Раннее христианство: гонения и мученичества, апологетика и богословие, ереси

Раннее христианство. Начальная жизнь Церкви в Иерусалиме и появление христианских общин за его пределами описаны в Деяниях апостолов (Новый Завет) евангелистом Лукой. Идеал жизни ранней общины – единство в деятельной любви (единомыслие, поддержка и забота, таинства). Однако это не просто «экстатическое» братство, руководимое Духом Святым. Иерархия: апостолы, епископы, пресвитеры, диаконы. Первая община сохраняет иудейский религиозный уклад. Ее глава Иаков – воплощение ветхозаветной праведности. Однако эта «секта» ощущает свою исключительность в иудейской среде («соль земли и свет миру»). Вероучительные расхождения с иудейством приводят к преследованиям. Первомученик Стефан вызван на суд Синедриона и побит камнями. Савл преследует христиан, однако сам обращается ко Христу и становится апостолом Павлом. Павел, уроженец Тарса, правоверный иудей и римский гражданин – это первый «апостол язычников». Проповедует в Палестине, Сирии, Малой Азии, Греции. На соборе апостолов (49–51 гг.) решается проблема христиан-неевреев, которые освобождаются от формальных предписаний Закона. Сам Закон делает необходимым свое преодоление, ибо дает сознание греха, но не спасение от него. В пору преследований Нерона Павел погиб в Риме вместе с апостолом Петром.

Гонения и мученичества. С 1 по 3 вв. гонения на христиан со стороны: 1) римского общества, 2) образованных людей, 3) государства. Чистота жизни христиан служила вызовом вольным нравам античного общества. Их ночные собрания провоцировали обвинения в каннибализме или политическом заговоре. Философы считали х-во религией грубой, примитивной. Государство преследовало его как религию запрещенную – новую и не связанную этническими корнями. Главной причиной преследований (особенно в армии) служил отказ христиан участвовать в культе поклонения императору как богу,

В средние века создалась «золотая легенда» о мучениках, на смену ей пришел скепсис эпохи Просвещения (Вольтер). Однако за наслоениями фантазии скрываются подлинные факты, подтверждаемые документами (судебными актами и церковными посланиями): о мученичестве Игнатия Антиохийского в Риме (растерзан зверями при Траяне), Иустина Философа при Марке Аврелии, лионских мучеников в Галлии, Перпетуи и Фелицитаты в Африке. Особенно сильны гонения при Декии и Диоклетиане, в эпоху кризиса империи. Мученик (греч. Martyros «свидетель») своей радостной кончиной свидетельствовал о реальности вечной жизни во Христе.

Апологетика, ереси, богословие. Апологии (защиты) судебные и научные. В ходе научной полемики складывалось богословие как рациональное объяснение веры. Перед политеизмом защищали единство божества, перед иудаизмом – божественное достоинство Иисуса. Иустин Мученик: «Обличение эллинов», «Разговор с Трифоном Иудеем». Ереси – направления богословия, не принятые Церковью. Под влиянием неоплатонизма и манихейства возник гносис – смесь христианства с языческой философией и восточными религиями. Зло сведено к материи, религия к тайному знанию, а спасение достижимо лишь для ученых и духовно одаренных. Против гносиса выступал Ириней Лионский. Внутри христианства – ересь «анти-тринитариев», которые считали Лица Пресвятой Троицы простыми «модусами» Бога-Отца («монархиане»), умаляя Бога-Сына. Монтанисты преувеличивали аскезу, запрещая брак, а новациане отказывались прощать смертные грехи. Из богословских школ главные – Александрийская («идеализм») и Антиохийская («реализм»). Крупнейшие богословы – Ориген (греческая Александрия) и Тертуллиан (латинский Карфаген). Ориген впервые выразил в философских терминах христианское вероучение, создал аллегорическую экзегезу (толкование Библии). За некоторые положения позже осужден как еретик, что не умаляет в целом его значения. Тертуллиан – практик и полемист. Больше озабочен спасением и моралью, чем умозрениями и целостной системой. Предшественник Августина епископа Гиппонского. Под старость впал в монтанизм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: