В Московский период заметны несколько тенденций в развитии культуры:
1. Происходит дифференциация культуры – появляются новые отрасли, жанры, формы, произведения.
2. При сохранении ведущей роли церкви нарастает процесс обмирщения культуры, усиления в ней светских элементов.
3. Русская культура распространяется вширь, возникает проблема взаимодействия с другими культурами в рамках формирующегося многонационального государства.
4. Появляется и усиливается западное влияние, вестернизация в культурной сфере.
5. Сохраняется и усиливается огосударствление культуры, подчинение ее государству, в том числе и через церковь, также подконтрольную государству.
Для развития просвещения огромное значение имело появление книгопечатания. Первой русской книгой считается «Апостол», который был напечатан в 1564 г. в типографии Ивана Федорова, русского первопечатника.
В частных и монастырских школах изучали грамматику, арифметику, церковные книги. Появились первые учебники. Грамотность была распространена среди духовенства, дворянства, купечества, горожан вообще. В 1687 г. в Москве появилось первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия. (В Европе университеты появились в XI-XIII в.).
|
|
Устное народное творчество отразило время Ивана Грозного, Смуту, самозванство, разинщину, сибирскую эпопею Ермака. В литературе появился новый жанр – сатирическая светская повесть о жизни и быте общества («Повесть о Шемякином суде» и др.). Белорус Симеон Полоцкий, воспитатель детей царя Алексея Михайловича, наряду с богословскими сочинениями писал светские стихотворения и пьесы, которые ставились в придворном театре. Выдающийся публицист и оратор протопоп Аввакум, сожженный за противодействие церковной реформе Никона, оставил свою автобиографию «Житие», ряд посланий, проповедей.
Значительный размах имело городское и храмовое зодчество. Альтернативой жилым домам из дерева, которые постоянно гибли в общегородских пожарах, стало каменное строительство, которое могли себе позволить князья, бояре, купцы. В честь присоединения Казанского ханства в Москве был построен Покровский собор, получивший название собора Василия Блаженного, в честь знаменитого юродивого, похороненного в соборе. В XVII в. в архитектуре утвердился русский национальный стиль – московский шатровый. Характерным для этого стиля считается царский дворец в селе Коломенское под Москвой.
Иконопись после предписания Стоглава (1551) – «писать иконы, как Андрей Рублев» - стала терять свою самобытность. В то же время в XVII в. в русской живописи появляется такой новый жанр, как портрет. Родоначальником портрета стал Симон Ушаков, талантливый иконописец.
|
|
Национальные традиции, обычаи, особенности быта получили отражение в «Домострое». Это универсальное руководство для организации семейной, повседневной жизни составил в середине XVI в. духовник Ивана Грозного Сильвестр, член Избранной Рады.
Официальной идеологией стала апология, т.е. неумеренное, чрезмерное восхваление самодержавной формы правления. Церковь, народные гулянья, семья и кабак составляли основные элементы культурно-бытовой среды для большинства народа.