Иероним Стридонский (345–382–419/420)

373–377 – монашеский идеал. Аквилея, Афины, Сирийская пустыня. Жизнь Павла Пустынника. В 379 г. в Константинополе. Григорий Богослов (329–389) и Григорий Нисский (мистик, +389). В 385 – Кипр–Антиохия-Египет-Вифлеем. Основаны два монастыря. Проповедник и наставник. Историко-филологические разыскания. Hexapla. Биографии отшельников. Обличал лжеаскетов. У многих христиан монашество вызывало обостренный интерес. Уже не мученик, как во времена гонений, но аскет, владеющий всеми страстями и сводящий к минимуму природные потребности, становится героем времени.

Руфин Аквилейский (345–411). С 373 монах на Востоке. В Александрии изучал Оригена. Дидим Слепец, Иоанн Иерусалимский, Феофил Александрийский. В 378 основал монастырь в Иерусалиме, на горе Елеонской. С 386 в контакте с Иеронимом (Вифлеем). С 393 в Италии, с 398 в Аквилее. Перевод Церковной истории Евсевия. Набеги вестготов вынудили бежать в Сицилию.

Сульпиций Север (360–420). Уроженец Бордо. Увлечение латинскими классиками: Саллюстий и Тацит. В 390 овдовел и удалился в монастырь на юге Италии. Увлекался Пелагием, но раскаялся. Жизнь св. Мартина (ок. 397). Христианский историк. Создает привлекательный образ апостола, аскета, чудотворца. Создал новый литературный жанр агиографии. Пропаганда монашеского идеала и защита его от яростных нападок как со стороны язычников, так и со стороны многих христиан, которым аскетизм монахов, нередко доходящий до крайности, казался противоестественным и потому вызвал отвращение. Талант рассказчика. С. 102. Ок. 400 Хроника в двух книгах. Сжатое изложение Священной истории от Сотворения мира до времени автора.

Иоанн Кассиан (360–415–435).

Добруджа (Румыния). В ранней молодости монах в Вифлееме. Одинаково хорошо владел латинским и греческим. С 385 с другом Германом в Египте. Духовное странничество. В 400 Иоанн Златоуст (Хрисостом) рукополагает в диаконы в Константинополе. В 405 в Риме возведен в священнический сан. Дружба со Львом. В 429–430 по его просьбе пишет трактат против Нестория О воплощении Господа. В 415 в Массилии основывает мужской и женский монастырь.

Основные принципы, достоинства и практику монашеской жизни Кассиан разъясняет в 12-ти книгах «Об установлении киновий и о средствах против восьми главных грехов» (417, 419–426?). За образец он взял организации монашеских общин Египта. Цель – познакомить западное монашество с практическим и духовным опытом и укладом жизни восточных монахов.

Это – своего рода устав, или «правило» монашеской жизни, который имел преимущество перед уставом св. Пахомия (пер. бл. Иеронима) и правилами св. Василия Великого (пер. Руфина), так как был адаптирован к условиям западной жизни и климата. Многие идеи Кассиана использовал в своем Монастырском Уставе Бенедикт Нурсийский, реформатор западноевропейского монашества.

Главное сочинение – Собеседования Отцов (420–429). Кассиан воспроизводит беседы на духовные темы с монахами и отшельниками в Египте. Это не диалоги, а длинные речи в ответ на заданные вопросы. Для монашеского движения Запада значение этого труда неоценимо. В нем определена цель монашества – созерцательная жизнь и указываются средства для ее достижения – посты, бдения, чтение и обдумывание священных текстов, псалмопение и молитва (с. 163). Расширяет жанр Патерика.

Не просто передает сведения и собственные наблюдения, но ищет ответов на проблемы духовного совершенства. Не только «примеры», но поучения.

Предваряя книги «Установлений», предупреждает, что не станет рассказывать о чудесах Святых Отцов, поскольку чудеса, возбуждая удивление, мало способствуют святой жизни, тогда как целью его книги является указание путем к исправлению нравов и духовному совершенству. Эта сдержанность по отношению к чудесам (разумеется, не отменяющая веры в чудеса как таковые) обличает в Кассиане человека, еще не принадлежащего к миру средневековой культуры. В этом легко убедиться. Сравнив атмосферу его книг с той атмосферой ожидания чуда, которая характерна для сочинений Григорий Великого, Беды и особенно Григория Турского.

Сальвиан (400–после 450). Трир, Галлия. Свидетель варварских набегов. С 425 в Леринском монастыре (на острове в Средиземном море). Епископ Лиона Евхерий доверяет ему воспитание своих сыновей. С 439 – священник в Массилии. Дожил до глубокой старости. Проповедник: против алчности. К вселенской церкви. 450 – О мироправлении Божием. С. 164–167.

Бенедикт Нурсийский (480–543) Из знатного рода, риторически-литературное образование. Аскеза и бичевание. Монте-Кассино (529?). На месте развалин языческого храма Аполлона церкви Иоанна Крестителя и св. Мартина. Убежище во время войны Византии с готами. Воспитание детей. Устав Бенедикта. Монах трудами послушания стремится вернуться к Тому. Кого покинул из-за непослушания. Отказ от личных желаний. Воинский отряд, подчиненный дисциплине. Идет далее Василия и Кассиана, обособляя монахов от мира и прикрепляя к месту. Полная нищета. Целомудрие, молчание. Лестница из 12 ступеней смирения описана в Уставе. Общаясхема монашеской жизни, систематичность и гибкость. Иероним, Августин, Пахомий, Василий, Кассиан. Культурное значение ученых занятий, параллельно развившихся в монастыре Кассиодора, потом примкнувшем к бенедиктинцам. Братьев, не читающих в положенное время, устав называет лентяями. 1-2 часа чтения в день. Связь новой монастырской культуры со школьной культурой Древнего Рима.

Кассиодор (ок. 490–ок. 583). Служба при дворе Теодориха и его преемников. Начальник королевской канцелярии. Политическая гибкость. Ревностно проводил политику Теодориха – попытку слияния готов с римлянами и создания мощного государства на месте рухнувшей Западной Римской империи. С 540 отказывается от политической деятельности, покидает двор и в родовом имении на юге Италии основывает монастырь Вивариум (получивший название от садков с живой рыбой). После удаления от дел с усердием берется за устроение монастыря, работу над уставом монастырской жизни и литературную деятельность. В этой области явился предшественником Бенедикта Нурсийского: первой обязанностью монаха он счет не физический труд, а заботу о своем умственном и духовном развитии. Намеревался создать в Риме академию богословских наук (Об изучении наук божественных и человеческих). Создал большую библиотеку, поощрял работу переписчиков (антиквариев): своим трудом они «борются тростником и чернилами против коварных козней Диавола и наносят ему столько ран, сколько слов Господних они переписывают». Не запрещает и изучения светских наук, но советует овладевать только их началами. Одобряет лечебное дело, а для малоспособных – садоводство, земледелие, рыболовство.

Григорий Великий (Двоеслов) (ок. 540–590–604)

Григорий Турский: «Он принадлежал к одному из первых сенаторских родов, с юности был благочестив, на собственные средства основал в Сицилии шесть монашеских общин, а седьмую в Риме… Остальное же имущество распродал и раздал бедным… Стал носить скромное платье и был посвящен в качестве седьмого диакона для служения престолу Господа» (10-1). Должность претора. С 579 по 585 в Византии в качестве папского нунция, где сдружился с братом Исидора Севильского. С 590 по 604 занимал папский престол. Энергичный и рачительный правитель. Заботился о снабжении Рима хлебом, посещал церковные имения, входил вовсе подробности хозяйства и финансов. Пастырь и проповедник. Ученый человек, хотя отрицал знание греческого. В декларативных высказываниях к занятиям риторикой и к античным авторам относился отрицательно, считая «недостойным поступком подчинять слова небесного пророка грамматике Доната» и порицал вьеннского епископа Дезидерия за то, что тот обучал свою паству грамматике по произведениям язычников. Нравственные поучения, Проповеди. Патырский устав – руководство и наставления для священников. Диалоги о житии и чудесах италийских Отцов – четыре книги очень просто изложенных легенд о святых, в том числе Бенедикте Нурсийском. Расчет на самых необразованных читателей. Впервые появляются видения, любимый жанр средневековой литературы. Учение об очистительном огне, откуда представление о чистилище. Гимны, антифонарий, григорианское пение.

Григорий Великий – вообще центральная фигура целой эпохи. Но если его энергичная и многосторонняя, руководимая достойными мотивами и в то же время прагматически успешная деятельность обычно импонирует историографии последних двух веков, то его облик как писателя и мыслителя вызывает, как правило, куда менее позитивную оценку. Слишком очевидны такие его черты, как тенденция к опрощению и упрощению, к общепонятному назиданию, к усвоению церковной доктриной народных поверий, как недоверие к языческому культурному наследию, а порой, как кажется, – и к христианскому умствованию.

Когда мы его читаем, мы попадаем в совсем иной мир по сравнению даже с самыми «средневековыми» пассажами позднего Августина. Но это означает лишь, что он был человеком совсем иного времени, чем время Августина; ориентация его мысли и творчества была адекватна запросам современников. Средневековый читатель ценил его очень высоко, не только как святого, но и как автора. Для расхожего типа складывавшейся «клерикальной» культуры Запада, для тех ее проявлений, которые наиболее непосредственно воздействовали на религиозность народа, Григорий не менее, а порой более важен, чем Августин.

Колумбан (?–585–615). Бангор, Ирландия. Прибыл ко двору бургундского короля в 585 г. Три монастыря со строгим уставом и дисциплиной. Как строгий монах он своей жизнью невольно обличал распущенность галльского клира. Обличал распущенную жизнь Теодориха, поощряемого бабкой Брунгильдой. Бежал в 610 г. в Нейстрию, Австразию, Цюрих (оставил на берегах озера св. Галла). Потом в Ломбардии основал монастырь Боббио. Расходился с римским престолом в дне празднования Пасхи. Почил в 615 г.

Вопросы к экзамену по религиоведению (4 курс)

Составитель – проф. Гвоздецкая Н.Ю.

1. Исторический контекст и предпосылки возникновения христианства. Раннее христианство на Западе (1-3 вв.).

2. Понятие христианской Церкви: учение, таинства, иерархия. Догматические и обрядовые особенности католицизма.

3. Отношения Церкви и римского государства в 4–6 вв. Крещение варваров.

4. Особенности развития Церкви Британии.

5. Англосаксонская церковь и ее роль в политической и культурной жизни средневекового Запада.

6. Церковь в королевстве франков. Ее политическое и культурное значение.

7. Появление и развитие монашества на раннесредневековом Западе.

8. История вселенских соборов и роль в них римского престола.

9. История и факторы возвышения римского престола. Формирование идеи папской власти.

10. История разделения церквей Востока и Запада.

11. Христианское просвещение и богословие на раннесредневековом Западе.

12. Взаимоотношения и конфликт духовной и светской власти на средневековом Западе.

13. Монашество и монашеские ордена на Западе в эпоху классического средневековья.

14. Рациональное и мистическое богословие на Западе в эпоху классического средневековья.

15. Еретические и предреформационные движения на Западе в эпоху классического средневековья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: