Местные органы государственной власти
На местах власть осуществлялась выборными советами депутатов трудящихся краевыми, областными, окружными, районными, городскими, сельскими. Советы собирались на сессии от 4 (краевые и областные) до 12 (городские и сельские) раз в год. Каждая сессия избирала своего председателя и секретаря. Исполнительно-распорядительными органами советов были исполнительные комитеты, избираемые советами в составе председателя, его заместителей, секретаря и членов. В небольших селах исполнительно-распорядительными органами советов являлись избираемые ими председатель совета, его заместитель и секретарь. Исполнительные органы советов полностью были им подчинены и перед ними ответственны. По отдельным отраслям управления советы образовывали отделы, подчиненные исполкому совета и совету, с одной стороны, и отделам вышестоящих советов, вплоть до соответствующего министерства, — с другой. Соответственно, и исполнительные комитеты советов подчинялись, с одной стороны, соответствующему совету, а с другой — исполкому вышестоящего совета, вплоть до СМ в качестве высшего исполнительного и распорядительного органа власти. Система двойного подчинения являлась выражением принципа демократического централизма как основа принципа взаимоотношений центра и мест в советском государстве.
|
|
Большую роль в работе советов играли постоянные комиссии, избираемые советами и состоящие из депутатов советов. Постоянные комиссии советов образовывались по основным отраслям работы советов, они выполняли поручения советов, проверяли работу отделов советов и т. п.
Советская судебная система была построена на началах советского демократизма. Все суды — выборные. Народные судьи избирались непосредственно населением районов сроком на 3 года. Суды высших инстанций избирались краевыми, областными, окружными советами сроком на 5 лет, на такой же срок избирались соответствующими Верховными Советами и Верховные суды Союза, союзных и автономных республик. По Конституции судьи были независимы и подчинялись только закону, на деле большинство судей были членами ВКП(б)/КПСС и подчинялись партийной дисциплине, а также могли быть отстранены от должности до истечения срока полномочий или не рекомендованы к избранию на новый срок. В судах обеспечивалось право обвиняемых на защиту и ведение судопроизводства на языке большинства населения данной местности. Лицам, не владеющим этим языком, обеспечивалось ознакомление с материалами дела через переводчиков и право выступать на родном языке.
Надзор за законностью осуществлялся органами прокуратуры. На прокурора (с 19 марта 1946 г. Генерального прокурора) СССР возложен Конституцией СССР высший надзор за точным исполнением законов министерствами и подведомственными учреждениями, отдельными должностными лицами и учреждениями (надзор за законностью действий СМ осуществлял Президиум ВС). Прокурор наблюдал также за правильностью и законностью расследования дел, он выступал на суде как представитель государственного обвинения, опротестовывал приговоры и решения суда, вынесенные с нарушением закона или недостаточно обоснованные. Все эти задачи прокуратуры предполагали независимость органов прокуратуры от местных органов власти, управления и суда и вообще от местных влияний. Это вытекает из принципа централизации власти, из требования единообразного понимания законности во всем государстве. Этим объясняется специфическая особенность в построении органов прокуратуры. Генеральный прокурор назначался ВС СССР на 7 лет. Он назначал республиканских, краевых и областных прокуроров, а также прокуроров автономных республик и автономных областей на 5 лет. Прокуроры союзных республик, с утверждения Генерального прокурора СССР, назначали окружных, городских и районных прокуроров сроком на 5 лет. Все органы прокуратуры подчинялись только Генеральному прокурору СССР.
|
|