Античная натурфилософия. Эмпедокл. Анаксагор

Покоящаяся стрела.

Ахиллес и черепаха.

Апории против множественности, против движения.

Бытие имеет форму шара.

Бог весь целиком видит, весь целиком слышит, весь целиком мыслит. Он есть бесконечное и одновременно конечное, недвижущееся и непокоящееся, шарообразное, занимающее собою все бытие.

Элейская школа. Ксенофан и Парменид. Апории Зенона.

Ксенофан (580-после 473). Философ, и поэт, и проповедник, филолог.

Боги греческого пантеона похожи на людей. Значит, они выдуманы людьми. Если бы у коней были боги, то это были бы боги-кони.

«Есть один только бог, меж людей и богов величайший, не похожий на смертных ни обликом, ни сознанием. Весь целиком он видит, весь сознает и весь слышит, но без труда помышлением ума он все потрясает. Вечно на месте одном он пребывает, не двигаясь вовсе, переходить то туда, то сюда ему не пристало».

Парменид. Ученик Ксенофана.

Труд: «О природе»: Путь истины («То, что есть - есть, то, чего нет, - нет», «Мышление и бытие — одно и то же»), Путь мнения.

Бытие может быть разделено на части только в том случае, если между частями бытия есть небытие. Но небытия нет. Поэтому бытие одно и множества вещей нет.

Зенон Элейский (490-430). Ученик и приемный сын Парменида.

Боролся с тираном Неархом. Был пойман и откусил ему ухо.

Доказательство Парменида от противного. Зачинатель диалектики – искусства спора.

Допуская, что движение и множественность вещей существует, мы приходим к абсурду. Апории – около 47, до нас дошло около 9.

1. Есть пустота – есть пространство без вещ-ва. Пространство тоже где-то находится. Пространство отдельно от вещ-ва немыслимо.

2. О мыслимости множества – каждый элемент делим до бесконечности, до небытия, как мыслить множество элементов всех элементов множества. Каждый элемент – не имеет величины, но кол-во – число конечное.

3. Дихотомия – деление пополам. Движение не сможет начаться.

6. Стадий. Относительность движения

7. Просяное зернышко. Шум от одного зернышка.

Эмпедокл (490-430). Учился у пифагорейцев и Парменида. Божественное происхождение.

Труды: «О природе», «Очищение» - мистико-религиозное

Чувствам следует доверять, но они ограничены. Существует движение, множественность вещей.

Мир из 4-х стихий, управляется Любовью (слияние) и Враждой (разделение). Небытия нет, бытие – когда главенствует Любовь (мир - 4 этапа от полного слияния до полного разделения)

Эволюция: сначала появляются руки, ноги и головы, стихийно соединяются, выживают сильнейшие;о)

Принцип познания: «Подобное познается подобным»

Анаксагор (500-428). Первый афинский философ. Отвергал греческих богов – был изгнан.

«Ты лишился своих граждан» - «Не я их лишился, а они меня»

Учение:

· О подобочастных (гомеометриях). Каждая вещь состоит из подобных себе вещей. В каждом элементе – вся вселенная.

· Об Уме. Все упорядочено, Ум (Нус) управляет всем. Существует сам в себе, ни от чего не зависит, не смешан ни с чем. Содержит полное знание. Благодаря ему человек познает. В дальнейшем считает, что ум дает толчок миру, а далее не вмешивается (деизм)

Объяснял солнечные и лунные затмения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: