double arrow

Введение. Философия зародилась в середине I тыс


Философия зародилась в середине I тыс. до н.э. в трех центрах цивилизации: Древней Греции, Древней Индии, Древнем Китае. Однако это произошло в этих странах независимо друг от друга. Философия возникла в данных регионах на базе мифологии. Мифологические представления способствовали формированию предфилософии, а затем и собственно философии. В других странах философия возникла позднее и развивалась на базе уже имеющихся философских знаний.

Древняя Индия и Древний Китай принадлежат к культуре Востока, Древняя Греция - к культуре Запада. Однако между Индией и Китаем различия очень велики, тогда как Индия и страны Запада связаны индоевропейской прародиной и языком. Тем не менее, буддизм, зародившийся в Индии, во II в. н.э. распространился в Китае, таким образом, своеобразие и отличие этих трех древних цивилизаций - не абсолютны, имеются тесные связи, объединяющие их.

Мифология

Предфилософия   Греция Египет Месопотамия Иудея Китай Индия  

Философия   Греция Индия Китай  

Рис. 1. Схема генезиса философского знания

Впервые слово «philosophos» встречается у Гераклита. Согласно Платону - это познание сущего, вечного, непреходящего. По Аристотелю - исследование причин и принципов вещей. Эпикурейцы определяли философию как путь для достижения счастья посредством разума.




В эпоху средневековья она стала мирской мудростью в противовес божественному откровению и считалась «служанкой богословия». Бэкон и Декарт понимали под философией единую науку, обличенную в понятийную форму. Кант рассматривал философию как науку об отношении всего познания к целям человеческого разума, Гегель называл философией мысленное рассмотрение предметов, науку о разуме, постигающем самого себя. [1, с. 481]

В наши дни под философией понимают науку о наиболее общих законах развития природы, общества, человеческого мышления.

Первоначально философия включала в себя все научные знания: физику, химию, математику, географию, историю, психологию, этику, эстетику и т.д. Позднее данные дисциплины отделились от нее и стали самостоятельными. Философия являлась рефлексией, т.е. самоосмыслением, самооценкой человека, попыткой найти свое место во Вселенной, уяснить смысл собственного бытия. Первоначально человек не отделял себя от природы, поэтому первые философские знания являлись натурфилософией (т.е. философией природы) и были нацелены на поиск первопричин бытия («первоначал», «стихий», «семян вещей») и уяснение строения мира. В дальнейшем поднимались проблемы познания, сознания и человека.

Таким образом, философия включает в себя онтологию (учение о бытии, о сущем), гносеологию (теорию познания), антропологию (науку о человеке), социальную философию (учение об обществе). Философскими дисциплинами являются также логика (наука о правильном мышлении), этика(учение о морали, правилах поведения в обществе), эстетика (учение о прекрасном и безобразном), философия истории (наука о развитии исторического процесса, его направленности и движущих силах), философия религии, философия права и т.д.



Философские учения классифицируют с различных позиций. Учитывая количественные характеристики бытия, выделяют моизм, дуализм, плюрализм. Моизм признает существование одного первоначала бытия, одной субстанции. И материалисты (Демокрит, Дидро, Маркс) и идеалисты (Августин, Гегель) - представители философского моизма.

Дуалисты, как, например, Аристотель, указывают на наличие двухравноправных основ бытия. Плюралисты утверждают, что существует множество первоначал (так, Эмпедокл признавал первоначалами 4 стихии - Землю, Огонь, Воздух, Воду и 2 силы - Любовь и Вражду).

Классификация достаточно четкая и логичная, однако и она порождает проблемы. Например, Демокрит провозглашает существование атомов (вечных, неизменных, неуничтожаемых) и пустоты. Если рассматривать атомы как самостоятельные сущности, то Демокрит плюралист; однако атомы едины, поэтому их можно отнести к одному первоначалу - к материи, тогда философ монист; но, учитывая наличие еще одного «совечного начала» - пустоты, его следует считать дуалистом. Таких парадоксов - множество, однако оставим их за пределами нашего внимания.



Материализм -это философское направление, признающее материю (природу) единственным или основным, первичным началом. Идеализмсчитает такой субстанцией идею, дух, сознание. Различают объективный и субъективныйидеализм. Первый указывает на то, что Бог, Абсолют, Идея, Мировой Дух существуют объективно, помимо человеческого сознания. Субъективный идеализм считает, что первоначало бытия - это человеческое «Я», человеческий разум. Большинство философов полагает, что мир познаваем. Однако есть те, кто отрицает возможность получения объективной истины и знания вообще, их называют агностиками. Релятивистысчитают всякое знание неполным, условным, относительным. По поводу способов получения знаний так же ведутся споры: сенсуалисты полагают, что основным или единственным источником познания являются чувства, ощущения; рационалисты- что разум.

Характеризуя бытие, философы пытаются так же выяснить вопрос - является ли оно изменяющимся, подвижным, преходящим или же неизменным, постоянным, неподвижным. Диалектика исходит из того, что все в мире взаимосвязано, сам мир бесконечно многообразен и противоречив, что порождает его изменение и развитие (заметим, что в Древней Греции данный термин обозначал «искусство вести беседу, спор», был родственен понятию «диалог» и предполагал рассмотрение какого-либо явления с различных точек зрения, полемику, в ходе которой выяснялась истина). Метафизику, как правило, противопо-ставляют диалектике. Считается, что это учение о вечных, неизменных, сверхчувственных основах бытия, никак не связанных друг с другом. (Под метафизикой понимается также и философия как наука. Термин был введен в оборот александрийским библиотекарем Андроником Родосским, предложившим так назвать трактат Аристотеля о «первых родах сущего», в котором рассматривалось то, что можно познать только после природы (потому что лежит «позади нее»), но само по себе является первым, т.е. это «первофилософия». [2, с. 631]

Обычно в истории философии выделяют следующие периоды:

I. Древний мир - середина I тыс. до н.э. - V в. н.э. В 476 г. н.э. пала Западная Римская империя, а в 529 г. император Юстиниан закрыл последнюю греческую философскую школу - Платоновскую академию, которая была основана около 387 г. до н.э. и просуществовала почти тысячу лет.

II. Средние века -V в. н.э. -середина XIV в.- это период становления и господства феодализма. Даты весьма условны, т.к. в разных странах феодальный строй зародился в разное время: в Китае - III-IV в., в Западной Европе он развивался с конца V в., в Индии - с VI в.

III. Эпоха Возрождения- середина XIV - начало XVII в. Завершение средневековья и зарождение капиталистических отношений, создание национальных государств и абсолютных монархий Западной Европы; время великих свершений и глубоких социальных конфликтов, период преобразования общественных отношений, эпоха секуляризации (т.е. освобождения общества от безраздельного и всецелого господства религии).

IV. Эпоха Нового времени-XVII в. -наши дни. В нее входят следующие этапы:

- Просвещение(XVII-XVIII вв.);

- немецкая классическая философия (XVIII-XIX вв.);

- современная философия (конец XIX вв. - наши дни).







Сейчас читают про: