Культура московского царства в 16-17 вв

В Московский период заметны несколько тенденций в развитии культуры:

1. Происходит дифференциация культуры – появляются новые от­расли, жанры, формы, произведения.

2. При сохранении ведущей роли церкви нарастает процесс обмир­щения культуры, усиления в ней светских элементов.

3. Русская культура распространяется вширь, возникает проблема взаимодействия с другими культурами в рамках формирующегося многона­ционального государства.

4. Появляется и усиливается западное влияние, вестернизация в культурной сфере.

5. Сохраняется и усиливается огосударствление культуры, подчине­ние ее государству, в том числе и через церковь, также подконтрольную го­сударству.

Для развития просвещения огромное значение имело появление кни­гопечатания. Первой русской книгой считается «Апостол», который был напечатан в 1564 г. в типографии Ивана Федорова, русского первопечатника.

В частных и монастырских школах изучали грамматику, арифме­тику, церковные книги. Появились первые учебники. Грамотность была распространена среди духовенства, дворянства, купечества, горожан во­обще. В 1687 г. в Москве появилось первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия. (В Европе университеты появились в XI-XIII в.).

Устное народное творчество отразило время Ивана Грозного, Смуту, самозванство, разинщину, сибирскую эпопею Ермака. В литературе поя­вился новый жанр – сатирическая светская повесть о жизни и быте обще­ства («Повесть о Шемякином суде» и др.). Белорус Симеон Полоцкий, вос­питатель детей царя Алексея Михайловича, наряду с богословскими сочи­нениями писал светские стихотворения и пьесы, которые ставились в при­дворном театре. Выдающийся публицист и оратор протопоп Аввакум, со­жженный за противодействие церковной реформе Никона, оставил свою ав­тобиографию «Житие», ряд посланий, проповедей.

Значительный размах имело городское и храмовое зодчество. Аль­тернативой жилым домам из дерева, которые постоянно гибли в общего­родских пожарах, стало каменное строительство, которое могли себе позво­лить князья, бояре, купцы. В честь присоединения Казанского ханства в Москве был построен Покровский собор, получивший название собора Ва­силия Блаженного, в честь знаменитого юродивого, похороненного в со­боре. В XVII в. в архитектуре утвердился русский национальный стиль – московский шатровый. Характерным для этого стиля считается царский дворец в селе Коломенское под Москвой.

Иконопись после предписания Стоглава (1551) – «писать иконы, как Андрей Рублев» - стала терять свою самобытность. В то же время в XVII в. в русской живописи появляется такой новый жанр, как портрет. Родона­чальником портрета стал Симон Ушаков, талантливый иконописец.

Национальные традиции, обычаи, особенности быта получили от­ражение в «Домострое». Это универсальное руководство для организации семейной, повседневной жизни составил в середине XVI в. духовник Ивана Грозного Сильвестр, член Избранной Рады.

Официальной идеологией стала апология, т.е. неумеренное, чрез­мерное восхваление самодержавной формы правления. Церковь, народные гулянья, семья и кабак составляли основные элементы культурно-бытовой среды для большинства народа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: