double arrow

Развитие государственной инфраструктуры


Поддержка талантов

Научные объекты

Культовые объекты

Глубокая религиозность русских людей проявлялась в том, что издавна на строительство храмов, церквей, монастырей жертвовались большие средства. При возведении культовых сооружений частные пожертвования играли огромную роль. Строительство церквей велось чаще, чем храмов и соборов, именно поэтому сведений о пожертвованиях на церкви сохранилось больше всего.

Множество храмов по всей России, по всему Уралу создавались на пожертвования. Яркий тому пример – строительство Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря в 120 км от Перми, Успенского женского монастыря в Перми, церквей Перми, Кунгура, Соликамска, Осы и других городов.

На научные объекты пожертвования делались нечасто. Это объясняется, прежде всего, тем, что в провинции научная деятельность только начинала развиваться. С 1901 года Н.В. Мешков финансировал первые научные экспедиции для изучения края, а также экскурсии для студентов. Сборник научных работ «Материалы по изучению Пермского края» был выпущен также на средства Н.В. Мешкова. Еще один выпуск был издан на деньги, полученные от наследников А.Г. Каменского. Важным событием в истории Перми стало открытие Научно-Промышленного музея, которое стало возможным благодаря пожертвованиям.




Данных о меценатстве в Пермской губернии сохранилось немного.

Известно, что А.Г. Каменский поддерживал художника А.Н. Зеленина. В 1886 г. на свои средства он отправил его в Петербург и регулярно высылал деньги на его содержание. Благодаря этому, Зеленин имел возможность обучаться в гимназии и в Академии Художеств. А.Г.Каменский оплатил также поездку художника во Францию, где тот работал в Академии Жульена и посещал занятия в Академии Живописи.

Н.В. Мешков оказывал поддержку другому художнику – А.К. Денисову-Уральскому. 26 декабря 1900 г. в особняке Мешкова открылась персональная выставка художника «Урал в живописи». Она была организована всецело благодаря помощи Н.В. Мешкова. Известно также, что Н.В.Мешков регулярно покупал картины уральских художников.

Любопытны и другие факты. Так, пароходчики Ржевины по просьбе Общества любителей живописи, ваяния и зодчества бесплатно возили желающих писать летние этюды. А торговец Досекин продавал членам Общества кисти и масленые краски по удешевленной цене.

Сведения о пожертвованиях на строительство государственных железных дорог, мостов, вокзалов встречаются крайне редко.

Известно, что на средства графа Шувалова и наследников Демидова князя Сан-Донато в 1900 г. была построена Лысьвенская ветвь Пермь–Тюменской железной дороги, а в 1908 году – Салдинская в Салдинские заводы.

На деньги А.П. Кропачева была устроена телеграфная линия в г.Оса.

Следует отметить, что подъем промышленности на рубеже XIX – XX вв. стимулировал развитие железнодорожного и водного транспорта. Появлялось все больше частных веток железных дорог, частных пароходных фирм. Процессы, характерные для всей России, находили отражение и в Пермской губернии. Среди транспортных фирм г. Перми наиболее известны были пароходства Любимовых, Каменских, Мешкова и др.







Сейчас читают про: