double arrow

Развитие образования, просвещения, науки

Материальная культура.

В первой половине XVIII века

Культура, наука и образование в России

X

VIII в. принято называть эпохой Просвещения в Европе и России.

В первой четверти XVIII века культура России тесно связана с именем Петра I. Как известно, после смерти Петра I и до 1762 г. в истории России была полоса дворцовых переворотов. Рассмотрим развитие культуры в этот период.

Петровская эпоха занимает важное место в истории культуры России. В это время произошел крутой перелом в культурной жизни.

Все начинания Петра I поддерживал Феофан Прокопович – политический и церковный деятель, публицист, сторонник реформ церкви. Им написаны «Духовный регламент» о переустройстве церкви и др. Он заботился о развитии культуры, об открытии школ. Сторонником петровских реформ был Иван Посошков, автор книги «О скудости и богатстве», который выступал за развитие промышленности и торговли, исследование природных ископаемых.

Отстраивается Петербург. Петр I издал указ о запрете монументального строительства во всех других городах России, кроме новой столицы. Для строительства С.-Петербурга широко привлекались иностранные специалисты. Среди всех иностранных зодчих наиболее выдающаяся роль в развитии архитектуры принадлежит Д. Трезини. Знаменитые его постройки: Петропавловский собор (где позднее был похоронен Петр I и все последующие императоры), здание 12 коллегий, дворец А.Д. Меньшикова и др.




В архитектуре первой половины XVIII века преобладал стиль барокко – яркий, блистательный, пышный. Создавались дворцово-парковые ансамбли.

Русская культура в первой половине XVIII стремительно европеизировалась, обмирщалась (приобретала светский характер), но оставалась сословной.

При Петре I радикально меняется быт придворной знати и дворянства, чиновничества и купечества. Для знати запрещалась традиционная одежда. Вводился европейский покрой военных и чиновничьих мундиров. Заставляли брить бороды. Знать принуждали к обязательному посещению ассамблей. Женщины приобщались к светскому образу жизни. Многих молодых дворян отправляли на учебу за границу.

В XVIII веке в России сложилась система светского образования. Начало было положено созданием школы математических и навигацких наук в Москве (1701 г.). За ней последовали медицинские, горные, кораблестроительные, инженерные школы, а также цифирные школы для начального обучения, епархиальные училища для детей духовенства. Детям крепостных крестьян учиться запрещалось.



Школа первой четверти XVIII века ставила, прежде всего, задачи профессионального обучения. Учеба рассматривалась как особый вид службы. Дворянин перед венчанием в церкви должен был предъявить документ об окончании школы; священник, не окончивший епархиального училища, не получал прихода.

Значительно развилось книгопечатание; были созданы новые типографии. Выпускались учебники – «Грамматика» М. Смотрицкого, «Арифметика» Л. Магницкого (это была своеобразная энциклопедия по математике для того времени), книги по военным знаниям. Книги становились иными по своему оформлению, назначению. Появились словари. При Петре I была проведена реформа шрифта и утвержден окончательный вариант гражданской азбуки. Стала выходить газета «Ведомости».

Петр I поощрял развитие науки и техники. А.К. Нартовизобрел оригинальные монетные и токарные станки, новые виды оружия, предложил свои способы отливки пушек. Незадолго до смерти Петр I составил инструкцию Витусу Берингу по исследованию Северного морского пути, который после смерти Петра I предпринял две Камчатские экспедиции (1725-1730 гг.), (1733-1743 гг.). Экспедиции должны были дать ответ на вопрос, издавна волновавший правительства, ученых многих стран, купцов: соединяется ли Азия на северо-востоке с Америкой? Результаты Камчатских экспедиций были грандиозны. Был открыт пролив (назван имени Беринга), отделяющий на севере Азию от Америки. Всесторонне исследована Камчатка, описаны северные берега Сибири, нанесены на карту Курильские острова и Северная Япония, собраны богатейшие материалы по истории Сибири. Пролив и остров Беринга, море Лаптевых, мыс Челюскин – это все имена участников экспедиций 1725-1743 гг. Камчатские экспедиции – это был научный и гражданский подвиг ученых и моряков. Многие участники экспедиции умерли, в том числе умер от цинги В. Беринг.

При Петре I была открыта Кунсткамера (1719 г.) – первый естественнонаучный и этнографический музей. Там можно было увидеть коллекции минералов, земной и небесный глобусы, заспиртованных уродцев, древние монеты, предметы утвари и одежды многих народов мира. Чтобы у народа появилось желание посетить Кунсткамеру, там угощали чаем с булочкой, а более знатных людей «горячительными» напитками. Кунсткамера впоследствии была передана Петербургской Академии наук. При Петре I также были открыты военно-морской и артиллерийский музеи.

При Петре I с 1700 года было введено новое летоисчисление. Теперь Россия стала жить во втором тысячелетии, и счет лет шел от рождества христова, а не от сотворения мира.

Петр I подписал указ о создании Петербургской Академии наук, которая была создана в 1725 году. Петербургская Академия наук в отличие от Академий Запада не занималась богословием. В ней было 3 класса: математически, физических и общественных наук. В этих классах занимались научно-исследовательской работой.

· В математическом классе работали 4 академика – специалиста по математике, астрономии, географии и навигации, по механике.

· В физическом классе также работали 4 академика – специалиста по физике, химии, анатомии, ботанике.

· В классе общественных наук работали 3 ученых: красноречия и древностей, истории, права, политики, этики.

Петербургская Академия наук, в отличие от Западных академий, была не добровольным обществом ученых, а государственным учреждением. С одной стороны – это положительно, так как было государственное финансирование. Но с другой стороны – она страдала от системы бюрократических порядков в стране. У Академии не было права избирать президента, присуждать академические степени. Президенты назначались (до 1917 г.).

Петербургская Академия наук внесла большой вклад в развитие и распространение научных знаний. Устраивались публичные лекции с демонстрацией опытов. Академией издавались календари, научно-популярные журналы, книги.

В академической канцелярии почти безраздельно около 35 лет распоряжался советник канцелярий и библиотекарь Академии Шумахер, а затем его зять Тауберт. Шумахер считал, что Академия может и должна существовать за счет приглашения иностранцев. Передовые русские ученые, работающие в Академии, подвергались гонениям. Было недостаточное отношение к подготовке ученых из русских людей. При Петербургской Академии были гимназия и университет. В университете преподавание было на латыни, а в гимназии преподавали учителя-немцы, не знавшие русского языка. Главная задача учеников в гимназии – овладеть латынью. Но учиться латыни с немецкого языка было невероятно трудно.

Русские ученые были выходцами из разных сословий: М.В. Ломоносов, М.Е. Головин – из крестьянских семей; И.И. Лепехин, В.Ф. Зуев, С.П. Крашенинников, И.И. Ползунов – солдатские дети; И.П. Кулибин – сын посадского (ремесленника) человека.

Первым русским академиком был М.В. Ломоносов. Сын архангельского помора, М.В. Ломоносов в 19 лет пришел пешком в Москву и поступил в славяно-греко-латинскую академию. Годы учения прошли в нужде. Огромное трудолюбие и способности помогли Ломоносову преодолеть все трудности, овладеть знаниями и стать одним из выдающихся ученых XVIII века. Количество выполняемых Ломоносовым исследований, широта охвата им различных наук и научных проблем, поразительны. М.В. Ломоносов был поэтом, художником, физиком, механиком, химиком, естествоиспытателем, геологом и металлургом, историком; придерживался передовых общественных и естественнонаучных взглядов. Ломоносов последовательно развивал атомистические представления, близко подошел к идее молекулярного строения химических соединений. Впервые стал применять физические методы исследования химии. Проводил исследования в различных областях физики. Проводил опыты по электричеству и выдвинул ряд гипотез о природе электрического заряда в облаках. В 1761 г. он открыл атмосферу на Венере. Доказал, что кроме Солнечной системы существует бесконечное множество других миров. Сам изобретал приборы для опытов и методы исследований. Так как приборы в XVIII веке изготовлялись крайне медленно, и Ломоносов не имел возможности провести все необходимые эксперименты, то он просто оставил очень ценные гениальные предвидения тех путей, по которым должно идти развитие науки. Его мысли опережали практические возможности на 150 лет. Ломоносов мог бы сделать намного больше, если бы не чинились бюрократические препятствия. Ряд важнейших трудов Ломоносова был впервые издан только в ХХ веке.

Образование в России оставалось сословным и большинству людей казалось это вполне естественным. Но Ломоносов считал, что образование должно служить не сословным интересам, а национальным задачам подъема хозяйства и культуры. В 40-50-е годы Ломоносов развернул борьбу за создание первого русского университета, за подготовку национальных кадров для науки. Все его требования были направлены к одному: повысить роль русской науки в глазах мировой ученой общественности, и вместе с тем обеспечить ученым, профессорам и студентам университета более прочное, независимое положение в обществе, чтобы талант ценился выше звания и чина. Осуществить все эти требования в Петербурге было невозможно, мешала «шумахерщина». В 1755 году был подписан указ об учреждении в Москве университета и двух гимназий. Московский университет стал первым русским университетом. Проект деятельности университета был разработан Ломоносовым.

Ведущим жанром в изобразительном искусстве XVIII века был портрет. В живописи прославился Иван Никитин, создавший портреты Петра I. Андрей Матвеев написал «Автопортрет с женой», что было новым для того времени.

На развитие культуры отрицательно сказалось время дворцовых переворотов и особенно бироновщины. В целом первая половина XVIII века стала эпохой подъема русской культуры.






Сейчас читают про: