Лекция VIII

РОССИЯ В XVII ВЕКЕ

Россия накануне грозных потрясений. Национальный кризис 1604—1612 гг. и народные движения. Утверждение самодержавия, становление династии Романовых. Государство и церковь

XVII век, по меткому определению Н.М. Карамзина, открывался для России адской игрою властолюбия, бедствиями свирепого голода и повсеместных разбоев, ожесточением сердец, развратом народа — всем, что предшествует ниспровержению государств. Россия пройдет через великую смуту, переживет очищение, возведет на престол династию Романовых. Это время формирования многонационального централизованного государства, оформления крепостнических отношений.

Термин «Смутное время» стал употребляться еще в годы царствования Алексея Михайловича. Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, воссоздавая историю Российского государства, будут характеризовать смуту как время великих потрясений. Для С.Ф. Платонова Смутное время станет темой его монографических исследований. Его книга «Очерки по истории смуты в Московском государстве XVI—XVII вв.» является наиболее полным результатом изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время. Ученый выделяет в развитии смуты три периода: первый — борьба за московский престол (боярская смута); второй — разрушение государственного порядка (начало широкой общественной борьбы) и третий — попытки восстановления порядка в государстве и обществе. Среди историков, активно занимавшихся изучением причин, развития и последствий смуты, следует назвать А.А. Зимина, Р. Г. Скрынникова, А.П. Павлова.

Другая кардинальная проблема общественного развития России в XVII в. — оформление крепостнических отношений. История создания и общая характеристика Соборного Уложения 1649 г. представлены работами М.Н. Тихомирова, П.П. Епифанова, К.А. Софроненко. Сам процесс окончательного закабаления крестьян в России, эволюция феодализма и феодального права основательно исследованы Ю.А. Тихоновым, В.И. Бугановым, А.А. Преображенским, А.Г. Маньковым, В.И. Корецким и др.

В XVII в. завершается процесс превращения церкви из орудия господства феодалов в орудие господства дворянского государства, когда после становления династии Романовых дворянство захватывает ведущее положение в российском обществе. По выражению крупнейшего специалиста по истории русской церкви Н.М. Никольского, церковь в XVII в. приобрела ослепительный внешний блеск, но в сущности превратилась в один из московских приказов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: