double arrow

Способы группировки информации в АХД


И себестоимость

Показатель Прошлый год Отчётный год Отчётный год к базисному, %
Затраты на производство молока, тыс. руб. 15 000 19 800
Жирность молока, % 3,5 3,3 94,3
Базисная жирность, % 3,4 3,4
Объемы производства молока по фактической жирности, ц 25 000 30 000
Объемы производства молока по базисной жирности, ц 25 735 29 117 113,1
Себестоимость 1 ц молока по фактической жирности, руб.
Себестоимость 1 ц молока по базисной жирности, руб. 116,6

Как видно из таблицы, показатели, рассчитанные с учетом жирности молока, существенно отличаются от показателей, определённых без учета данного фактора: объём производства молока по фактической жирности выше прошлогоднего на 20%, а в пересчете на базисную жирность – на 13,1%. Фактический уровень себестоимости молока при фактической его жирности составляет 660 руб., а в пересчете на базисную 680 руб. В первом случае он выше прошлогоднего на 10%, а во втором на 16,6%.

Сопоставимость показателей в ряде случаев может быть достигнута, если вместо абсолютных величин применить средние или относительные величины. В некоторых случаях для обеспечения сопоставимости показателей используются поправочные коэффициенты.




Широкое применение в АХД находит группировка информации – деление массы изучаемой совокупности объектов на количественно однородные группы по соответствующим признакам. В зависимости от цели анализа используются типологические структурные и аналитические группировки.

Примером типологических группировок могут быть группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности и т.д.

Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношения в нем отдельных частей. С их помощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту, выполнению норм выработки; состав предприятий по темпам прироста производства продукции; состав себестоимости продукции и т.д. Особенно большое значение имеют структурные группировки при анализе сводной отчетности объединений, министерств и др. крупных структурных единиц, т.к. они позволяют выявить передовые, средние и отстающие предприятия, определить направление поиска передового опыта, скрытых резервов.

Аналитические (причинно-следственные) группировки используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями. По характеру признаков, на которых основываются аналитическая группировка, она может быть качественной (когда признак не имеет количественного выражения) или количественной.

По сложности построения различают два типа группировок: простые и комбинированные. С помощью простых группировок изучается взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку. В комбинированных группировках такое деление изучаемой совокупности делается сначала по одному признаку, а потом внутри каждой группы – по другому признаку и т.д. Таким образом, могут быть построены двух-, трёхуровневые группировки. Они позволяют изучать разнообразные и сложные взаимосвязи.



При построении группировок нужно внимательно относится к делению совокупности на группы, выбору количества групп и интервалов между ними, потому что в зависимости от этого могут существенно измениться результаты анализа.

Методика построения группировок может быть представлена в виде следующей последовательности действий:

1. определение цели анализа;

2. сбор необходимых данных по всей совокупности объектов;

3. ранжирование совокупности по выбранному по выбранному для группировки признаку;

4. выбор интервала распределения совокупности и ее деление на группы;

5. определение среднегрупповых показателей по группировочным и факторным признакам;

6. анализ полученных средних величин, определение взаимосвязи и направления воздействия факторных показателей на изучаемый результат.

Правильная группировка информации дает возможность видеть зависимость между показателями, более глубоко разбираться в сущности изучаемых явлений, систематизировать материалы анализа, выделить в них главное, характерное и типичное.







Сейчас читают про: