа была захолустьем в то время, когда Китай, Индия и Оттоманская Империя на Ближнем Востоке представляли собой действительно могучие державы. Китай, в частности, в плане технологического и экономического развития далеко опережал Запад. Что же вызвало гигантский всплеск экономического развития Европы с семнадцатого века до наших дней? Чтобы ответить на этот вопрос, полагает Вебер, мы должны показать, в чем состоит отличие современной промышленности от ранних форм экономической деятельности. Стремление к приобретению богатства обнаруживается во многих цивилизациях, и объяснить его нетрудно: люди ценили богатство за комфорт, безопасность, власть и наслаждение, которые оно может принести. Желая быть свободными от нужды и приобретая богатство, они обретали больший комфорт. Если обратиться к экономическому развитию Запада, говорит Вебер, то мы обнаружим нечто совершенно иное. Согласно его убеждению, на Западе существовало особенное отношение к накоплению богатств, которое мы нигде более не обнаружим. Это отношение, которое Вебер называет духом капитализма, есть комплекс убеждений и ценностей, которых придерживались первые капиталисты — купцы и промышленники. У этих людей было сильно стремление к личному богатству. Однако, в отличие от других богатых в других обществах, они стремились приобрести состояние вовсе не для того, чтобы вести роскошный образ жизни. Фактически их жизнь была экономной и полной самоограничений, жили они скромно и тихо, избегая выставлять свое богатство напоказ. Вебер стремится показать, что это необычное сочетание качеств имело важное значение для ранних этапов экономического развития Запада. В отличие от богатых людей предыдущих эпох и иных культур, представители данной группы не расточали свои богатства, вместо этого они пускали их вновь в оборот, чем способствовали дальнейшему росту возглавляемых ими предприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: