Античная агрикультура. Скую картину жизни в деревне, в них показана природа Италии, с особенно­стями ее ландшафта и климата: здесь неизменно весна и лето

АНТИЧНАЯ АГРИКУЛЬТУРА


скую картину жизни в деревне, в них показана природа Италии, с особенно­стями ее ландшафта и климата: Здесь неизменно весна и лето

во время любое Дважды приплод у отар

и дважды плоды на деревьях. Хищных тигров тут нет,

ни львиного злого потомства...

Здравствуй, Сатурна земля,

великая мать урожаев! Мать и мужей1. Для тебя

в искусство славных древних Ныне вхожу, приоткрывать

святые пытаясь истоки.

Свойства земли изложу, -

какое, в какой плодородье, Цвет опишу, и к чему

различные почвы пригодней.

Felix qui patuit rerum cognoscere causas,* характерно автору «Георги-ки». Оно означает «Земледельческие стихи». Вариант перевода - «Земле­дельческая поэма». Его практические советы были направлены к крестьяни­ну-земледельцу, самостоятельно обрабатывающему свой трудовой надел; по­этому у него нет ни одной строки, посвященной организации и эксплуатации рабского труда. Но лозунг Вергилия «назад к земле» не имел того успеха, ка­кой имела его поэзия: «Горожане читали Вергилия, декламировали, восхи­щались, соглашались, но оставались в городе».

Римский философ следующего века Сенека скажет, что Вергилий «не хотел поучать пахарей». Но для современников было очевидно, что «поучать пахарей» также входило в задачу Вергилия, поскольку возрождение земледе­лия стало делом государственным.

Экономика сельского хозяйства в Италии того времени перестраива­лась как раз в обратном направлении по сравнению с тем, о чем мечтал Вер­гилий.

В следующем столетии (I век нашей эры) крупное землевладение, ос­нованное на рабском труде, окончательно упрочилось, оттеснив среднее и мелкое крестьянское земледелие на задний план. Затем благодаря ввозу де­шевого хлеба из колоний (Сицилия, Испания, Африка) пространства, кото­рые раньше возделывались мелкими земледельцами, запускаются под паст­бище. Количество обезземеленных крестьян продолжает возрастать, и они беспокойными толпами заполняют римский Форум, и даже значительное развитие ремесел в городе все же не может дать всем им работу; в итоге они

* Счастлив, кто может понимать причины вещей.




требуют от правительства не только бесплатного продовольствия, но и раз­влечений.

Но и в крупном хозяйстве стали назревать свои трудности. Они лежали, с одной стороны, в малой производительности труда рабов, с которыми об­ращались как с рабочим скотом (они не имели семьи, не имели собственно­сти, их труд не был приурочен к определенным земельным участкам, и они нисколько не были заинтересованы в повышении урожая), а с другой сторо­ны - в необходимости снизить стоимость производства, найти более выгод­ные отрасли сельского хозяйства, чем культура обесцененных зерновых хле­бов; появились два противоположных течения агрономической мысли: одни видели выход в повышении интенсивности земледелия и поднятии урожаев путем лучшей агротехники, другие, наоборот, - в экстенсивной культуре или прямо в сокращении пашни и развитии хозяйства пастбищного, животновод­ческого направления, как требующего наименьших затрат.

Ярким представителем активной перестройки хозяйства и его включе­ния в новые товарно-денежные отношения является Колумелла (1 в. н.э.), ко­торый требовал ведения хозяйства на научных основах, настаивал на распро­странении сельскохозяйственного образования и введении публичного курса сельскохозяйственных наук. Он резче, чем его предшественники, настаивал на необходимости критического анализа принятых агрономических пред­ставлений (вне зависимости от того, основаны ли они на авторитете писате­лей по сельскому хозяйству или освящены традициями практики), а также на необходимости широкой постановки исследовательской работы, утверждая, что «каждая полоса принесет доход, если хозяин после многочисленных проб добьется того, чтобы выращивать на ней как раз то, что лучше всего на ней удается». Таким образом, у Колумеллы сложилось уже понимание того, что наука о сельском хозяйстве не есть собрание раз навсегда установленных догм, но что она развивается в процессе последовательного накопления и проверки опытных данных, ибо "нет ни одной научной области, где не учи­лись бы на ошибках". Аграрная энциклопедия Колумеллы «О сельском хо­зяйстве» (ок. 40 г. н.э.) состояла из 16 книг, посвященных различным облас­тям сельского хозяйства, но только 12 из них, сохранилось.

Колумелла настаивал на распространении сельскохозяйственного обра­зования и введении публичного курса аграрных наук. Он подчеркивал важ­ность критического анализа принятых норм: существующие работы учат, но не делают мастерами. Колумелла писал: «С сельским хозяйством можно управиться без тонкостей, но оно не терпит и глупости». Он предлагал ста­вить специальные опыты, чтобы труды и расходы не пропали зря. Отмечая, что со времен Варрона урожай снизился с сам 10-15 до сам 3-4, он объяснял это небрежностью, неумением и нежеланием вести правильно хозяйство.

Колумелла давал рекомендации по выбору земельного участка, удоб­рению полей, глинованию, обработке почвы, нормам высева, срокам посева, уходу, уборке, обмолоту, хранению. Многие из них и сегодня можно найти в учебниках. Они убедительны и обоснованны. Ученый предлагал проводить глубокую вспашку, особенно па засоренных почвах. На таких полях, по его




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: