Системный подход к построению процесса обучения истории в школе

Общее понятие о системном подходе

Системный подход относится к общим философским взглядам на пути познания и преобразования мира (И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин). Он предполагает целостное, упорядоченное рассмотрение любого объекта, как системы, во взаимосвязях всех входящих в него частей и данной системы с внешним миром. Он широко используется в различных научных областях. Это - способ познания, в основе которого лежит рассмотрение любых объектов окружающего нас мира как систем. Например, на нем строятся идеи И.П.Павлова о системной работе коры головного мозга. В психологии разработаны положения о системном характере психики личности (Б.Г. Ананьев) и строения психических действий человека, в том числе - в процессе познания мира (Г.И. Ангушев). Систематичность в организации процесса обучения рассматривается как один из дидактических принципов образования (М.Н.. Скаткин и др.).

Системный подход формирует особый тип мышления того, кто им пользуется. Системное мышление предполагает способность видеть место каждой части в целом

Для изучения объекта как системы, определяется структура составляющих его частей. Эти части выстраиваются иерархически, соподчиненно по отношению друг к другу. Система состоит из подсистем. Каждая из подсистем, в свою очередь, включает в себя компоненты, а компоненты содержат наименьшие, неделимые в рамках рассматриваемой системы части – элементы

Все части системы взаимосвязаны друг с другом. В системе выделяется свое системообразующее звено, объединяющее части системы в единое целое.

При изучении системы между нею и остальным миром устанавливаются внешние связи (с другими системами) и внутренние - между всеми частями составляющими систему. Рассмотрение связей системы позволяет понять ее происхождение, структуру, пути проектирования и способы обеспечения ее функционирования.

На основе системного подхода происходит не только познание объектов, но и их создание.

Рассмотрим построение процесса обучения истории как системы. С позиций системного подхода историческое образование эта составная часть (компонент) среднего российского образования, а та входит в систему мирового среднего образования, как ее подсистема. Однако в данном случае нам важно научиться рассматривать историческое образование как самостоятельную систему. Ее подсистемы - историческое образование начальной, основной и средней школы, компонентами каждой подсистем – курсы истории, элементы – уроки истории


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: