double arrow

Составление конспекта


Рекомендации по подготовке к практическим занятиям.

Конспект для работы на семинаре составляется только тогда, когда весь объем рекомендуемой литературы усвоен и осмыслен. Иначе конспект будет представлять собой слабо связанные выписки из предложенных к изучению работ. Конечно, можно сразу при изучении книг делать фрагментарные записи, но затем должен следовать другой этап работы: компоновка сделанных записей в единое законченное целое. Структура конспекта должна включать вводную часть (где обязательно указывается источник его составления), основное содержание и заключение (ваши личные замечания).

Рекомендуется выделять незнакомые термины и при помощи справочной литературы давать им разъяснение. Много полезного информационного материала содержится в новейших философском и политологическом словарях, словаре иностранных слов и, конечно же, в Интернете.

Обращаем Ваше внимание: при работе с Интернет-сайтами необходимо очень внимательно и осторожно относиться к содержанию их ресурсов, в которых часто содержится ошибочный или заведомо сфальсифицированный материал!




При оформлении конспекта рекомендуется оставлять поля для пометок и записей во время самого практического занятия или лекции, а также выделять главное, например, подчеркиванием. Объем полезной информации в конспекте зависит от умения правильно делать сокращения слов и фраз. Помимо общепринятых сокращений, употребляемых в различных научных и справочных изданиях, можно использовать и собственную методику сокращений. Главное – чтобы текст не оказался наглухо «зашифрованным» и был удобен для быстрого воспроизведения не только самим студентом, но и преподавателем, проверяющим конспект.

От грамотно составленного конспекта во многом зависит участие студента в обсуждении проблем, поднимаемых в ходе занятия.

Существенную помощь в работе над вопросами практических занятий вам окажут материалы таблиц. Они составлены практически по всем темам курса и охватывают наиболее сложные периоды отечественной истории. Лаконичность и схематичность текстов способствует тому, что материал запоминается и усваивается быстрее и проще.

Требования к выполнению творческой работы (реферату)

Помимо ответов на семинарах студент в течение семестра должен выполнить творческую работу, выбрав одну из предложенных тем (см. Оглавление данного пособия). Основное содержание творческой работы должно демонстрировать умение студента работать с информацией в сети Интернет, научной литературой, периодическими изданиями, извлекая из всего этого необходимый материал и критически осмысливая его. В работе должны содержаться не только «скаченные» или переписанные части книг и статей, но и собственная позиция студента по тем или иным проблемам Отечественной истории.



Работа должна подразделяться на главы и параграфы. В Заключении содержатся основные выводы, к которым пришел автор в ходе выполнения творческой работы.

Справочный аппарат (сноски, примечания, библиография, приложения, таблицы и т.п.) следует оформлять в соответствии с существующим стандартом. Руководит выполнением творческой работы преподаватель, ведущий практические занятия по «Отечественной истории».

Предпочтение отдается творческой работе, выполненной в электронном варианте в виде презентации с иллюстративным и справочным материалом.

Структурно творческая работа включает в себя:

· план;

· основной блок: изложение основного содержания;

· вспомогательный информационно-аннотационный блок:

1-ый план – краткая информация о встречающихся понятиях, исторических именах, датах;

2-ой план – углубленное изложение наиболее сложного сюжета, биографии исторического лица или события, встречающегося в ведущем блоке;

рисунки, схемы, таблицы, сопровождающие ведущий блок и

итоговый блок;



заключение с выводами по содержанию;

список использованной литературы и источников, в т.ч. электронные носители, включая сеть Интернет с указанием электронного адреса ресурса.

Творческая работа представляется в электронном варианте и один экземпляр на бумажном носителе. Её объем не должен быть менее 12 и более 20 машинописных страниц. Выполненная работа должна быть защищена в индивидуальной форме или на семинаре.

Выполнение творческой работы дает студенту возможность получения зачета по совокупности полученных им в течение семестра оценок.

Оформление титульного листа см. форма 1 в Приложениях.

Требования к знаниям студентов

Современные нормативные документы, определяющие уровни усвоения учащимися знаний в процессе обучения их на различных ступенях, в частности, в высшей школе, ставят следующие задачи и требования. Студенты, изучающие курс Отечественной истории в техническом вузе, должны обладать знаниями и умениями, такими как:

Хронологические знания, умение работать с хронологией:

знать даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных этапов и процессов, масштабных событий.

Знание фактов, работа с фактами:

· называть место, обстоятельство, участников, результаты важнейших исторических событий.

Описание(реконструкция):

· устно и письменно излагать исторические события, называть их участников;

· на основе текстов учебной и дополнительной литературы составлять описание исторических объектов;

· составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности.

Анализ, объяснение:

· соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы;

· показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений;

· классифицировать исторические события по признакам и категориям;

· объяснять значение важнейших исторических понятий, терминов;

· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и особенное, объяснять причины различий;

· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

Версии, оценки:

· давать оценки событиям и личностям, приводимым в учебной литературе;

· определять и объяснять (аргументировать) своё отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.

Требования к итоговому контролю - экзамену,

дифференцированному зачету - по курсу «Отечественная история»

Итоговый контроль знаний студентов в виде экзамена и (или) дифференцированного зачетапроводится в конце семестра и включает как темы семинарских занятий, так и лекционный материал.

На зачете студент должен предъявить преподавателю конспекты, отражающие уровень подготовки к семинарским занятиям в соответствии с требованиями высшей школы. Кроме того, преподаватель учитывает активность и качество работы студента во время проведения семинаров, результаты выполненных студентом тестов, практических заданий, творческой работы, а также выполнения рекомендаций в плане ознакомления с научно-популярной и художественной литературой по истории нашего отечества.

На экзамене студент должен продемонстрировать теоретические знания по учебной дисциплине «Отечественная история» в форме устной беседы с преподавателем по экзаменационным вопросам. Рекомендуется во время подготовки ответов на вопросы экзаменационного билета составить развернутый план ответа, указав необходимые даты и имена исторических деятелей, дав определения встречающимся понятиям и терминам.

Обращаем ваше внимание на то, что настоящее издание не заменяет традиционную учебную и справочную литературу. Основной материал для изучения курса содержится в учебном пособии «Отечественная история IX – начала XXI века: курс лекций» под редакцией М.И.Смирновой. – М.: Издательский дом МЭИ, 2007, а также в «Хрестоматии по отечественной истории с древнейших времен до начала XXI века» под редакцией Л.И.Красновой. – М.: Издательский дом МЭИ, 2007. Пособие, предлагаемое вашему вниманию, является вспомогательным средством, которое лишь концентрирует внимание студентов на главных исторических событиях и кратком содержании эпох, учит их тому, как следует ориентироваться в огромном массиве исторического материала.

Желаем вам успеха! Помните слова великого А.С.Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно. Не уважать оной есть постыдное малодушие».

Тема I

Вводная:История России – история великой державы

История – это судьба времени и подобно человеческой судьбе она всегда субъективна, вариативна, изменчива. Это перекрестие взгляда современника и потомка, это знание настоящего, препарирующее прошлое, это вечный поиск неизвестного, которое когда-то было известно, но позднее потерялось, кануло в Лето. Исторической науке известны попытки скрыть, предать забвению части, а то и целые области прошлого, дискредитировать его. Как сказал один мудрец, прошлое легче порицать, чем исправлять. С памятью народа надо обращаться осторожно и бережно. Достаточно оболгать прошлое, чтобы поставить под сомнение настоящее: а так ли мы живём, то ли делаем?

Выдающийся учёный и патриот Отечества Д.С.Лихачев отмечал, что «настоящее – результат, итог прошлого. Поэтому дурное прошлое, никогда не может привести к хорошему настоящему, если…мы не осознаем все ошибки прошлого. Устремляясь в будущее, мы сами станем прошлым».

Изучение и осмысление истории – лучшее средство народного самопознания и воспитания. Оно приводит нас к духовной необходимости искать свои корни, своё место и предназначение в этом мире.







Сейчас читают про: