Органы правосудия и надзора за законностью

Местные органы государственной власти

На местах власть осуществлялась выборными советами де­путатов трудящихся краевыми, областными, окружными, районными, городскими, сельскими. Советы собирались на сессии от 4 (краевые и областные) до 12 (городские и сельские) раз в год. Каждая сессия избирала своего председателя и секре­таря. Исполнительно-распорядительными органами советов были исполнительные комитеты, избираемые советами в соста­ве председателя, его заместителей, секретаря и членов. В не­больших селах исполнительно-распорядительными органами советов являлись избираемые ими председатель совета, его за­меститель и секретарь. Исполнительные органы советов полно­стью были им подчинены и перед ними ответственны. По от­дельным отраслям управления советы образовывали отделы, подчиненные исполкому совета и совету, с одной стороны, и отделам вышестоящих советов, вплоть до соответствующего министерства, — с другой. Соответственно, и исполнительные комитеты советов подчинялись, с одной стороны, соответствующему совету, а с другой — исполкому вышестоящего сове­та, вплоть до СМ в качестве высшего исполнительного и рас­порядительного органа власти. Система двойного подчинения являлась выражением принципа демократического централизма как основа принципа взаимоотношений центра и мест в совет­ском государстве.

Большую роль в работе советов играли постоянные комис­сии, избираемые советами и состоящие из депутатов советов. Постоянные комиссии советов образовывались по основным отраслям работы советов, они выполняли поручения советов, проверяли работу отделов советов и т. п.

Советская судебная система была построена на началах со­ветского демократизма. Все суды — выборные. Народные судьи избирались непосредственно населением районов сроком на 3 года. Суды высших инстанций избирались краевыми, област­ными, окружными советами сроком на 5 лет, на такой же срок избирались соответствующими Верховными Советами и Вер­ховные суды Союза, союзных и автономных республик. По Конституции судьи были независимы и подчинялись только за­кону, на деле большинство судей были членами ВКП(б)/КПСС и подчинялись партийной дисциплине, а также могли быть от­странены от должности до истечения срока полномочий или не рекомендованы к избранию на новый срок. В судах обеспечи­валось право обвиняемых на защиту и ведение судопроизводст­ва на языке большинства населения данной местности. Лицам, не владеющим этим языком, обеспечивалось ознакомление с материалами дела через переводчиков и право выступать на родном языке.

Надзор за законностью осуществлялся органами прокурату­ры. На прокурора (с 19 марта 1946 г. Генерального прокурора) СССР возложен Конституцией СССР высший надзор за точ­ным исполнением законов министерствами и подведомствен­ными учреждениями, отдельными должностными лицами и уч­реждениями (надзор за законностью действий СМ осуществлял Президиум ВС). Прокурор наблюдал также за правильностью и законностью расследования дел, он выступал на суде как пред­ставитель государственного обвинения, опротестовывал приговоры и решения суда, вынесенные с нарушением закона или недостаточно обоснованные. Все эти задачи прокуратуры пред­полагали независимость органов прокуратуры от местных орга­нов власти, управления и суда и вообще от местных влияний. Это вытекает из принципа централизации власти, из требова­ния единообразного понимания законности во всем государст­ве. Этим объясняется специфическая особенность в построе­нии органов прокуратуры. Генеральный прокурор назначался ВС СССР на 7 лет. Он назначал республиканских, краевых и областных прокуроров, а также прокуроров автономных рес­публик и автономных областей на 5 лет. Прокуроры союзных республик, с утверждения Генерального прокурора СССР, на­значали окружных, городских и районных прокуроров сроком на 5 лет. Все органы прокуратуры подчинялись только Гене­ральному прокурору СССР.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: