double arrow

Углубленного изучения футбола


Зейнетдинов А. С.

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева

Чебоксары, Россия

В последние десятилетия среди учащейся молодежи наблюдается тенденция снижения показателей здоровья и физического развития. Современные школьники недостаточно вооружены знаниями в области физической культуры и спорта, способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности и двигательными навыками и умениями. Результаты научных исследований свидетельствуют о снижении, начиная с подросткового возраста, интереса учащихся к урокам физической культуры.

Это говорит о том, что система физического воспитания школьников переживает системный кризис, который касается практически всех ее сторон: целей и задач, содержания, средств, методов и форм организации учебного процесса, педагогического контроля. Поэтому повышение эффективности физического воспитания школьников выступает в качестве одной из актуальных задач современного общества. Один из направлений совершенствования физического воспитания школьников выступает ориентация при выборе содержания физкультурного образования на индивидуальное своеобразие физкультурно-спортивных интересов занимающихся.




Вместе с тем анализ литературы показывает, что вопросы совершенствования физического воспитания школьников на основе углубленного изучения избранного ими вида физических упражнений являются на сегодняшний день малоисследованными.

В связи с этим проблема нашего исследования сформулирована следующим образом: при каких педагогических условиях физическое воспитание учащихся 5-7 классов общеобразовательной школы на основе углубленного изучения футбола обеспечит существенное повышение эффективности образовательного процесса?

Решение этой проблемы выступает в качестве цели нашего исследования.

Гипотеза исследования: повышение эффективности физического воспитания учащихся ступени основного общего образования на основе углубленного изучения футбола возможно, если:

· разработать учебную программу, объединяющую базовый компонент содержания физкультурного образования и программный материал по футболу, с постепенным усилением от класса к классу относительного объема времени для изучения футбола;

· создать организационные условия для усвоения содержания этой программы в рамках учебного расписания и во внеурочное время;

· реализовать образовательную направленность учебного процесса, обеспечивающую учащихся необходимыми и достаточными знаниями в качестве ориентировочной основы управления как отдельными двигательными действиями в форме физических упражнений, так и физкультурно-спортивной деятельностью в целом;



· организовать обучение технике футбола как целостной системе взаимосвязанных между собой движений и действий;

· обеспечить взаимосвязь изучения базового и вариативного компонентов содержания учебной программы при ведущей, систематизирующей роли учебного материала по футболу;

· определить успешное выступление в соревнованиях по футболу в качестве текущих и промежуточных целей овладения содержанием учебной программы.

Для достижения цели исследования с учетом содержания гипотезы наминами последовательно решались следующие частные задачи:

1. Раскрыть особенности реализации личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании школьников.

2. Разработать экспериментальную учебную программу физического воспитания учащихся ступени основного общего образования на основе углубленного изучения футбола.

3. Определить педагогические условия совершенствования физического воспитания школьников на основе усвоения содержания этой программы и экспериментально обосновать эффективность их реализации в образовательном процессе.

Результаты исследования. В настоящее время перед образованием в соответствии с новым педагогическим мышлением выдвигается задача создания условий для самоопределения и творческой самореализации личности на основе реализации личностно-ориентированного подхода к определению целей и содержания образовательного процесса, в том числе и физического воспитания.



Методологической основой совершенствования физического воспитания школьников выступает философско-культурологический подход, предполагающий приоритетную направленность на формирование положительного ценностного отношения учащихся к занятиям физической культурой и вооружение их знаниями, умениями и навыками организации физкультурно-спортивной деятельности. Решение этих задач позволяет создать внутренние личностные предпосылки для вовлечения учащихся в занятия физическими упражнениями во внеурочное время для сохранения и укрепления здоровья, развития физических качеств и совершенствования функциональных возможностей организма.

Одним из перспективных направлений реализации личностно-ориентированного подхода в физкультурном образовании школьников выступает учет индивидуального своеобразия физкультурно-спортивных интересов и способностей каждого школьника в области физической культуры.

Для реализации этого направления нами разработана экспериментальная учебная программа физического воспитания. В соответствии с этой программой целью обучения школьников в образовательной области «физическая культура» выступает формирование физической культуры личности, как ее интегральной характеристики, обуславливающей готовность к активному творческому присвоению ценностей современной физической культуры для сохранения и укрепления личного здоровья, физического совершенствования, успешности будущей профессиональной деятельности.

Формирование физической культуры личности обеспечивается через решение системы взаимосвязанных задач,таких, как: формирование осознанного и действенного интереса к занятиям футболом; вооружение знаниями, необходимыми для творческого управления своей физкультурно-спортивной деятельностью, в том числе и в области футбола; вооружение на уровне умений способами физкультурно-спортивной деятельности, в том числе и в области футбола, сучетом своих потребностей, способностей и конкретных условий; сохранение и укрепление здоровья; развитие физических качеств; совершенствование функциональных возможностей организма.

Нами в содержанииучебной программы выделены три раздела: 1) знания; 2) умения (владение способами деятельности); 3) физические качества.

Знания условно подразделяются нами на три группы: теоретические, практические и методические. Теоретические знания в области физической культуры, в свою очередь, включают в себя знания о физической культуре как части общечеловеческой культуры (социокультурные знания), знания о человеке как субъекте физической культуры (психологические, физиологические и анатомические). Практические знания отражают сведения о требованиях к правильному и точному выполнению изучаемых физических упражнений. Методические знания содержат информацию о том, как правильно строить занятия физическими упражнениями, чтобы достичь желаемого эффекта.

Умения подразделяются на две группы: двигательные умения и навыки выполнения физических упражнений и умения управлять своей физкультурной деятельностью (методические умения).

Третьим разделом учебной программы является раздел «Физические качества». В нем содержится учебный материал, направленный на развитие скоростных, скоростно-силовых, силовых качеств, координационных способностей (ловкости), гибкости и общей выносливости.

На основе анализа и обобщения литературы по проблеме исследования нами выделены и теоретически обоснованы основные педагогические условия эффективной реализации разработанной нами учебной программы:

1) свободный выбор каждым учащимся вида физических упражнений в соответствии с индивидуальным своеобразием своих физкультурно-спортивных интересов и двигательных способностей;

2) включение в содержание физического воспитания соревновательной деятельности по избранному учащимися виду спорта;

3) образовательная направленность физического воспитания.

4) единство базового и вариативного направлений физического воспитания

5) реализация принципа обобщения в обучении двигательным действиям, составляющим содержание избранного учащимися вида спорта – футбола.

6) формирование у учащихся полноценной ориентировочной основы разучиваемых технических приемов.

Для практического обоснования эффективности применения экспериментальной учебной программы был проведен трехлетний формирующий педагогический эксперимент – с сентября 2004 года по май 2007 года.

В педагогическом эксперименте приняли участие две группы мальчиков, обучающихся на момент начала эксперимента в 5 классе. Контрольную группу составили мальчики, обучающиеся в СОШ № 59 г. Чебоксары. Экспериментальная группа была сформирована из мальчиков, обучающихся в СОШ № 61 г. Чебоксары. Комплектование групп испытуемых осуществлялось из учащихся классов одной параллели с учетом интересов занимающихся к футболу.

Физическое воспитание в контрольной группе осуществлялось в урочной и внеурочной формах организации учебной деятельности. На уроках физической культуры (по три урока в неделю) они осваивали учебный материал предмета «Физическая культура», занимаясь в составе своих школьных классов. Во второй половине дня испытуемые контрольной группы занимались футболом два раза в неделю в составе учебно-тренировочной группы учреждения дополнительного образования детей спортивной направленности, функционирующего на базе СОШ № 59. Учебный процесс на уроках физической культуры и учебно-тренировочный процесс по футболу во внеурочное время осуществлялись в рамках традиционных подходов к их содержательному, методическому и организационному обеспечению.

Физическое воспитание учащихся экспериментальной группы осуществлялось на основе учебной программы с углубленным изучением футбола с учетом выделенных нами педагогических условий.

В начале эксперимента (сентябрь 2004 г.), после первого года (сентябрь 2005 года), второго года (сентябрь 2006 года) и по окончании эксперимента (май 2007 года) у испытуемых обеих групп определялись показатели:

1) развития физических качеств;

2) качества усвоения теоретических и методических знаний и методических умений в предметной области «Физическая культура»;

3) качества усвоения знаний и двигательных умений выполнения технических приемов футбола;

4) технической подготовленности;

5) интереса к урокам физической культуры и к занятиям футболом

Сравнительный анализ экспериментальных данных свидетельствует об отсутствии достоверных различий в показателях физических качеств испытуемых обеих групп. Это говорит о том, что традиционные подходы к физическому воспитанию учащихся 5-7 классов в сочетании с занятиями футболом в учреждениях дополнительного образования и физическое воспитание на основе экспериментальной учебной программы с углубленным изучением футбола являются примерно одинаковыми по эффективности педагогического воздействия на развитие физических качеств.

Сравнивая показатели испытуемых обеих групп с нормативными требованиями к физической подготовленности, можно отметить положительное влияние занятий футболом на развитие координационных способностей, скоростно-силовых качеств и общей выносливости. Наряду с этим показатели скоростных качеств, гибкости и силовых качеств сохранялись на среднем уровне развития.

При тестировании знаний по предмету «Физическая культура» установлено, что испытуемые экспериментальной группы лучше справились с тестовыми заданиями после первого, второго года обучения и в конце педагогического эксперимента (таблица 1).

Таблица 1 – Динамика показателей качества усвоения знаний по предмету «Физическая культура», (Х ± d)

Время тестирования Группы испытуемых Показатели качества усвоения знаний, баллы
Начало эксперимента КГ, n=24 5,24±2,06
ЭГ, n=23 5,46±2,51
Р > 0.05
1-й год эксперимента КГ, n=22 5,78±2,12
ЭГ, n=22 7,64±1.62
Р < 0.05
2-й гол эксперимента КГ, n=21 6,12±2,44
ЭГ, n=20 8,50±1,30
Р < 0.01
3-й год эксперимента КГ, n=21 21,32±8,64
ЭГ, n=20 32,08±5,30
Р < 0.001

Выявлено, что испытуемые экспериментальной группы лучше справились с методическими заданиями: после первого года обучения их преимущество составило 1,86 балла, после второго года – 1,84 балла, в конце эксперимента – 2,06 балла (таблица 2).

Таблица 2 – Динамика показателей качества усвоения методических умений по предмету «Физическая культура» (Х ± d)

Время тестирования Группы испытуемых Показатели качества усвоения методических умений, баллы
1-й год эксперимента КГ, n=22 5,10±2,32
ЭГ, n=22 6,96±2,08
Р < 0.01
2-й гол эксперимента КГ, n=21 5,48±2,72
ЭГ, n=20 7,32±1,56
Р < 0.01
3-й год эксперимента КГ, n=21 6,02±2,38
ЭГ, n=20 8,08±1,30
Р < 0.001

Испытуемые экспериментальной группы после первого года обучения имели лучшие показатели качества усвоения знаний ориентировочной основы изученных ими технических приемов: удара внутренней стороной стопы и остановки опускающегося мяча подошвой. Они безошибочно выполнили в среднем соответственно 7,96 и 7,24 задания из 10 возможных (таблица 3).

Таблица 3 – Динамика показателей качества усвоения знаний технических приемов, (Х ± d)

Время тестирования Технические приемы   Показатели качества усвоения знаний, баллы
1-й год эксперимента Удар внутренней стороной стопы КГ, n=22 4,88±2,92
ЭГ, n=22 7,96±1,91
Р < 0.001
Остановка опускающегося мяча подошвой КГ, n=22 4,52±2,12
ЭГ, n=22 7,24±1.62
Р < 0.001
2-й гол эксперимента Удар по мячу серединой подъема КГ, n=21 5,17±2.87
ЭГ, n=20 8,05±1,75
Р < 0.001
Удар по мячу серединой лба КГ, n=21 5,32±2,12
ЭГ, n=20 7,81±1.92
Р < 0.001
Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы КГ, n=21 6,02±2,31
ЭГ, n= 20 8,25±1,23
Р < 0.001
3-й год эксперимента Все технические приемы 6,12±2,44 5,64±2.22
8,50±1,30 8,75±2,19
< 0.01 < 0.001

Аналогичные показатели испытуемых контрольной группы составили 4,88 и 4,52 балла. После второго года обучения они имели преимущество в знаниях способов выполнения удара по мячу серединой подъема, удара серединой лба по летящему навстречу мячу, остановки катящегося мяча внутренней стороной стопы (соответственно 8,05, 7,81 и 8,25 балла против 5,17, 5,32 и 6,02 балла у испытуемых контрольной группы).

По окончании эксперимента достоверно лучшими знаниями техники: они набрали в среднем 8,75 балла, в то время как у испытуемых контрольной группы средний показатель качества усвоения знаний составил всего 5,64 балла.

Испытуемым по окончании эксперимента предлагалось определить, какие элементы являются общими для сравниваемых технических приемов. Всего предлагалось 10 тестовых заданий. Установлено, что испытуемые экспериментальной группы выявили в сравниваемых технических приемах в среднем 18,28 ± 3,26 общих элементов. Испытуемые контрольной группы выявили в среднем только 6,16 ± 2,73 общих элементов.

Сравнительный анализ качества выполнения технических приемов показывает, что испытуемые экспериментальной группы допускают значительно меньше двигательных ошибок (таблица 4).

Таблица 4 – Динамика показателей качества усвоения технических приемов,

(Х ± d)

Время тестирования Технические приемы   Показатели качества усвоения технических приемов, баллы
1-й год эксперимента Удар внутренней стороной стопы КГ, n=22 5,11±2,53
ЭГ, n=22 7,16±1,69
Р < 0.001
Остановка опускающегося мяча подошвой КГ, n=22 5,59±2,31
ЭГ, n=22 7,94±1.85
Р < 0.001
2-й гол эксперимента Удар по мячу серединой подъема КГ, n=21 5,43±2,61
ЭГ, n=20 8,09±1.26
Р < 0.001
Удар по мячу серединой лба КГ, n=21 6,78±2,20
ЭГ, n=20 8,33±1.25
Р < 0.001
Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы КГ, n=21 6,92±2,11
ЭГ, n=20 8,74±1,31
Р < 0.001
3-год эксперимента Все технические приемы 6,12±2,44 6,18±2,46
8,50±1,30 8,31±1.12
< 0.01 < 0.001

В частности, после первого года обучения они лучше справились с заданием правильно выполнить удар внутренней стороной стопы и остановку опускающегося мяча подошвой. После второго года обучения они с меньшим количеством ошибок выполнили удар серединой подъема, удар серединой лба по летящему навстречу мячу и остановку катящегося мяча внутренней стороной стопы. Средняя оценка качества практического усвоения технических приемов испытуемых экспериментальной группы по окончании эксперимента достоверно выше (8,31 балла), чем у испытуемых контрольной группы (6,18 балла).

При сравнении показателей технической подготовленности выявлено, что после первого года обучения испытуемые экспериментальной группы лучше справились с заданием выполнить упражнение «Прием-передача мяча внутренней стороной стопы» (таблица 5).

После второго года обучения у испытуемых экспериментальной группы наблюдались достоверно лучшие результаты по сравнению с данными контрольной группы во всех шести тестовых упражнениях: жонглировании ногами – на 14,22 удара, жонглировании головой – на 7,07 удара, приеме-передаче мяча внутренней стороной стопы – на 1,20 с, ведении мяча – на 1,34 с, ударе серединой подъема на точность – на 2,46 балла, ударе по мячу серединой лба на дальность – на 2,24 м. По окончании педагогического эксперимента преимущество испытуемых экспериментальной группы в уровне технической подготовленности стало еще более значимым.

В начале эксперимента испытуемые обеих групп не отличались между собой в уровне развития интереса к футболу и к урокам физической культуры.

Для испытуемых обеих групп занятия футболом обладают высокой эмоциональной привлекательностью (3,32 и 3,35 балла), которая сохраняется на высоком уровне развития на протяжении всего эксперимента.

В процессе эксперимента показатели мотивационного компонента интереса незначительно улучшились в контрольной (от 2,45 до 2,55 балла) и экспериментальной (от 2,48 до 2,63 балла) группах испытуемых. При этом различия в уровне развития этих компонентов между испытуемыми обеих групп не достигают уровня значимости.

Волевой и познавательный компоненты интереса к футболу среди испытуемых экспериментальной группы существенно повысились – от 2,55 и 2,42 балла – в начале эксперимента до 2,81 и 2,82 балла – в конце эксперимента. Наряду с этим, уровень развития этих компонента среди испытуемых контрольной группы за время эксперимента практически не изменился.

Среди испытуемых экспериментальной группы наблюдается тенденция усиления интереса к занятиям футболом: от 2,70 до 2,94 балла. Интерес испытуемых другой группы к занятиям футболом за время эксперимента практически не изменился: 2,66 балла в начале, и 2,76 балла – в конце эксперимента.

Обращает внимание тенденция снижения интереса к урокам физической культуры, наблюдаемая в ходе эксперимента среди испытуемых контрольной группы: от 2,69 балла 2,36 балла, в то время как этот показатель среди испытуемых другой группы почти не изменился (2,73 балла – в начале, и 2,75 балла – в конце эксперимента).

Таким образом, результаты формирующего педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что:

1) занятия избранным видом спорта (футболом) обладают для учащихся 5-7 классов высокой эмоциональной привлекательностью, которая сохраняется в течение всего эксперимента;

Таблица 5

Динамика показателей технической подготовленности испытуемых

контрольной и экспериментальной группы

Время тестирования Технические приемы Группы испытуемых Показатели технической подготовленности, баллы
1-й год эксперимента Жонглирование ногами, удары КГ, n=22 10,46±6,17
ЭГ, n=22 10,90±5,81
Р > 0,05
Жонглирование головой, удары КГ, n=22 4,12±2,41
ЭГ, n=22 4,32±2.62
Р > 0,05
Прием-передача внутренней стороной стопы, с КГ, n=21 10,21±1,32
ЭГ, n=20 8,70±1,54
Р < 0,01
Ведение мяча 3х15 м, с КГ, n=21 18,28±2,20
ЭГ, n=20 17,94±2,35
Р > 0,05
2-й год эксперимента Жонглирование ногами, удары КГ, n=22 21,24±7,06
ЭГ, n=22 35,46±6,51
Р < 0,001
Жонглирование головой, удары КГ, n=22 10,17±3,42
ЭГ, n=22 17,24±4,13
Р < 0,001
Прием-передача внутренней стороной стопы, с КГ, n=21 8,98±1,85
ЭГ, n=20 7,18±1.49
Р < 0,001
Ведение мяча 3х15 м, с КГ, n=21 16,64±1,75
ЭГ, n=20 15,38±1.41
Р < 0,05
Удар серединой подъема на точность, баллы КГ, n=22 7,23±1,47
ЭГ, n=22 9,69±1,92
Р < 0,001
Удар серединой лба на дальность, м КГ, n=22 6,70±2,43
ЭГ, n=22 8,94±2.35
Р < 0,01
Конец эксперимента Жонглирование ногами, удары КГ, n=22 35,24±12,32
ЭГ, n=22 51,49±12,51
Р < 0,001
Жонглирование головой, удары КГ, n=22 15,25±3,61
ЭГ, n=22 27,08±4,69
Р < 0,001
Прием-передача внутренней стороной стопы, с КГ, n=21 7,75±1,22
ЭГ, n=20 5,46±1,09
Р < 0,001
Ведение мяча 3х15 м, с КГ, n=21 15,92±1,62
ЭГ, n=20 14,44±1.62
Р < 0,001
Удар серединой подъема на точность, баллы КГ, n=22 11,36±3,59
ЭГ, n=22 16,64±3,.12
Р < 0,001
Удар серединой лба на дальность, м КГ, n=22 8,82±2,91
ЭГ, n=22 11,04±2.17
Р < 0,001

2) традиционные подходы к физическому воспитанию учащихся 5-7 классов в сочетании с занятиями футболом в учреждениях дополнительного образования и физическое воспитание на основе экспериментальной учебной программы с углубленным изучением футбола, с учетом комплекса выделенных нами педагогических условий, являются примерно одинаковыми по эффективности педагогического воздействия на развитие физических качеств;

3) при традиционных подходах к физическому воспитанию наблюдается снижение интереса учащихся к урокам физической культуры при сохранении высокого интереса к занятиям футболом во внеурочное время;

4) включение футбола в содержание физического воспитания учащихся 5-7 классов оказывает существенное влияние на развитие координационных способностей, скоростно-силовых качеств и общей выносливости;

5) физическое воспитание учащихся 5-7 классов на основе экспериментальной учебной программы с углубленным изучением футбола, с учетом выделенных нами педагогических условий, обеспечивает: а) существенное повышение качества усвоения знаний и методических умений по предмету «Физическая культура» и знаний ориентировочной основы технических приемов футбола; б) формирование представлений о технике футбола как о целостной системе технических приемов с выделением общего и частного в их содержании; в) существенное повышение качества практического усвоения технических приемов; г) существенное повышение быстроты и точности выполнения технических приемов; д) высокие темпы развития мотивационного, волевого и познавательного компонентов интереса к футболу и интереса к футболу в целом; е) сохранение высокого уровня интереса к урокам физической культуры.







Сейчас читают про: