Эта борьба наиболее ярко проявилась при обсуждении проекта новой Конституции. Президентский проект исходил из принципа: «Сильный Президент - сильный парламент». Его оппоненты исходили из иного: «Сильный парламент - сильный Президент». Для подготовки текста новой Конституции летом 1993 г. в несколько этапов с участием государственных органов и общественных организаций в Москве проводилось Конституционное совещание. Политические противники Президента предприняли ответные меры для нейтрализации проходившего конституционного процесса. В частности, вице-президент А. Руцкой организовал громкую кампанию по обвинению высших государственных чиновников в коррупции. Председатель Верховного Совета Р. Хасбулатов для блокирования президентских инициатив использовал межпарламентские организации в рамках СНГ, заявляя о необходимости восстановления Советского Союза. Наиболее активные прокоммунистические силы (Фронт национального спасения, Движение «Трудовая Москва» и др.) инициировали многочисленные митинги и марши протеста, которые нередко сопровождались столкновениями с силами правопорядка и приводили к человеческим жертвам. Парламентская оппозиция активно использовала массовые манифестации коммунистов и радикалов для дестабилизации президентской власти и блокирования экономических реформ.
Исходя из сложившейся в стране взрывоопасной ситуации, вечером 21 сентября 1993 г. Б. Ельцин в телевизионном обращении к гражданам России обнародовал основные положения указа № 1400 «О поэтапной конституционной реформе». Указ предусматривал роспуск Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, проведение 12 декабря референдума по новой Конституции и выборов в двухпалатное Федеральное собрание.
Верховный Совет отказался подчиниться решениям Президента и квалифицировал его действия как государственный переворот. Указ Президента формально противоречил ряду статей действовавшей Конституции. Конституционный Суд счел это достаточным основанием для импичмента (отстранения от должности) Б. Ельцина. В ночь на 23 сентября 1993 г.
Х чрезвычайный Съезд народных депутатов, несмотря на отсутствие кворума, отстранил Президента от должности и возложил обязанности Президента России на А. Руцкого. Было проведено назначение силовых министров из лиц, ранее отстраненных Президентом от должностей. Депутаты решили оборонять здание Верховного Совета – «Белый Дом», которое к этому моменту уже было оцеплено силами правопорядка, подчиненными Б. Ельцину. Возглавивший оборону «Белого дома» А. Руцкой занял бескомпромиссную позицию и ответил отказом на требование о сдаче оружия. В течение 10 дней продолжалось противостояние. Неоднократно предпринимались попытки найти мирное решение конфликта. Сторонники Верховного Совета и представители Президента вели переговоры при посредничестве Русской православной церкви. Но компромисса достичь не удалось.
Апогеем противостояния между ветвями власти стали трагические события, которые развернулись в Москве 3-4 октября 1993 г. 3 октября массовые митинги и манифестации сторонников Верховного Совета переросли в открытое вооруженное противоборство. Было захвачено здание московской мэрии, а затем нападению подвергся телецентр в Останкино. К утру 4 октября в Москву были введены моторизованные танковые части войск Московского округа, которые с помощью спецподразделений после обстрела «Белого дома» из танков штурмом взяли здание Верховного Совета. В тот же день главные политические оппоненты Президента Ельцина были арестованы. В ходе сражений на улицах Москвы в те дни погибло и было ранено несколько сот человек.
Президентская сторона всю ответственность за кровавые события возложила на Верховный Совет и законодательную власть. Исторический смысл трагических событий в оценке сторонников Президента заключался в крушении системы Советов и советской власти, которая после ухода с политической сцены КПСС оставалась последним оплотом тоталитаризма и главным барьером на пути либеральных экономических и демократических преобразований. Согласно их аргументации, Президент избрал не только единственно возможный, но и демократический способ выхода из тупика во взаимоотношениях двух властей, когда своим указом № 1400 передал решение вопроса о государственно-конституционном устройстве России на всенародное голосование.
Антипрезидентская сторона всю ответственность за трагические события возлагала на исполнительную власть и персонально на Б. Ельцина. Действия «Белого дома» и его защитников приравнивались ее представителями к подвигу, призванному спасти народившуюся в России систему разделения властей, конституционный строй, законность. В президентской политике они видели олицетворение авторитарного режима, призванного обслуживать интересы мафиозно-криминальных структур, коррумпированного чиновни-чества, Международного валютного фонда.
Между пропрезидентской и антипрезидентской оценками событий конца сентября – начала октября 1993 г. разместились промежуточные суждения. В частности, одной из распространенных является точка зрения, в целом оправдывавшая попытку Президента найти выход из кризиса с помощью досрочных парламентских выборов, но осуждавшая те методы, в первую очередь жестокое военное подавление сопротивления «Белого дома», которые были использованы для устранения политического противника.
После октябрьских событий Б. Ельцин возложил на себя полномочия по обеспечению прямого президентского правления вплоть до проведения выборов в Федеральное Собрание и референдума по Конституции России. Одновременно по всей стране начался процесс упразднения местных органов советской власти, их полномочия переходили к представителям Президента Российской Федерации.
12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную Думу. Выборы в Думу проводились по мажоритарно-пропорциональной системе (от каждого округа один кандидат-победитель) и половина по пропорциональной системе, где места делились между партиями в зависимости от количества поданных за них голосов. В выборах участвовало 13 партий и движений. Между ними развернулась настоящая предвыборная борьба за голоса избирателей. Ожидалось, что наибольшие шансы на успех имеет блок Е. Гайдара «Выбор России», наиболее близкий к Президенту. Однако результаты выборов оказались иными. Избиратели продемонстрировали свое недовольство ходом проводимых реформ. Ни одна из партий, поддерживавших Президента, не набрала более 15% голосов от общего числа избирателей. Большой неожиданностью стал успех Либерально-демократической партии во главе с В. Жириновским. Избиратели отдали ей более 25% голосов. С учетом голосов, полученных как на индивидуальной основе, так и по партийным спискам, наибольшее число мест получил «Выбор России» – 76, ЛДПР – 63 места, аграрии – 55, компартия – 45 мест. В целом, оппозиционный президентскому курсу состав депутатского корпуса Думы определил ту политическую атмосферу, в которой начался новый этап государственного строительства в России.
Одновременно с выборами в Думу прошел и референдум по проекту новой Конституции, которая была одобрена большинством принявших участие в голосовании россиян. Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., подвела черту под 75-летним советским периодом в эволюции российской государственности, определив контуры новой системы государственно-политического устройства. Конституция носит в себе элементы переходного периода, когда в обществе еще не сложились основные социальные механизмы, соответствующие условиям формируемого в стране рынка, и еще не завершился процесс образования общественно-политических групп и партий. В силу этого новый Основной Закон выразил определенный компромисс между организацией исполнительной и законодательной власти и еще неструктурированным обществом. Согласно Конституции, Президент получил чрезвычайно широкие полномочия. В качестве главы государства он определяет политику, назначает главу правительства, выдвигает кандидатуры судей в Конституционный Суд. Президент имеет право распускать Думу и назначать новые выборы в случае троекратного отклонения предложенной им кандидатуры премьер-министра. В то же время заложенный в Конституции правовой механизм системы взаимных сдержек и противовесов не позволяет сделать эту власть абсолютной. В Конституции подробно рассматриваются функции Совета Федерации и Государственной Думы, их отношения с Президентом. Субъекты Российской Федерации имеют собственные Конституции или Уставы, а также органы власти, обладающие высокой степенью независимости, что позволяет учитывать местные интересы. Но субъекты Федерации не имеют права на выход из состава России, что соответствует мировой практике.
Государственный строй в Российской Федерации определен как конституционный, а не общественный. В Основном Законе четко заявлено, что Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Человек, его права и свободы являются, по Конституции, высшей ценностью. Признание человека (а не коллектива, класса, партии, как это было в старой Конституции) высшей ценностью, признание идеологического и политического многообразия, многопартийности, признание принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, признание частной собственности наравне с государственной - все это позволяет поставить новую Российскую Конституцию в один ряд с законодательствами передовых стран мира. Однако Россия находилась лишь в начале трудного пути к открытому демократическому обществу, в котором созданы условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека.
11 января 1994 г. новый парламент приступил к работе. Председателем Совета Федерации был избран бывший вице-премьер В. Шумейко. Бывший секретарь Волгоградского обкома КПСС И. Рыбкин стал председателем Государственной Думы. Одним из первых решений Думы стало постановление об амнистии лицам, находившимся под следствием или содержащимся под стражей в связи с событиями 19-21 августа 1991 г., I мая 1993 г. и 21 сентября - 4 октября 1993 г. Это решение было неоднозначно воспринято в обществе, однако оно помогло в некоторой мере снять остроту политических противоречий после трагических октябрьских событий 1993 г.
24 февраля 1994 г. Президент России впервые в ее истории обратился к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране. В нем отмечалось, что в сфере экономики одинаково неприемлемы как возврат к временам советской плановой системы, так и продолжение «шоковой терапии». Важнейшими задачами строительства в реформировании экономики страны в 1994-1996 гг. являлись жесткий контроль государства за состоянием производства и сдерживание инфляции с последующим достижением финансовой стабилизации, сохранение минимальных стандартов в сфере государственного обеспечения. Предполагалось создать условия для стимулирования инвестиций в экономику страны путем как внутренних, так и внешних заимствований. Однако реализация намеченных мер потребовала значительных бюджетных «вливаний», что повлекло за собой раскручивание нового витка инфляции. Несмотря на введение в октябре 1994 г. фиксированного обменного курса рубля по отношению к свободно конвертируемой валюте, так называемого «валютного коридора», внутренние цены сохранили стойкую тенденцию к росту. Вскоре российские розничные цены на многие товары превысили мировые.
В конце апреля 1994 г. Президенту, правительству и их сторонникам удалось склонить подавляющее большинство политических и общественных организаций России к заключению и подписанию Договора об общественном согласии, что несколько стабилизировало ситуацию в стране. Однако начавшаяся весной 1995 г. подготовка к новым выборам в Федеральное Собрание вызвала очередной виток политического противоборства.
10 декабря 1994 г. группировка федеральных войск была введена в Чечню с целью восстановления там «конституционного порядка». Однако чеченские сепаратисты встретили федеральные войска огнем. Вооруженный конфликт принял затяжной и кровавый характер. Чеченские боевики совершили серию террористических актов против мирного населения других регионов России, намереваясь оказать давление на правительство. Неудачи федеральных войск, гибель мирных жителей вызвали у многих разочарование политикой правительства. В оппозицию Президенту стали и некоторые его бывшие соратники.
В паламентских выборах 17 декабря 1995 г. приняло участие около 65% избирателей. Выборы серьезно изменили партийную представительность депутатов. Если в 1993 г. были внесены в избирательный бюллетень 13 избирательных блоков и объединений, и 5%-ный барьер преодолели 8 из них, то в 1995 г. барьер преодолели только 4 объединения из 43: КПРФ (22% голосов), ЛДПР (10,9%), «Наш дом – Россия» (около 10%), Объединение «Яблоко» (более 7%). Итоги выборов по одномандатным округам укрепили позиции этих основных партий и блоков. КПРФ получила 58 мандатов, «Яблоко» – 14, «Наш дом Россия» – 10.
В результате в Государственной Думе второго созыва коммунисты имели 157 мандатов, правительственный блок «Наш дом – Россия» – 55, ЛДПР – 51 и «Яблоко» – 45. Левоцентристское большинство депутатов (230 из 450) избрало на пост Председателя Государственной Думы коммуниста Г.Селезнева. Председателем вновь сформированного Совета Федерации стал глава администрации Орловской области, бывший член Политбюро ЦК КПСС Е. Строев.
Итоги парламентских выборов 1995 г. отразили глубокое недовольство народа социальными последствиями проводимой в стране жесткой политики реформирования общества. Спад промышленного и сельскохозяйственного производства, «ползучая» инфляция и падение уровня жизни 85% граждан, массовые невыплаты заработной платы, пенсий и пособий – все это не могло восприниматься одобрительно.
Парламентские выборы явились генеральной пробой ведущих политических сил в преддверии выборов главы российского государства 1996 г. Уже к началу года лидеры основных парламентских фракций Г. Зюганов, Г. Явлинский, В. Жириновский и бывший командующий 14-й армии генерал-лейтенант А. Лебедь официально объявили о выдвижении своих кандидатур на президентских выборах. В феврале 1996 г. объявил о своем намерении участвовать в переизбрании на второй срок Б. Ельцин. Сторонники его стремились доказать избирателям, что победа Г. Зюганова приведет к реставрации советских порядков, новому переделу собственности, разжиганию социальных конфликтов, возрождению недоверия со стороны стран Запада. Коммунисты и их союзники в основу своей избирательной кампании положили критику действий Президента и правительства.
Беспрецедентная по своим масштабам агитационно-пропагандистская кампания в поддержку Б. Ельцина дала свои результаты, и он одержал победу во втором туре президентских выборов 1996 г. (Б. Ельцин набрал 53% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Кандидат от оппозиции Г. Зюганов собрал голоса 40% избирателей). Таким образом, более трети российских граждан поддержали проводимый в стране курс социально-экономических реформ. 9 августа 1996 г. состоялась торжественная, впервые проводившаяся в России церемония инаугурации – вступления в должность Президента РФ Б. Ельцина. На следующий день Государственная Дума утвердила на пост Председателя правительства В. Черномырдина.
Вскоре после выборов Б. Ельцин на продолжительное время отошел от активной государственной детельности в связи с болезнью. В начале 1997 г. оппозиция начала кампанию, направленную на внесение в Государственную Думу вопроса об отрешении Президента от должности ввиду «неспособности по состоянию здоровья» исполнять свои обязанности. Одновременно усилилась критика А. Чубайса, который руководил предвыборным штабом Б. Ельцина во время избирательной кампании, а затем возглавил Администрацию Президента.
Возвращение Президента к полноценной работе в конце февраля 1997 г. внесло существенные коррективы в структуру политической элиты страны и проводимый ею курс социально-экономических преобразований. В марте первыми заместителями Председателя правительства были назначены А. Чубайс и губернатор Нижегородской области Б. Немцов. Вслед за этим была развернута широкомасштабная кампания по борьбе с коррупцией в среде чиновничества.
В 1996-1997 гг. в большинстве российских регионов прошли выборы глав администраций. Наибольший успех у избирателей имели кандидатуры управленцев-профессионалов, которые имели богатый опыт хозяйственной деятельности, таких как Ю. Лужков (Москва), А. Тулеев (Кемерово), Е. Строев (Орел).
23 марта 1998 г. Б. Ельцин неожиданно подписал указ об отставке всего правительства во главе с В. Черномырдиным. В соответствии с конституционной процедурой Президент направил в Госдуму письмо с предложением утвердить на пост Председателя правительства исполняющего до этого обязанности министра топлива и энергетики С. Кириенко. Только в результате третьего голосования он был утвержден Председателем правительства. Особое внимание новый состав правительства уделил разработке пакета законов и нормативных актов, которые были призваны обеспечить осуществление сбалансированной кредитно-денежной политики государства, основанной на ужесточении фискальных методов пополнения бюджета и получения кредитов от международных финансовых институтов. Этот пакет документов был представлен в конце июня 1998 г. на расширенном заседании правительства и получил название антикризисной Программы кабинета Кириенко. Однако «новый курс» правительства встретил серьезное сопротивление и со стороны левого крыла парламентского большинства, и со стороны российских «естественных монополистов».
17 августа 1998 г. грянул кризис всей валютно-финансовой системы страны. Центральный банк РФ в этот день официально заявил об отказе по обязательствам государства в выплатах ГКО и о расширении рамок «валютного коридора» до 9,5 руб. за 1 долл. США. Страна оказалась неплатежеспособной. Развалилась государственная финансовая пирамида. Возросла реальная тяжесть внешнего долга. Реальные доходы населения снизились почти вдвое. Экономический кризис перерос в политический. 23 августа 1998 г. Президент подписал указ об отставке правительства «молодых технократов» во главе с С. Кириенко. Исполняющим обязанности Председателя правительства был назначен экс-премьер В. Черномырдин. Его кандидатура дважды в течение первой недели сентября была отвергнута на заседаниях Думы. После долгих политических консультаций и «круглых столов» между представителями фракций Госдумы, региональной элитой и Президентом на пост Председателя правительства был выдвинут бывший руководитель Службы внешней разведки и министр иностранных дел России академик Е. Примаков. Он получил одобрение Госдумы уже на следующий день (11 сентября) после выдвижения его кандидатуры. Однако и это правительство работало недолгое время. В мае 1999 г. оно было отправлено в отставку по причине «неэффективности экономической политики».
Новое правительство, которое возглавил С. Степашин, не успев проработать даже трех месяцев, в августе 1999 г. также было отправлено в отставку. Во главе правительства стал В.В. Путин, до этого бывший руководителем Федеральной службы безопасности и Секретарем Совета Безопасности РФ.
Осенью 1999 г. в стране проходила избирательная кампания по выборам депутатов в Государственную Думу. Наряду с традиционными в ней участвовали новые избирательные блоки. В конце лета в результате объединения движения «Отечество» с региональным «губернаторским» блоком «Вся Россия» было создано движение «Отечество – Вся Россия» (ОВР). Его возглавили экс-премьер Е. Примаков, мэр Москвы Ю. Лужков и руководитель Санкт-Петербурга В. Яковлев. Еще одним оппозиционным предвыборным блоком стал «Союз правых сил» (СПС) во главе с одним из недавних руководителей правительства С. Кириенко. При очевидной поддержке Кремля и «Белого дома» в августе 1999 г. был создан проправительственный избирательный блок «Единство» («Медведь»). В первую «тройку» этого блока вошли бессменный министр Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям С. Шойгу, генерал милиции А. Гуров и рекордсмен мира и Европы по классической борьбе полковник налоговой полиции А. Карелин.
Итоги парламентских выборов были достаточно неожиданными. Во-первых, избирательный блок «Единство» набрал 23,3% голосов по партийным спискам, уступив лишь немногим КПРФ, которая набрала 24,3% голосов избирателей. Во-вторых, большого успеха добился блок правых либералов «Союза правых сил» (8,5%). Многие традиционные избиратели «Яблока» предпочли проголосовать за «Союз правых сил» – частично из-за хорошо проведенной правыми кампании, частично из-за тактических ошибок Г. Явлинского. В-третьих, довольно низким был результат голосования по блоку «Отечество – Вся Россия», который еще за несколько месяцев до выборов считался чуть ли не фаворитом избирательной гонки (13,3%). В-четвертых, впервые за историю российского парламентаризма появилась возможность сформировать в Думе проправительственное большинство. Председателем Государственной Думы вновь стал Г. Селезнев.
31 декабря 1999 г. Президент Б. Ельцин в предновогоднем обращении к нации неожиданно заявил о своем уходе в отставку (согласно Конституции президентские выборы должны были пройти в июне 2000 г.). Свое решение он объяснил тем, что не в его характере держаться до последнего за власть в условиях, «когда у страны есть сильный человек, достойный быть президентом». Первый Президент России также сказал: «Я хочу попросить у вас прощения. За то, что многие наши с вами мечты не сбылись. И то, что нам казалось просто, оказалось мучительно тяжело. Я прошу прощения за то, что не оправдал некоторых надежд тех людей, которые верили, что мы одним рывком, одним махом сможем перепрыгнуть из серого, застойного, тоталитарного прошлого в светлое, богатое, цивилизованное будущее». Б. Ельцин сообщил также о том, что в соответствии с Конституцией он подписал Указ о возложении обязанностей Президента России на Председателя правительства В.В. Путина, который в течение трех месяцев будет главой государства.
Выборы нового Президента были назначены на 26 марта 2000 г. Досрочные выборы поставили в крайне невыгодные условия всех основных конкурентов исполняющего обязанности Президента России, Председателя правительства В. Путина. У оппонентов, прежде всего у коммунистов и национал-патриотов, не имеющих сколько-нибудь заметного доступа к средствам массовой информации, шансы на «развенчивание» образа В. Путина были ничтожно малы и можно было полагать, что и.о. Президента мог сохранить свою популярность на высоком уровне до даты выборов.
Предвыборный штаб В. Путина сделал ставку на защиту национальных интересов, отказался от публичной предвыборной кампании, сосредоточившись на практических вопросах управления государством.
Большинство населения с одобрением восприняло решительные действия руководства страны, направленные на борьбу с терроризмом, восстановление конституционной власти на территории Чеченской Республики. Реализованный в манере поведения В.В. Путина и его имидже фактор защиты единства страны как нельзя более успешно наложился на ожидания сильной личности, которая бы стабилизировала ситуацию в стране, дала бы России процветание.
2. После распада СССР и провозглашения Содружества Независимых Государств Россия, выступив в качестве правопреемника Советского Союза на международной арене, заняла место постоянного члена Совета Безопасности ООН и утвердила за собой статус великой ядерной державы. Сформировались два важнейших направления российской внешней политики - ближнее и дальнее зарубежье (соответственно: страны СНГ и другие республики бывшего СССР и другие страны).
В течение всего 1992 г. СНГ являлось скорее «содружеством» на бумаге. Это образование стало формой, которая обеспечивала становление независимости бывших советских республик. Каждая республика пыталась извлечь из него максимальную пользу. Украина обеспечила благоприятный для себя раздел бывшей Советской Армии, включая частичный контроль над ядерным оружием, базировавшимся на ее территории, закрепление за собой территории Крыма, который был отторгнут от РСФСР решением Н.С. Хрущева и передан Украине в 1954 г. В составе Казахстана оказались территории, исторически заселенные русскими казаками. Большинство республик были заинтересованы в сохранении «рублевого пространства», в открытых границах и т.д. Неурегулированность отношений вела к выкачиванию сырья и товаров из Российской Федерации по самым низким ценам. Вместе с тем Содружество независимых государств стало формой относительно мирного и цивилизованного «развода», предотвратило скатывание к глобальной гражданской войне на этнической почве. Несмотря на все заявления о полной «независимости и суверенитете», многие бывшие советские республики не могли обойтись без эффективной военно-политической поддержки России. 15 мая 1992 г. в Ташкенте был заключен Договор о коллективной безопасности, который подписали лидеры Армении, Казахстана, России, Узбекистана, Таджикистана и Туркмении. К концу 1993 г. к нему присоединились Азербайджан, Белоруссия и вошедшая в 1993 г. в СНГ Грузия.
Выступая под эгидой Содружества, Вооруженные Силы Российской Федерации взяли на себя важные функции по урегулированию межнациональных и межэтнических конфликтов, которые вспыхнули на периферии постсоветского пространства (осетино-грузинский, грузино-абхазский, приднестровский и межтаджикский).
После того, как распад СССР принял необратимый характер, а его основные военные и материальные ресурсы были разделены, связи между странами-участниками СНГ стали приобретать более отчетливый межгосударственный характер. В январе 1993 г. семь стран Содружества подписали в Минске Устав СНГ. Остальные могли его подписать по мере готовности к данному решению вплоть до января 1994 г. В конце 1993 г. об этом заявили Азербайджан и Грузия. В 1994 г. они вошли в состав СНГ. Однако эффективность межгосударственных органов Содружества и принимаемых ими решений оставалась весьма незначительной. Основной проблемой было налаживание взаимовыгодного сотрудничества стран СНГ. Однако из-за развала к концу 1992 г. рублевой зоны Россия вынуждена была перейти на торговлю с государствами Содружества, в первую очередь энергоресурсами, по мировым ценам. В связи с этим внешний долг бывших республик СССР стал быстро расти, а товарооборот снизился.
Только в 1994 г. между странами Содружества определились тенденции к более тесному экономическому и политическому сотрудничеству. Особую популярность получил тезис о «разноскоростной и разноуровневой интеграции». В октябре 1994 г. было принято решение о создании межгосударственного экономического комитета и формировании Таможенного союза государств – участников Содружества. В марте 1996 г. был подписан договор «Об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях» между Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Россией. В рамках этого соглашения было принято решение о создании исполнительных органов «четверки», а 2 апреля в Москве состоялось подписание Договора об образовании Сообщества Белоруссии и России. Президент Белоруссии А.Г. Лукашенко был утвержден Председателем Высшего совета сообщества. Дата подписания договора была объявлена Днем единения народов России и Белоруссии. Данный документ предусматривал воссоздание в 1996-1997 гг. единого экономического и финансового пространства. В 1997 г. взятый курс получил развитие в новом договоре, по которому Сообщество было переименовано в Союз. В 1999 г. была подписана Декларация о дальнейшем единении Беларуси и России.
На фоне сближения двух братских славянских республик российско-украинские отношения в 1993-1997 гг. оставались довольно напряженными из-за проблемы ядерного оружия, Черноморского флота, Крыма, статуса Севастополя и др. Лишь только после того, как Россия пошла навстречу Украине в решении данных вопросов, в мае 1997 г. было подписано соглашение о параметрах раздела Черноморского флота в Крыму и об аренде Севастопольской военно-морской базы. В результате этого 31 мая 1997 г. состоялось подписание Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Москвой и Киевом. Однако и в настоящее время российско-украинские отношения остаются довольно сложными.
В 1992 г. был начат вывод российских войск из стран ближнего зарубежья: Прибалтики, Грузии, Молдовы, Таджикистана. Полностью выведены войска из Армении. Однако военные конфликты, которые разгорелись в некоторых бывших советских республиках (Грузия, Молдова, Таджикистан), вынудили руководство Российской Федерации оставить на их территории часть войск в качестве миротворческих сил. По-прежнему велико значение российской пограничной службы в охране внешних границ государств Содружества, особенно в связи с продолжающейся гражданской войной в Афганистане.
К концу лета 1994 г. российские войска полностью были выведены из государств Прибалтики. Но это не привело к значительному улучшению отношений с этими странами, так как в них (особенно в Эстонии и Латвии) не решены до конца вопросы о правовом положении русскоязычного населения. Кроме этого, не решены некоторые территориальные вопросы.
Внешняя политика России по отношению к странам дальнего зарубежья в 1992-1993 гг. находилась в состоянии переходного периода.Особое влияние на формирование внешнеполитического курса России в это время оказывало тяжелое социально-экономическое положение государства. Платой за поддержку передовыми странами Запада радикальных реформ стало следование Российской Федерации в фарватере глобальной политики США и стран НАТО, резкое падение международного престижа России как великой державы, снижение ее роли в решении различных международных проблем.
Во время визита Президента Б.Н. Ельцина в США I февраля 1992 г. была подписана российско-американская Декларация об окончании «холодной войны». В ней было заявлено, что обе державы теперь «не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников». В апреле 1992 г. Россию приняли в Международный валютный фонд и Всемирный банк, которые обещали предоставить нашей стране финансовую помощь в размере 24 млрд. долл. для проведения рыночных реформ. Но эта помощь выделялась не единовременно и при жестком контроле данных финансовых организаций.