double arrow

Императрица Екатерина II(1762-1796 гг.)


Политика «просвещенного абсолютизма» в России

Екатерина II - чистокровная немка. Приехала в Россию в юном возрасте в качестве невесты Петру III. Она вышла замуж за Петра III и при крещении в пра­вославие получила имя Екатерина II. 18 лет супруги прожили вместе. Через 9 лет совместной жизни у них родился сын Павел I. Петр III был наследником престола, а правительницей в стране была императрица Елизавета Петровна - дочь Петра I. Елизавета Петровна отобрала у Екатерины II сына и воспитала его сама. После смерти Елизаветы Петровны (в декабре 1761 г.) им­ператором стал Петр III. Он не любил Екатерину II, хотел с ней развестись. Через полгода, в июне 1762 года, в день рождения Петра III Екатерина II со­вершила переворот в свою пользу, при помощи гвардейцев заставила Петра III подписать отречение от престола и отправила его в ссылку. В ссылке Петр III погиб. Екатерина II совершила двойной захват власти: отняла власть у мужа и не передала ее сыну - Павлу I.

Екатерина II - получи­ла выход к Черному морю и присоединила Крым, лишила церковь экономической независимости, и перевела духовенство на бюджет, разделила страну на 50 губерний и усовершенствовала их управление, упорядочила деят-ть Сената.




Царствование Екатерины II положило начало эпохе «просвещенного абсолютизма», к-ая продолжалась в России до 1815г. Екатерина II делала все в интересах дворян. И политика ее – «просвещенный абсолютизм» - это укрепление власти дворян в усл. развития буржуазных отн-ий.

Выделяют 2 этапа деят-ти Екатерины II:

1. 1762-1775гг. – проводятся реформы;

2. 1775-1796гг. – сокращается пр-ма реформ после крест. войны по рук-вом Е.Пугачева.

Правление Екатерины II - «золотой век» русского дворянства.

Дворяне (помещики) получили: право владеть землей в неограниченном количестве, право не служить, если они этого не желали; право ссылать крестьян на каторгу в Сибирь без суда и следствия, крестьянам запретили жаловаться на помещиков; освобождались от телесных наказаний и государственных податей (налогов).

В 60-70-х годах, при Екатерине II, была создана система учебных заведений с едиными учебными планами, с единой методикой преподавания.

Для дворянских детей предназначались привилегированные кадетские корпуса. Открывались лицеи. В С.-Петербурге было открыто «Воспитательное общество благородных девиц» при Смольном монастыре Для разночинцев - училища. Выйдя из училища, разночинцы должны были составить новое сословие - ученых, художников, ремесленников, учителей, врачей и др. Действовал Московский университет. Была открыта Академия по изучению словесности. Крепостным крестьянам запрещалось учиться. Было введено местное самоуправление в городах – Городская Дума и городской суд. Была создана разветвленная система судов: гражданских, уголовных, сословных. Высш.суд-Сенат.







Сейчас читают про: