Государственный и социально-экономический строй Древней Руси в период расцвета

Принятие христианства на Руси

(988-989). В качестве новой государственной религии было принято христианство. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития русских земель. Оно укрепляло власть феодалов над крестьянами, своим учением освящая феодальную собственность и подчинение властям. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, так как Русь теперь стала равной другим христианским странам, торговые связи с которыми значительно расширились. С принятием христианства на Руси возникла церковь как особая феодально-религиозная организация. Во главе церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом, отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Все население было обязано платить налог в пользу церкви – «десятину».

Основные социальные категории Древнерусского общества(источник – Русская Правда Ярослава Мудрого)

Древнерусское государство развивалось точно также, как европейские страны.

Основным источником социально-экономических и политических отношений на Руси являлась «Русская правда». Из неё следует, что древнерусское общество делилось на четыре социальные категории:

Мужи (впоследствии бояре; высшие и средние слои дружины, потомки родоплеменной знати)

Люди (Свободная часть населения: городское население, крестьяне-общинники, свободное население; ед.ч.: Людин)

Смерды (люди с ограниченным правовым статусом)

Челядь – рабы для с/х работ и слуги мужей. (ед.ч.: челядин; с 11 века в истории применялся термин «холоп» в отношении мужчин и «раба» в отношении женщин)

В Киевской Руси было две категории рабов:

Временное рабство (военнопленные); прекращалось после выкупа;

Полный холоп («обельное» рабство)

Существовало три пути попадания в обельное холопство:

Самопродажа себя в рабство

Вступление в брак с рабом (Если при этом свободный человек не оговаривал сохранения своего свободного статуса)

Нанимался на выполнение работ, которые выполнялись только рабами

Прекращение полного холопства:

Отпускали на волю

Выкуп раба

Существовала категория полусвободных людей –отношения с господами, как отношения должников с кредиторами (экономическое «рабство»):

Рядович (название полусвободного)

Закуп (купа – это ссуда, кредит)

Изгой (человек, который по каким-либо причинам утратил связь с привычной средой обитания)

Наиболее распространённой социально-экономической ячейкой древнерусского общества была не индивидуальная семья (отделённые от родителей дети), а большая семья, где дети и родители вместе. Феодальные отношения в обществе не сложились. Доминирование большой семьи – важнейшая характеристика дофеодального уклада общества.

В основе социально-экономической жизни древнерусского общества лежала не частная собственность на землю, а общинное землевладение. (крестьянская община была эконом. основой с/х)

В древнерусском государстве существовала вотчина, но вотчины не преобладали. Вотчины, существовавшие в Киевской Руси, до середины XI века обрабатывались трудом рабов. А основным источником доходов была не земля, а дань и ее реализация при торговле. Историки, которые отдают первенство вотчине и при этом считают, что там трудились рабы, считают государство рабовладельческим. С середины XI века появлялись зависимые вотчины, в том числе феодально-зависимые, однако рабов было больше. Киевская знать существовала за счёт внеземельных доходов, а именно дани и кормлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: