Аристотелевская классификация наук.
Идеальное гос-во монархичное, одно разумное начало.
Учение Платона о государстве. Этика.
«Государство» - что такое справедливость, составляющие души по отношению к гос-ву (три рода людей).
Государство возникает вместе с разделением труда, когда потребности превышают возможности. Ненужные профессии.
Стражи. из которых философы, ремесленники.
Задача философа – построить идеальное государство.
Люди должны понять, что философы должны управлять.
Больных и увечных детей быть не должно, семья – причина многих зол, отделение ребенка от родителей, воспитание мальчиков и девочек вместе. Гармоничное сочетание гимнастики и искусств.
Тимократия – Олигархия – Демократия – Тирания.
Аристотель (384-322). г.Стагиры. Владел врачебным мастерством.
367 г. – в Афины, на 20 лет – ученик Платона
После смерти Платона – в г.Ассос к тирану Гермию.
в 343 г. уехал в столицу Македонии Пеллу. Воспитывает Александра. «Отец дал мне жизнь, а Аристотель дал то, что придает этой жизни цену».
|
|
335 г. – открывает «Ликей» в Афинах – перипатическая (прогуливаться).
322 г. - умирает
Труды:
1. Ранние диалоги (не сохранились)
2. Естественнонаучные сочинения: «История животных», «Описание государственных устройств», м.б. глава «Политика»
3. Философские работы:
а. логические («Органон»)
б. философские («Метафизика») – Андроник Родосский не знал, куда поставить – поставил на полку после физики.
в. физические («Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорология»)
г. психологические («О душе»)
д. эстетические («Поэтика», «Риторика»)
е. этические («Никомахова», «Эвдемова», «Большая» этики)
ж. политико-экономические («Политика», «Экономика»)
Классификация наук:
Логика – инструмент познания, не входит в классификацию
Знание | Науки | Примечание |
Практическое | этика, экономика, политика | Знание ремесленника, умение жить в этом мире |
Творческое | Знание ремесленника | |
Теоретическое (знание свободного человека) | физика, 2-я философия | о существующем самостоятельно, но подвижном |
математика | о существующем несамостоятельно, неподвижном | |
1-я философия, метафизика – теология | о существующем самостоятельно и неподвижном |
Боится излишне разделять два мира (как Платон) – исследует сущее само по себе.
Бытие и мышление тождественны.
Закон непротиворечия: «Невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было присуще одному и тому же в одном и том же отношении»
Законченные различия – противолежащее
1. Противоположность (между есть среднее – сумерки)
2. Противоречие (среднего нет – живой-мертвый)
|
|
(см. 14)
Полностью свободное существо – Бог.
Главная цель теоретического знания – благо.
Знание для цели – знание несвободное. Человек, обладая теоретическим знанием уподобляется Богу.
Философия – знание о самой себе. Иметь источник бытия в самом себе может только Бог, поэтому основной предмет философии – Бог.
Доказательство бытия Бога: каждое движение и каждая вещь имеет в начале другое движение и т.д., но бесконечность немыслима, следовательно не существует. Необходимо признать первопричину. Она неподвижна. Как душа движет человека, оставаясь неподвижной, так и у мира должен быть «неподвижный перводвигатель»
Бог у Аристотеля – чистая мысль, причина, приводящая в движение весь мир. Мысль, занимающаяся сама собой, т.к. мыслит наиболее достойное. Бог Аристотеля – философский Бог. Форма форм и цель, к которой стремится мир. Противоположен как первая сущностная причина материальному началу, которое является совечным Богу.
Фома Аквинский в 5 доказательствах бытия Бога возьмет 3 у Аристотеля: от движения, от причины и от цели.