Нейтрализация влияния качества молока на объём его производства

Раздел III Способы обработки экономической информации в анализе хозяйственной деятельности

Тема 3.1. Различные способы представления информации в АХД

1. Способ сравнения в АХД

2. Способ привидения показателей в сопоставимый вид

3. Способы группировки информации в АХД

4. Балансовый метод

5. Эвристические методы

6. Способы табличного и графического представления аналитических данных.

Сравнения как один из способов научного познания используется в АХД наиболее широко. Сущность его состоит в сопоставлении однородных объектов для нахождения черт сходства либо различий между ними. С помощью сравнения выявляется общее и особенное в экономических явлениях, устанавливаются изменения в уровне исследуемых объектов, изучаются тенденции и закономерности их развития.

Типы сравнений

1. Сравнение фактически достигнутых результатов с данными прошлых периодов. Это даёт возможность оценить темпы изменения изучаемых показателей и определить тенденции и закономерности развития экономических процессов;

2. Сопоставление фактического уровня с показателями плановыми.

3. Сравнение с утверждёнными расходами ресурсов

4. Сравнение с лучшими результатами, т.е. с лучшими образцами труда, передовым опытом, достижениями науки и техники

5. Сравнение показателей исследуемого предприятия со среднеотраслевыми данными или средними по министерству, объединению, концерну и др.

6. Сравнения параллельных и динамических рядов

7. Сравнение разных вариантов решения экономических задач

8. Сопоставление результатов деятельности до и после изменения того или иного фактора или производственной ситуации.

2. Способ привидения показателей в сопоставимый вид

Важное условие анализа – необходимость обеспечения сопоставимостей показателей т.е. сравнивать можно только качественно однородные величины.

Сравнение не сопоставимых показателей приводит к неправильным выводам по результатам анализа. Поэтому, прежде чем проводить сравнения нужно привести показатели в сопоставимый вид. Сопоставимость достигается тем, что сравниваемые показатели приводятся к единой базе по уровню перечисленных выше факторов.

Если несопоставимость показателей вызвана разным уровнем стоимостной оценки, то для нейтрализации данного фактора их уровень выражают в одних и тех же ценах. К примеру, для обеспечения сопоставимости валового выпуска продукции её физический объем в отчетном и базисном периодах выражает в ценах базисного периода: ,

Где q1 и q0 – физический объём производства i-го вида продукции соответственно в отчетном и базисном периодах;

p0 – цена i-того вида продукции в базисном периоде.

Многие показатели могут быть несопоставимы из-за объёмного фактора. Чтобы показатели имели сопоставимый вид необходима нейтрализация внимания объёмного фактора, для чего сумму переменных затрат базисного периода надо пересчитать на объём производства продукции отчетного периода и после этого сравнивать с суммой затрат отчетного периода: .

Чтобы привести сравниваемые показатели к одинаковой структуре, необходимо фактический объём производства продукции пересчитать на структуру базисного периода:

Где Vобщ – общий объём производства продукции;

Уд i – Удельный вес итого вида продукции в общем выпуске продукции;

Цi – цена i-го вида продукции.

Произведём нейтрализацию структурного фактора на основании данных, приведённых в табл. (3.5.)

Таблица 3.5.

Вид продукции Цена базисного периода, тыс. руб. Объем производства, шт. Удельный вес
t0 t1 t0 t1  
Шубы натуральные       0,5 0,6  
Шубы искусственные       0,5 0,4  
Итого -     1,0 1,0  

ВП0=10000 · 0,5· 30 + 10000· 0,5· 6=180 000 тыс. руб.

ВПусл=9000 · 0,5· 30 + 9000 · 0,5· 6=162 000 тыс. руб.

В приведённом примере в обоих случаях структура производства и цены одинаковы, разные только общий выпуск продукции. Это позволяет правильней оценить прирост физического объёма продукции.

Для нейтрализации воздействия качественного фактора чаще всего объём полученной продукции приводят к стандартному качеству, соответственно уменьшая или увеличивая её количество. Типичный пример – изменение жирности молока. (Табл. 3.6.)

Таблица 3.6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: