Использование системно-деятельностного подхода к процессу обучения

Схема 3.3. Структура учебной познавательной деятельности учащихся.


Следует отметить, что современный образовательный стандарт соотносится с данными подходами ученых к структуре деятельности учеников в учебном процессе, так как в своих требованиях к овладению универсальными действиями предполагает освоение школьниками личностных, познавательных и регулятивных действий.

Теоретические положения о деятельности учащихся в процессе обучения лежат в основе процесса обучения истории в современных условиях.

Указанные компоненты познавательной деятельности находят свое отражение в содержании ФГОС в требованиях к развитию способности учеников находить личностно-значимый смысл своей деятельности, самостоятельно организовывать планировать регулировать, осуществлять и анализировать свои действия.

Модернизация образования на основе деятельности учеников требует принципиальных изменений существовавшего до сих пор процесса обучения.

Его организация на основе ситстемно-деятельносстного подхода предполагает изменение направленности и содержания разработки процесса предметного обучения, переосмысления места урочной деятельности по истории в общей системе обучения в школе.

Рассмотрим подходы к организации процесса обучения истории в новых условиях

При «знаниевой» модели обучения общая логика построения образовательного процесса определяется задачами продвижения ученика от незнания к знаниям по предмету. Учитель истории сам объясняет цели изучения нового материала урока, отбирает, упорядочивает и предъявляет школьникам в готовом виде учебный материал, объясняет его, ставит вопросы к источникам знаний, анализирует результаты деятельности школьников. Способы познавательной деятельности полностью осознает и понимает только учитель, он, а не ученики главная фигура учебного процесса. Школьники ведомы педагогом, овладевают под его руководством знаниями данного урока, но новый материал не смогут освоить самостоятельно. При этом в планировании процесса обучения педагог ориентируется не на личность каждого школьника, а на некоего «среднего ученика», без учета индивидуальных интересов и возможностей своих воспитанников.

При деятельностной модели обучения в центре образовательного процесса находится ученик, точнее все ученики с их самыми разными интересами и способностями. В итоге обучения они должны научиться познавать мир в процессе собственной познавательной деятельности. Для этого важно, чтобы процесс обучения планировался не только исходя из того, что необходимо делать учителю на уроке (действия преподавания), но и из того, какие ответные действия (действия учения) совершают его воспитанники. При этом учитель теперь должен управлять действиями самих учащихся: формулировать цели, план изучения материала, выбирать источники и способы их освоения, изучать новые вопросы учебного содержания, анализировать результаты своих действий. Ученики приобретают опыт осознанных учебных действий, который может быть использован при дальнейшем обучении.

Роль учителя теперь заключается не в изложении готовой учебной информации, а в организации образовательной среды, в которой создаются условия для деятельности самих учеников; в методическом сопровождении учащихся в их самостоятельной работе; в управлении процессом освоения ими знаний.

На начальном этапе обучения ученики не готовы к такой работе. Нужна такая организация системы учебного процесса, которая обеспечит от класса к классу неуклонное сокращение роли учителя, как носителя знаний, организатора учебного процесса и возрастание степени самостоятельной работы школьников, по мере овладения ими способами познавательной деятельности.(См. Схема 3.4.Логика организации процесса обучения истории)

Учебно-познавательная деятельность школьников становится системообразующим ядром при построении всей системы образования, в том числе и обучения истории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: