double arrow

Возникновение, история и типология христианского монашества


Монах от монос (греч.) «одинокий». В религиях Востока уединение монахов направлено на личное совершенствование и достижение нирваны (слияние с мировым духом). В христианском монашестве акцентируется не только личное спасение от греха, но и покаянное моление о грехах мира. «Спаси себя сам, и вокруг тебя спасутся тысячи» (Серафим Саровский). Аскеза, умерщвление плоти не самоцельна (ибо тело не считается само по себе источником зла), но направлена на ограничение греховной воли. Обеты: целомудрие, нестяжание, послушание.

Происхождение: 1) древнейший обычай отшельничества (первый христианский отшельник – Павел Фивейский), 2) выделение внутри христианских общин людей (в том числе женщин-вдов), всецело посвящавших себя служению Богу.

Главные типы: 1) отшельничество (основатель Антоний Великий, 3-4 вв.), 2) киновия-общежитие (Пахомий Великий, 4 в.). Монашество особенно расцвело с 4 в. вследствие некоторого «обмирщения» христианства по превращении его в государственную религию. После прекращения гонений монашество стало в некоторой степени заменой мученичества (как «смерть для греха», уход от мира с его страстями и стремление к уподоблению Христу, откуда термин преподобный).




Формы киновии:

1) лавра – собрание отдельных келий в пустыне, общая трапеза и устав, слабая организация труда, суровая аскеза. Так жили Арсений Великий и Макарий Египетский. В противовес киновии продолжали развиваться крайние формы отшельничества – столпники, молчальники.

2) На Востоке Василий Великий (4 в.) смягчил суровость устава Пахомия, переместил монастыри в города, уделял внимание книжной учености. На Западе подобные ученые монашеские группы сложились вокруг Амвросия Медиоланского, Иеронима Стридонского, Августина Блаженного (4-5 вв.). Ирландские монахи сохраняли более аскетические и даже отшельнические формы (связи с Египтом через южную Галлию), хотя и у них преобладало общежитие с большой властью аббата (св. Колумба на о. Иона).

3) Для развития киновийного монашества в Галлии много сделали Иоанн Кассиан и Мартин Турский (5 в.), а также ирландец Колумбан (7 в.). В силу географических условий на Западе невозможно «пустынножительство», для пропитания требуется земледелие и связь с миром. Растет ученость вследствие притока знатных людей, спасавшихся от гуннов.

4) Западное монашество достигает расцвета в деятельности и уставе Бенедикта Нурсийского, основавшего в 6 в. монастырь в Монте-Кассино (Италия). Бенедикт делал акцент не на аскезе, а на четкой организации совместного труда монахов и полном послушании аббату. В соединении с уставом знатного римлянина Кассиодора (придававшем значение учености), бенедиктинский устав распространился по всему Западу, особенно в Англии 7 в. и Германии 8 в. (благодаря английским миссионерам), и содействовал развитию культуры (монастырь Фульда в Германии). Этот устав поддержал в 9 в. Бенедикт Аньянский, сподвижник Людовика Благочестивого, а также монастырская конгрегация Клюни – с десятого века. В 12 в. на Западе возникают отдельные монашеские ордена, которые берет под свою опеку папа римский – францисканцы и доминиканцы (первые распространяли евангельские идеалы в городах, а вторые боролись с ересями).



Западное монашество изначально отличалось более деятельной связью с миром, в то время как восточное носило более созерцательный характер, хотя и на Востоке монахи проявляли активность в богословских спорах (ср. Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин). Рост монастырей на Востоке связан с их поддержкой императорами. Однако наибольшее значение здесь приобретают более удаленные от мира монастыри и отшельники (Афон). С опытом афонского монашества связан «исихазм» – учение Григория Паламы (14 в.) о мистическом смысле молчания, творении «молитвы Иисусовой» как призывания Имени Божия и особых исходящих от Него энергиях.







Сейчас читают про: