Педагогическое учение Я.А.Коменского.
Семинарское занятие № 1 - 2 часа.
СЕМИНАРСКИКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Задача семинарских занятий по истории педагогики и образования и педагогической мысли - углубление и закрепление знаний студентов, полученных на лекциях и в результате самостоятельной работы над обязательной и дополнительной литературой, подробное ознакомление с жизнью, педагогическими взглядами и педагогическими учениями выдающихся педагогов прошлого. На семинарских занятиях студент учится логично и стройно излагать изученный материал, отвечать на вопросы преподавателя и аудитории, делиться своими мыслями, уточнять и отстаивать свои убеждения и свою точку зрения, овладевать терминологией, учиться свободно ее оперировать.
Рекомендуемый порядок подготовки к семинарским занятиям:
1. Ознакомиться с планом семинарского занятия, прочитать конспект записанной лекции
и соответствующую главу учебника по теме семинарского занятия.
2. Изучить источники, указанные в списке литературы к семинарскому занятию.
По этой литературе необходимо сделать записи, форму которых (подробный конспект,
тезисы, развернутый план) можно выбрать самостоятельно в зависимости от
значимости работы и ее объема.
3. Ознакомиться с дополнительной литературой.
4. На основании изученных пособий и законспектированных первоисточников
можно составить тезисы своих выступлений по вопросам плана семинарского занятия.
- Жизнь, педагогическая деятельность, философские взгляды Я.А.Коменского.
- Коменский о пользе дидактики, значении образования, целях и задачах воспитания и образования.
- Принцип природосообразности – основа педагогического учения Коменского.
Обоснование им классно-урочной системы обучения, дидактических правил,
возрастной периодизации, системы школ, содержания воспитания и обучения
в них.
4. Я.А.Коменский о нравственном воспитании и дисциплине в школе.
5. Я.А.Коменский об учителе.
Основная литература:
- Я.А.Коменский. Великая дидактика: Хрестоматия по истории зарубежной
педагогики. – М.,1981
- Я.А.Коменский. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих:
Часть 1У. Пампедия. – М., 1989.
Дополнительная литература:
- Джибладзе Г.Н. Философия Я.А.Коменского. – М., 1982.
- Лордкипанидзе Д.О. Ян Амос Коменский. – М., 1970.
3. Милош В.Кратховил. Жизнь Яна Амоса Коменского. – М., 1991.
4. Равкин З.И. Великий реформатор школы // Педагогика.1992. № 5-6.
Семинарское занятие № 2. – 4 часа
1. Социально-политическое и философское обоснование Дж. Локком целей и
задач воспитания джентльмена.
2. Дж. Локк о единстве физического, нравственного, умственного и трудового
воспитания джентльмена.
- Социально-политические и философские взгляды Ж.Ж.Руссо.
- Сущность теории свободного естественного природосообразного воспитания,
ее социально-педагогическая значимость.
5. Руссо о возрастной периодизации жизни ребенка, особенности воспитания
в каждом возрастном периоде.
6. Дж. Локк и Ж.Ж.Руссо о роли личности воспитателя.
Основная литература:
1. Дж. Локк. Мысли о воспитании: Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.-
М., 1982.
2. Дж. Локк. Об управлении разумом: Педагогическое наследие. – М., 1989.
3. Ж.-Ж.Руссо. Эмиль, или О воспитании: Хрестоматия по зарубежной педагогике. –
М., 1982.
Дополнительная литература:
1. Зинченко Г.А. Джон Локк. – М., 1973.
2. Джибладзе Г.Н. Руссо и его педагогическое наследие. – В книге: Ж.-Ж.Руссо.
Пед. соч. в 2-х томах. – М., 1981, т.1.