Теология Аристотеля

Аристотелевская классификация наук.

Идеальное гос-во монархичное, одно разумное начало.

Учение Платона о государстве. Этика.

«Государство» - что такое справедливость, составляющие души по отношению к гос-ву (три рода людей).

Государство возникает вместе с разделением труда, когда потребности превышают возможности. Ненужные профессии.

Стражи. из которых философы, ремесленники.

Задача философа – построить идеальное государство.

Люди должны понять, что философы должны управлять.

Больных и увечных детей быть не должно, семья – причина многих зол, отделение ребенка от родителей, воспитание мальчиков и девочек вместе. Гармоничное сочетание гимнастики и искусств.

Тимократия – Олигархия – Демократия – Тирания.

Аристотель (384-322). г.Стагиры. Владел врачебным мастерством.

367 г. – в Афины, на 20 лет – ученик Платона

После смерти Платона – в г.Ассос к тирану Гермию.

в 343 г. уехал в столицу Македонии Пеллу. Воспитывает Александра. «Отец дал мне жизнь, а Аристотель дал то, что придает этой жизни цену».

335 г. – открывает «Ликей» в Афинах – перипатическая (прогуливаться).

322 г. - умирает

Труды:

1. Ранние диалоги (не сохранились)

2. Естественнонаучные сочинения: «История животных», «Описание государственных устройств», м.б. глава «Политика»

3. Философские работы:

а. логические («Органон»)

б. философские («Метафизика») – Андроник Родосский не знал, куда поставить – поставил на полку после физики.

в. физические («Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорология»)

г. психологические («О душе»)

д. эстетические («Поэтика», «Риторика»)

е. этические («Никомахова», «Эвдемова», «Большая» этики)

ж. политико-экономические («Политика», «Экономика»)

Классификация наук:

Логика – инструмент познания, не входит в классификацию

Знание Науки Примечание
Практическое этика, экономика, политика Знание ремесленника, умение жить в этом мире
Творческое   Знание ремесленника
Теоретическое (знание свободного человека) физика, 2-я философия о существующем самостоятельно, но подвижном
математика о существующем несамостоятельно, неподвижном
1-я философия, метафизика – теология о существующем самостоятельно и неподвижном

Боится излишне разделять два мира (как Платон) – исследует сущее само по себе.

Бытие и мышление тождественны.

Закон непротиворечия: «Невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было присуще одному и тому же в одном и том же отношении»

Законченные различия – противолежащее

1. Противоположность (между есть среднее – сумерки)

2. Противоречие (среднего нет – живой-мертвый)

(см. 14)

Полностью свободное существо – Бог.

Главная цель теоретического знания – благо.

Знание для цели – знание несвободное. Человек, обладая теоретическим знанием уподобляется Богу.

Философия – знание о самой себе. Иметь источник бытия в самом себе может только Бог, поэтому основной предмет философии – Бог.

Доказательство бытия Бога: каждое движение и каждая вещь имеет в начале другое движение и т.д., но бесконечность немыслима, следовательно не существует. Необходимо признать первопричину. Она неподвижна. Как душа движет человека, оставаясь неподвижной, так и у мира должен быть «неподвижный перводвигатель»

Бог у Аристотеля – чистая мысль, причина, приводящая в движение весь мир. Мысль, занимающаяся сама собой, т.к. мыслит наиболее достойное. Бог Аристотеля – философский Бог. Форма форм и цель, к которой стремится мир. Противоположен как первая сущностная причина материальному началу, которое является совечным Богу.

Фома Аквинский в 5 доказательствах бытия Бога возьмет 3 у Аристотеля: от движения, от причины и от цели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: