double arrow

Мегалитическая архитектура

Раздел I

Т-51

ББК 85.011

Автор: ст.преподаватель Токарева Т.В.

Т-51

ББК 85.011

Древний мир.

История градостроительства и архитектуры.

Древний мир.

История градостроительства и архитектуры.

Учебное пособие

по дисциплине «История градостроительства и архитектуры» для студентов 2-го курса специальности 120303 «Городской кадастр» и

«История архитектуры, градостроительства и дизайна»

для студентов 3-го курса специальности 270301 «Архитектура» и 270302 «Дизайн архитектурной среды».

Белгород 2010


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Белгородский государственный технологический университет

им. В. Г. Шухова

Кафедра архитектуры

Утверждено

научно-методическим советом

университета

Учебное пособие

по дисциплине «История градостроительства и архитектуры» для студентов 2-го курса специальности 120303 «Городской кадастр» и

«История архитектуры, градостроительства и дизайна»

для студентов 3-го курса специальности 270301 «Архитектура» и 270302 «Дизайн архитектурной среды».

Белгород 2010

УДК 72.032 (07)

Рецензент: док.арх., проф. Мироненко В.П.

Токарева Т.В. История градостроительства и архитектуры. Древний мир. Учебное пособие / Токарева.- Белгород: Изд-во БГТУ, 2010. ─ 300 с.

Данное учебное пособие составлено на базе курсов «История архитектуры, градостроительства и дизайна» и «История градостроительства и архитектуры», являющихся частью программы вузовской подготовки в БГТУ им.В.Г. Шухова.

Пособие показывает развитие архитектуры, градостроительства и дизайна в древних цивилизациях, знакомит с наиболее значимыми архитектурными памятниками прошлого, раскрывает национальные и религиозные особенности зодчества.

В книге содержатся сведения, специальные указания и рекомендации, которые будут способствовать развитию абстрактного и образного мышления, пространственного восприятия.

Издание предназначено для студентов архитектурных специальностей.

УДК 72.032 (07)

© Белгородский государственный

технологический университет

(БГТУ) им. В. Г. Шухова, 2010

Содержание:

Раздел I.Мегалитическая архитектура – 1

Раздел II.Градостроительство и архитектура Передней Азии – 20

2.1 Градостроительство и архитектура Шумера-21

2.2 Градостроительство и архитектура Аккада - 23

2.3 Градостроительство и архитектура Ассирии и Вавилона-26

2.4 Градостроительство и архитектура Древнего Ирана - 33

Раздел III. Градостроительство и архитектура Древнего Египта - 43

3.1 Градостроительство и архитектура Древнего царства - 48

3.2 Градостроительство и архитектура Среднего царства - 76

3.3 Градостроительство и архитектура Нового царства - 86

3.4 Градостроительство и архитектура поздних периодов – 124

Тест по теме «Древний Египет» - 128

Раздел IV. Архитектура и градостроительство Древней Греции - 134

4.1 Градостроительство и архитектура Крита-135

4.2 Градостроительство и архитектура Микен- 140

4.3 Градостроительство и архитектура архаики- 149

4.4 Градостроительство и архитектура классики - 165

4.5 Градостроительство и архитектура эллинизма- 193

Тест по теме «Древняя Греция» - 229

Раздел V. Градостроительство и архитектура Древнего Рима-235

5.1 Градостроительство и архитектура царского Рима-235

5.2 Градостроительство и архитектура республиканского Рима -238

5.3 Градостроительство и архитектура императорского Рима- 255

Список литературы-296

В истории архитектуры существует масса теорий, затрагивающих как историю развития архитектуры, так и специфику зданий. Например, Гегель предлагал рассматривать развитие архитектуры как смену тезиса, антитезиса и синтеза. Были теории, объяснявшие эволюцию архитектурных форм природно-климатическими особенностями, развитием теории пропорционирования, даже эволюционными циклами, когда развитие общества приводило к развитию искусства и архитектуры. Развитие государств, рост городов, конечно же, также были мощными стимулами развития градостроительства и архитектуры.

Но чтобы представить себе все многообразие факторов, определявших развитие подобного творчества людей, необходимо рассмотреть тот момент, когда к жилой архитектуре присоединилась архитектура монументальная.

1 Ряды вертикальных камней-менгиров – алиньманы – были характерны для эпохи перехода от каменного к бронзовому веку (3-2 тыс. до н.э.), прекрасный пример такой аллеи менгиров сохранился в Карнаке, на северо-западе Франции.

Мегалитические сооружения, встречающиеся в самых разных странах: в Скандинавии, Дании, Франции, Англии, Испании, Северной Африке, Сирии, Крыму, на Кавказе, в Индии, Японии и других странах лучше всего свидетельствуют о духовном значении архитектуры, потому что сложенные из огромных каменных глыб памятники не служили каким-либо бытовым целям, но подчинялись идеологическим и магико-религиозным идеям. Среди мегалитов различают:

2 Аллея менгиров в Кермарио.

Менгиры (от бретонск. men- «камень» и hir- «длинный») – вид мегалитов, представляющий собой вертикально поставленный камень, по большей части округлой формы, полученной либо от природы, либо в результате грубой обработки. Самым большим из известных на сегодняшний день является менгир из Локмариакера, в Бретани, в окрестностях Морбигана. Этот гигантский гранитный столб длиной свыше 20 м и весом 300 т еще в незапамятные времена разбился на части в результате падения. Менгиры сопутствовали дольменам и другим мегалитическим сооружениям, но часто были организованы в грандиозные ансамбли, наиболее впечатляющие из которых представлены в Бретани. В Карнаке (Морбиган) ряды, насчитывающие в общей сложности 2813 менгиров, тянутся к востоку на протяжении 3900 м. Они начинаются от деревни Менек и доходят до Керлескана или Менек-Виана. Их можно разделить на три группы, или поля, расположенных последовательно одно за другим. Самым большим является Менекское поле у Карнака с замкнутым двойным кругом камней; ведущие к нему аллеи менгиров достигают длины 167 м, имеют около 100 м в ширину и делятся на 11 рядов. Следующее поле – Кермарио, протяженностью 1120 м и шириной 100 м, - состоит из 10 рядов камней. Третье поле – Керлескан, длиной 800 м и шириной 139 м, - включает в себя 13 каменных аллей: его северный конец увенчан огромным кромлехом, состоящим из 43 каменных столбов.

3. Аллея менгиров. Керлескан.

Дольмены («каменный стол» от бретонского dol- «стол» и men- «камень»), сооружения в виде большого каменного ящика, в простейшей своей форме состоящие из нескольких вертикальных ортостатов, перекрытых большой плоской плитой. Вес верхней каменной плиты часто достигает нескольких десятков тонн, размеры - до десятка метров. Назначение и способ возведения достоверно не известны. Среди гипотез встречаются определение дольменов не только как святилищ, мест для жертвоприношений, но и как древних обсерваторий, точно отмечающих множество астрономически значимых направлений Солнца, Луны и звезд. Распространены эти сооружения в приморских районах Европы, Азии и Северной Африки, на Кавказе и в Крыму.

4 Дольмен в окрестностях Геленджика.

Дольмен мог устраиваться на поверхности земли и над ним насыпался курган, впоследствии часто опадавший и уничтожавшийся; или на вершине кургана; или, наоборот, дольмен углублялся в землю, устраивался в яме. Иногда дольмены принимали более сложную форму: например, соединялись с более узким коридором из стоящих плит, или устраивались в виде большой прямоугольной камеры, в одной из продольных сторон которой проделывался вход с коридором (так что все сооружение получало вид буквы Т), или, наконец, дольмен превращался в ряд продольных, следовавших одна за другою камер, иногда все более и более расширявшихся и углублявшихся в землю. Этот же термин употребляется и в тех случаях, когда стены погребальной камеры возведены из плашмя уложенных плит, образующих высокий ступенчатый свод, перекрытый затем одной большой плитой, как, например, у дольмена Ромераль в Антикере (Испания). Тут же, в Антикере, другой дольмен – Куэва-де-Менга – имеет прямоугольную погребальную камеру (гробница галерейного типа) длиной 18,5 м, высотой 6 м и шириной 2,7 м. Пять больших плит (вес одной из них достигал 200 т) служили кровлей гробницы. Эти плиты, помимо самих стен, опирались на три каменных столба, установленных по осевой линии сооружения.

Сама гробница состояла из 32 каменных блоков, коридор в погребальную камеру углублялся на 25 метров. После завершения строительства погребальной камеры, где, вероятно, хоронили вождей племени, каменное сооружение было покрыто землей и образовало холм, который виден и сегодня.

Материал, из которого складывались дольмены, менялся в зависимости от местности: гранит, песчаник, известняк.

5. Дольмен в курганной гробнице Куэва-де-Менга, Антикера, Испания.

Наконец, последним типом мегалитической архитектуры является кромлех. Слово это, так же бретонского происхождения (от crom – «круг» и lech – «место»). Он обозначает много разных типов мегалитических памятников. В Великобритании круги из камней входят в такие известные памятники, как Найнмейденс (Nine Maidens – «Девять дев») в Корнуолле или «Длинная Мэг и ее дочери» (Long Meg and her Daughters) в Кумберленде. Кромлехами также называют Стоунхендж и Эйвбери-хендж, которые образуют интегральную часть памятников с центром, окруженным рвом, и сами являются частью той категории доисторических сооружений, которая в наши дни в основном определяется как «хендж». В Эйвбери существует огромная улица мегалитов, ведущая к такому хенджу.

Гордон Чайлд считал, что в ряде случаев применение термина «мегалитические» может ввести в заблуждение, поскольку по тому же плану построены гробницы, сложенные из небольших камней на сухом растворе, и другие, выкопанные в грунте (или высеченные в скалах). Более того, он полагал, что там, где мягкая известковая почва облегчает копание, например, в Португалии, на склонах холмов выкапывались камеры в форме ульев со входом через узкий длинный коридор. В местах, где слой почвы не глубок и горная порода тверда, тот же самый план постройки воспроизводился на поверхности способом сухой каменной кладки; если местный песчаник или сланец легко раскалывался на удобные плиты, то над постройкой сооружался ступенчатый свод; там, где горная порода была тверже, например гранит, камеры и коридоры сложены из огромных поставленных на ребро камней – ортостатов, поддерживающих плоское перекрытие из одной гигантской плиты или нескольких плит меньшего размера. Во всех трех видах гробниц часто встречается одинаковый инвентарь

Но как было показано выше, на Мальте одновременно существовали и мегалитические постройки – храмы (причем при их возведении могли использоваться как ортостаты, так и более мелкие, часто необработанные камни), - и подземные некрополи, такие как гипогеум Хал-Сафлиени, что демонстрирует применение в одних и тех же условиях различных строительных практик. Если учесть, что мегалитическая архитектура развивалась из искусственных скальных гробниц, то сохранение или сосуществование тех и других не вызывает удивления. Кроме того, как отмечает Глин Дэниел, в Западной Европе, должно быть, насчитывается сорок или пятьдесят тысяч мегалитических сооружений и, конечно, их типы и приемы постройки зависели от самых разных причин, включая как качество строительного материала, так и общий замысел или цепь возведения мегалитических гробниц, храмов или хенджей.

Глин Дэниел исследуя грандиозные постройки древности, выделял мегалитическую и циклопическую техники их возведения. Обе техники использовали большие камни, но есть основания для того, чтобы применять термин «циклопическая архитектура» там, где большие плиты уложены поверх других больших плит, как в наветас на Балеарских островах или в нурагах Сардинии. Особенность же мегалитических конструкций – это либо вообще одиночная большая плита (ортостат), либо несколько больших плит, образующих стены, перекрытые такой же одной или двумя плитами по типу карточного домика. И циклопическая, и мегалитическая техники строительства отличаются в деталях обработки камня от больших эгейских толосов, где используются гладко обтесанные или распиленные каменные блоки. Но, безусловно, существуют типы переходных памятников, которые по их конструкции сложно отнести к какой-либо одной из этих трех категорий, и они образуют свои собственные типы. Для запада и северо-запада Европы характерны мегалитические сооружения, для Западного Средиземноморья – циклопические; обработанные плиты использовались для сооружения в восточной части Средиземного моря.

6. Стоунхендж.

Другая проблема, которая неизменно встает перед исследователями мегалитов и сторонними наблюдателями, состоит в том, чтобы узнать, каким образом огромные камни были доставлены на место строительства и затем установлены по задуманному плану. Некоторые мегалитические памятники, например гробница в Барклоадиади, сконструированы из больших ледниковых валунов, найденных неподалеку, другие сделаны из местных выходов скал, в отдельных случаях плиты должны были как-то выламываться из коренных пород. Рядом с дольменом в Тинкинсвуде около Кардиума в Южном Уэльсе существуют выходы известняка, от которого отделяли блоки для стен и перекрытия гробницы. Этот выход целиком срыт поверхностными каменными карьерами. Размеры дольмена показывают, что одного близлежащего выхода камня для его сооружения было недостаточно, и часть плит доставлялась из других мест. Вполне понятно, что основной строительный материал добывался недалеко от мегалитических монументов, но есть несколько примеров его транспортировки на большие расстояния. Камни, используемые в дольменной гробнице в Шатаро (Южная Франция), были добыты в геологических пластах, отдаленных не менее чем на 40 км.

Синие камни из Стоунхенджа являются классическим примером транспортировок мегалитов на очень большие расстояния. Примерно 82 камня весом до 5 т каждый были из каких-то соображений доставлены к месту строительства так называемого Стоунхенджа II из Уэльса, с гор Преселли в Пембрукшире – единственного места в Великобритании, где есть выходы особого вулканического туфа(или тесаные глыбы из долерита зеленовато-голубоватого оттенка -?), послужившего материалом для этих менгиров. Вся кампания по добыче и перемещению камней проходила в несколько этапов. Первоначально их выламывали в горах Преселли и доставляли к морю у Милфорд-Хейвена. Затем их доставляли морем до Эйвонмута и вверх по рекам Эйвону (Бристольскому) и Фрому до волока, по которому камни перетаскивали к реке Уайли, после чего отправляли вниз по течению до Хемпширского Эйвона и вверх по этой реке до Эймсбери, откуда волоком тащили до Стоунхенджа. Общее расстояние по суше – около 40 км, по воде – около 340 км. Кроуфорд рассматривал также полностью водный маршрут по морю вокруг Корнуолла и затем по Хемпширскому Эйвону до Вест-Эймсбери, насчитывающий более 600 км.

Стоунхендж (название Стоунхендж в переводе с англосаксонского «Висящие камни»), руины которого лежат в 130 км к юго-западу от Лондона – на Солсберийской равнине, среди болот и холмов Девоншира был возведен на рубеже каменного и бронзового веков, за несколько столетий до падения Трои. В античные времена из-за старости, на него уже не обращали внимания. Греки и римляне, видевшие египетские пирамиды и строившие собственные величественные храмы не заинтересовались этой грудой камней. Но в средние века легендарные барды и монахи, писавшие хроники, окружили его легендарной тайной, то приписывая храм гению Мерлина, то колдовству друидов.

Впрочем, строили этот монумент примерно полутора тысяч лет, и это дает представление о тех хронологических периодах, которые могли быть затрачены на возведение и перестройки наиболее монументальных памятников древности. На самой ранней стадии (ок.3200 г. до н.э.) возникли ров и внутренний вал в виде окружности. Впрочем, функциональное назначение выполнял только вал, а ров служил лишь для выемки необходимого для его возведения грунта. Кольцо, образованное рвом и валами, оставалось незамкнутым на северо-востоке. Напротив этого входа, примерно в 30 м от кольца, был установлен так называемый Пяточный камень, который, вероятно, служил визиром для определения восхода солнца в день летнего солнцестояния. Непосредственно на перемычке у концов внутреннего вала обнаружены следы выкопанных лунок, вероятно служивших для установления менгиров. Таким образом, первоначальное святилище – Стоунхендж I, было простым замкнутым сооружением, ограниченным рвом и двумя валами, со входом на северо-востоке и одним вертикально поставленным камнем снаружи. Внешний вал, теперь почти исчезнувший, имел форму почти правильного круга диаметром около 115 м. Он представлял собой земляную насыпь шириной 2,5 м и высотой 50-80 см. Внутренний вал образовывал окружность, имевшую в диаметре от гребня до гребня примерно 100 м. ослепительно белый из-за меловой породы, из которой сложена Солсберийская равнина, где стоит Стоунхендж, около 6 м в ширину и по меньшей мере 1,8 м в высоту, этот вал замыкал священное место. Вход, расположенный там, где оба вала и ров прерывались, имел ширину примерно 10 м и был ориентирован так, что человек, стоящий в центре круга и смотрящий через разрыв утром, в день летнего солнцестояния, увидел бы, как солнце встает чуть левее Пяточного камня.

Пяточный камень – первый большой камень, установленный в Стоунхендже, - имеет высоту около 6 м и ширину 2, 4 м при толщине 2,1 м. Он закопан в землю на 1,2 м. Его вес 35 т. Это «сарсеновый» камень, доставленный сюда с холмов Марлборо-Даунс, в 30-35 км от Стоунхенджа, где такие валуны лежат на поверхности земли. Это чистый песчаник, и термин «сарсен» остается загадочным. Полагают, что он является производным от слова «сарацин», то есть «чужеземный», и согласовывается с преданиями о строителях Стоунхенджа как заморских пришельцах. Пяточный камень называется так потому, что на нем есть выемка, якобы след пятки монаха.

Затем, появились деревянные сооружения, от которых остались лишь расположенные по окружности на равном расстоянии друг от друга лунки со следами жертвоприношений.

7. План Стоунхенджа. Великобритания. Современное состояние.

1 – трилиты, 2 –северный курган, 3 – южный курган, 4 – жертвенник, 5 – Пяточный камень, 6 – менгиры, 7 – внешний вал, 8 – ров, 9 – внешний вал, 10 – проход, осевая линия, 11 – колько из сарсенских камней, 12 – синие камни, 13 – лунки Обри, 14 – вал.

Следующий этап строительства Стоунхенджа II начался, вероятно, за 2200 лет до н.э. и был организован, по-видимому, носителями культуры райнио-клэктон. Это они доставили из Пембрукшира к Стоунхенджу синие камни, проложив обвалованную с двух сторон дорогу от Уэст-Эймсбери, на берегу Эйвона, следы которой отчетливо видны у входа в Стоунхендж I. Весь путь длиной около 2 км изучил лейтенант Кроуфорд, основоположник аэроархеологии, и установил, что дорога была проведена по наиболее отлогим местам. Синие камни должны были составить двойной кромлех, но этот двойной круг из камней так и не был завершен. На западной его стороне не хватает нескольких лунок – сооружение кольца было по какой-то причине прекращено. В период строительства Стоунхенджа III незавершенный круг из синих камней был разобран, камни на время складированы поблизости и заменены сарсеновыми валунами в количестве 81 или больше, взятыми в Марлборо-Даунсе, откуда первые строители притащили свой Пяточный камень.

На последнем этапе строительства Стоунхендж получил четыре больших каменных круга. Внешний круг – это поставленные вертикально 30 столбов, на каждом из которых лежала плоская каменная плита, соединенная с остальными такими же плитами в единое кольцо. Каждый столб при высоте – 5,5 м весил в среднем 25 тонн, а плита – 700 кг. Они были врыты в среднем на глубину 1,2 м. Поскольку каждый из вертикальных камней должен был поддерживать концы двух перекладин, на концах его верхней грани было по шипу, которым соответствовали гнезда в перекладинах. Как и камням трилитов, вертикальным камням и перекладинам круга были приданы вогнутость и соответствующая ей выпуклость. Эти камни лежат на удивление ровно, хотя их поставили на наклонную плоскость. Диаметр кольца – 29, 6 м.

Камни сарсенового кольца были размещены с большой тщательностью: 30 вертикальных камней установлены через равные промежутки со средней ошибкой менее 10 см. Точно на северо-востоке, то есть на линии восхода солнца в день летнего солнцестояния, находился вход в это кольцо, где два камня, №1 и № 30, поставлены на 30 см дальше друг от друга, чем все остальные.

Второй круг составили более низкие одиночные синие камни (менгиры). А в самом центре в виде подковы расположились третий и четвертый разомкнутые круги: первый из них был образован пятью так называемыми трилитами («трилит» - термин, составленный из греческих слов и означающий «три камня», - группа, состоящая из двух вертикально поставленных камней, на которые положен третий). Подкова трилитов открывалась на северо-восток, и ее ось была ориентирована на Пяточный камень. Трилиты имели разную высоту – 6, 6,5 и 7,2 м (включая перекладину), увеличивающуюся от северных концов подковы к ее середине. Центральный трилит был самым большим элементом во всей гигантской структуре Стоунхенджа. Его восточный камень имел длину 7,5 м, а западный – 8,7 м, разница в их длине компенсировалась тем, что западный камень вкопали глубже, а восточный – только на 1,2 м, в результате чего он упал и разбился, разрушив целостность ансамбля. Вес камней подковы достигал 50 т. Поперечные плиты или перекладины трилитов удерживались на месте с помощью шипов на вертикальных камнях и гнезд на перекладинах. Такая техника характерна для работы с деревом и, возможно, первоначально опробировалась при строительстве Вудхенджа, следы которого открыл О.Кроуфорд. Вертикальные камни были поставлены очень близко друг к другу – минимальное расстояние достигало 30 см. Им была придана форма, создающая ощущение прямой линии сверху донизу. Некоторые из них ближе к вершине были снабжены выпуклостью – «энтазисом», который указывает на высокое развитие строительного искусства. Перекладины также получили форму, создающую оптическую иллюзию строгой перпендикулярности. Наверху они были сделаны шире примерно на 15 см, а грани, идущие по окружности, слегка изгибались внутрь, причем кривизна внешней грани превышала кривизну внутренней. Четвертый круг образован более низкими синими камнями.

8. Стоунхендж. Реконструкция.

Назначение Стоунхенджа не выяснено. Центральная его часть, несомненно, представляло собой святилище, так как плита, которая в ней сохранилась, была жертвенником, что доказано остатками жертвоприношений, найденных при раскопках. Центральное святилище отмечено и выделено крупным камнем, несущим горизонтальный камень, который отделяет его от окружающих его частей. Спорным является назначение двух концентрических кругов вокруг святилища. Наиболее вероятно предположение, что они служили для конских состязаний и были своего рода ипподромом. Чтобы понять возможность его использования как конского ристалища, нужно принять во внимание, что оба круга отделены друг от друга только маленькими камнями, а также соотношение частей строения. Общий диаметр памятника равен приблизительно 40 м, из которых около 20 м падает на центральное святилище, и приблизительно столько же на окружающие его части, так что диаметр обоих наружных кругов составляет около 10 м, каждый круг имеет ширину около 5 м – совершенно достаточную для конских состязаний. Известно, какое значение лошадь имела для господствующих группировок эпохи разложения родового строя и поэтому можно предположить, что в Стоунхендже происходили конские состязания представителей военных группировок, связанные с культом солнца и культом мертвых.

Из 160 первоначальных камней осталась лишь малая часть. До сих пор нет точного ответа о предназначении этого монумента. Так горные народы, верившие в магическую силу камней, спустившись в долины, могли заявлять о своем военном и религиозном превосходстве, грандиозный по размерам и затраченным усилиям памятник мог стать центром объединения разных племен, наконец, в пространственно-временной конструкции сооружения можно увидеть наметки первого театра. Во всяком случае, здесь есть определенное сходство с греческим театром: его круглой орхестрой, алтарем в ней и кольцом, окружающих их зрителей.

Важно уже то, что в отличие от более ранних мегалитических сооружений, Стоунхендж воспринимается как совершенный и логичный архитектурный памятник. Во-первых, бросается в глаза довольно гладкая поверхность камней, во-вторых, блокам сообщена правильная форма, приближающаяся к параллелепипеду, и, наконец, в-третьих, стремясь замкнуть в композицию разрозненные глыбы, древние строители впервые по-новому осмыслили пролет. В отличие от горизонтальной перемычки дольмена, напоминающей скорее отверстие пещеры, пролеты Стоунхенджа, позволявшие рассматривать действа внутри святилища, процессии или конские ристалища снаружи, уже позволяют художественно овладевать окружающим пейзажем, не случайно, наверное, памятник был возведен на самом высоком месте участка. Древние строители впервые осознали пролеты как логическое архитектурное строение и возвели их в систему.

Из гигантских каменных глыб далекие наши предки, находившиеся в каменном веке, сложили (как из кубиков) монументальную аркаду, замкнутую в круг. Все сооружение замкнуто в огромный земляной вал, зафиксированный кольцевым рвом, не стертым даже тысячелетиями. И все это тщательно подогнано, соразмерно и геометрически точно размещено в гладком пространстве спокойного ландшафта.

Стоунхендж порой затмевает собой уникальность территории графства Уилшир, славящегося многими другими неолитическими памятниками, такими как Силбери Хилл (величайший доисторический погребальный холм в Европе), Уэст-Кеннет-Лонг_Барроу, самое большое камерное погребение в Англии и Эйвбери – величайший каменный круг в мире, занимающий площадь более 28 акров. В какой-то период он состоял из земляной насыпи диаметром в 1 милю, заключенную в круг из 98 камней (27 из которых стоят на своих местах). Любопытно, отметить, что только один из мегалитов Эйвбори – Суиндонский камень весит 66 тонн.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: