Раздел III Способы обработки экономической информации в анализе хозяйственной деятельности
Тема 3.1. Различные способы представления информации в АХД
1. Способ сравнения в АХД
2. Способ привидения показателей в сопоставимый вид
3. Способы группировки информации в АХД
4. Балансовый метод
5. Эвристические методы
6. Способы табличного и графического представления аналитических данных.
Сравнения как один из способов научного познания используется в АХД наиболее широко. Сущность его состоит в сопоставлении однородных объектов для нахождения черт сходства либо различий между ними. С помощью сравнения выявляется общее и особенное в экономических явлениях, устанавливаются изменения в уровне исследуемых объектов, изучаются тенденции и закономерности их развития.
Типы сравнений
1. Сравнение фактически достигнутых результатов с данными прошлых периодов. Это даёт возможность оценить темпы изменения изучаемых показателей и определить тенденции и закономерности развития экономических процессов;
2. Сопоставление фактического уровня с показателями плановыми.
3. Сравнение с утверждёнными расходами ресурсов
4. Сравнение с лучшими результатами, т.е. с лучшими образцами труда, передовым опытом, достижениями науки и техники
5. Сравнение показателей исследуемого предприятия со среднеотраслевыми данными или средними по министерству, объединению, концерну и др.
6. Сравнения параллельных и динамических рядов
7. Сравнение разных вариантов решения экономических задач
8. Сопоставление результатов деятельности до и после изменения того или иного фактора или производственной ситуации.
2. Способ привидения показателей в сопоставимый вид
Важное условие анализа – необходимость обеспечения сопоставимостей показателей т.е. сравнивать можно только качественно однородные величины.
Сравнение не сопоставимых показателей приводит к неправильным выводам по результатам анализа. Поэтому, прежде чем проводить сравнения нужно привести показатели в сопоставимый вид. Сопоставимость достигается тем, что сравниваемые показатели приводятся к единой базе по уровню перечисленных выше факторов.
Если несопоставимость показателей вызвана разным уровнем стоимостной оценки, то для нейтрализации данного фактора их уровень выражают в одних и тех же ценах. К примеру, для обеспечения сопоставимости валового выпуска продукции её физический объем в отчетном и базисном периодах выражает в ценах базисного периода: ,
Где q1 и q0 – физический объём производства i-го вида продукции соответственно в отчетном и базисном периодах;
p0 – цена i-того вида продукции в базисном периоде.
Многие показатели могут быть несопоставимы из-за объёмного фактора. Чтобы показатели имели сопоставимый вид необходима нейтрализация внимания объёмного фактора, для чего сумму переменных затрат базисного периода надо пересчитать на объём производства продукции отчетного периода и после этого сравнивать с суммой затрат отчетного периода: .
Чтобы привести сравниваемые показатели к одинаковой структуре, необходимо фактический объём производства продукции пересчитать на структуру базисного периода:
Где Vобщ – общий объём производства продукции;
Уд i – Удельный вес итого вида продукции в общем выпуске продукции;
Цi – цена i-го вида продукции.
Произведём нейтрализацию структурного фактора на основании данных, приведённых в табл. (3.5.)
Таблица 3.5.
Вид продукции | Цена базисного периода, тыс. руб. | Объем производства, шт. | Удельный вес | |||
t0 | t1 | t0 | t1 | |||
Шубы натуральные | 0,5 | 0,6 | ||||
Шубы искусственные | 0,5 | 0,4 | ||||
Итого | - | 1,0 | 1,0 |
ВП0=10000 · 0,5· 30 + 10000· 0,5· 6=180 000 тыс. руб.
ВПусл=9000 · 0,5· 30 + 9000 · 0,5· 6=162 000 тыс. руб.
В приведённом примере в обоих случаях структура производства и цены одинаковы, разные только общий выпуск продукции. Это позволяет правильней оценить прирост физического объёма продукции.
Для нейтрализации воздействия качественного фактора чаще всего объём полученной продукции приводят к стандартному качеству, соответственно уменьшая или увеличивая её количество. Типичный пример – изменение жирности молока. (Табл. 3.6.)
Таблица 3.6