double arrow

Порядок подготовки к практическому и (или) семинарскому занятию

Методические рекомендации студентам

Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4зачетных единиц (з.е.), 144 часов.

№ темы Разделы (темы) дисциплины Семестр Недели семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в ч. Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра). Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Л С.;Пр.з К С.р. Л.р. К.р (Кср) Пр. Курс. Раб.
1. Предмет, метод и основные этапы истории экономических учений. Экономическая мысль до появления экономической теории                    
2. Древняя и средневековая наука                    
  Классическая английская политическая школа                    
  Марксистская экономическая теория                    
  Зарождение основных направлений современной экономической теории в конце XIX – начале ХХ века. Маржинализм и институционализм                    
  Кейнсианство и его эволюция в ХХ веке                    
  Развитие неоклассической экономической теории и неолиберализма в ХХ веке                    
  Эволюция институционалистского направления в ХХ веке                    
  Развитие экономической теории в России в ХХ веке                    
  Итого:                   экзамен

Сокращения: Л. – лекции; С. – семинары; Пр.з. – практические занятия; К. – консультации; С.Р. – самостоятельная работа; Л.р. – лабораторные работы; К.р. – контрольные работы; Кср-контроль самостоятельной работы студентов; Пр. – практика; Курс, раб. – курсовые работы.

* – Компьютерное тестирование;

**– Письменная домашняя работа

Содержание разделов и тем дисциплины

№ п/п Наименование темы дисциплины Содержание раздела (темы)
  ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДО ПОЯВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Предмет истории экономических учений. Методология курса истории экономических учений. Основные этапы развития экономической мысли. Особенности экономического развития древневосточных государств. Экономическая мысль Древней Индии. Трактат "Артхашастра". Экономическая мысль Древнего Китая. Трактат "Гуань-цзы". Экономическая мысль Древней Греции (Ксенофонт, Платон, Аристотель). Экономические концепции Древнего Рима. Агрономические трактаты Катона, Варрона, Колумеллы. Экономическая мысль мусульманского Средневековья. Хозяйственные предписания Корана. Воззрения Ибн-Хальдуна. Экономическая мысль европейского Средневековья. Экономические идеи "Салической правды" и "Капитулярия о виллах". Экономические воззрения канонистов. Фома Аквинский. Русская экономическая мысль эпохи Средневековья (IX - XVI вв.). Объективные условия и предпосылки возникновения меркантилизма. Экономическая концепция меркантилизма. Ранний и поздний меркантилизм. Особенности меркантилизма в странах Западной Европы. Идеи меркантилизма в России.
  КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ Исторические условия возникновения и общая характеристика классической политической экономии. Зарождение классической политической экономии в Англии. Экономическое учение У. Петти. Зарождение классической политической экономии во Франции. Экономические взгляды П. Буагильбера. Общая характеристика школы физиократов. Экономические концепции Ф. Кенэ. Анализ процесса общественного воспроизводства в "Экономической таблице" Ф. Кенэ. Развитие физиократической системы в работах А. Тюрго. А. Смит как экономист мануфактурного периода развития капитализма. Работа А. Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов". Методология исследования А. Смита. Учение А. Смита о разделении труда, обмене и деньгах. Теория стоимости А. Смита. Учение А. Смита о классах общества и их доходах. Производительный и непроизводительный труд. Учение А. Смита о капитале, его структуре и накоплении. Д. Рикардо как экономист эпохи промышленной революции. Методология исследования Д. Рикардо. Теория стоимости Д. Рикардо. Теория распределения Д. Рикардо. Заработная плата, прибыль и рента в трактовке Д. Рикардо. Теория денег Д. Рикардо. Д. Рикардо о внешней торговле. Принцип сравнительного преимущества. Проблема реализации и кризисов в учении Д. Рикардо. Экономические концепции Ж.Б. Сэя. Экономическое учение Т. Мальтуса. Экономическая теория С. Сисмонди. Экономические концепции Р. Оуэна и социалистов-рикардианцев. Экономическое учение Дж.С. Милля. Идеи классической политической экономии в России. Место и роль классической политической экономии в истории экономической мысли.
  МАРКСИСТСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Формирование экономической теории марксизма. Структура и основные проблемы "Капитала" К. Маркса. Предмет и метод марксистской политической экономии. Теория товара и денег в "Капитале" К. Маркса. Теория прибавочной стоимости К. Маркса. Теория воспроизводства общественного капитала К. Маркса. Теория средней прибыли и цены производства К. Маркса. К. Маркс об исторической судьбе капитализма. Марксистская политическая экономия в России. Теория империализма (В.И. Ленин, Н.И. Бухарин).
  ЗАРОЖДЕНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В КОНЦЕ XIX-НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА. МАРЖИНАЛИЗМ И ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ Исторические предшественники маржинализма. Законы Г. Госсена. "Маржиналистская революция" в экономической науке конца ХIХ века: содержание, этапы. Основные методологические принципы маржинализма. Австрийская школа и ее методология. Теория ценности австрийской школы. Теория вменения (производительных благ) австрийской школы. Теория капитала и процента австрийской школы. Кембриджская школа. А. Маршалл о предмете и методах исследования экономической теории. Анализ издержек и прибыли у А. Маршалла. Анализ спроса у А. Маршалла. Эластичность спроса. Потребительский излишек (рента потребления). Анализ предложения у А. Маршалла. Динамика издержек фирмы. Функциональная теория цены А. Маршалла. Роль фактора времени в ценообразовании. Американская школа. Дж.Б. Кларк и его учение о статике и динамике. Концепции предельной полезности и прибыли Дж.Б. Кларка. Теория предельной производительности и теория распределения Дж.Б. Кларка Лозаннская школа и ее вклад в методологию экономической теории. Теория общего экономического равновесия Л. Вальраса. В. Парето и его экономические концепции. Проблема общественного благосостояния. Критерий экономической эффективности (оптимальности) В. Парето. Общая характеристика институционалистского направления в экономической науке и его генезис. Ф. Лист и его "Национальная система политической экономии". Старая историческая школа в политической экономии Германии (В, Рошер, К. Книс, Б. Гильдебранд). Новая историческая школа в экономической теории Германии (Г. Шмоллер, Л. Брентано, К. Бюхер). Новейшая ("юная") историческая школа: В. Зомбарт и М. Вебер. Социальная школа в экономической теории Германии. Американский институционализм начала ХХ века: генезис и методология исследования. Т. Веблен – основоположник социально-психологического институционализма. Учение Т. Веблена о "праздном" классе, концепции "индустриальной системы" и "абсентеистской собственности". Дихотомия индустрии и бизнеса и установление "нового порядка". Социально-правовой институционализм (Дж. Коммонс). Эмпирическое направление институционализма (У. Митчелл). Историческая школа и институционализм в российской политической экономии. Эволюция экономических взглядов П.Б, Струве, С.Н. Булгакова и М.И, Туган-Барановского.
  КЕЙНСИАНСТВО И ЕГО ЭВОЛЮЦИЯ В ХХ ВЕКЕ Исторические условия формирования кейнсианства. Генезис кейнсианства. Работа Дж.М. Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег". Дж. М. Кейнс о предмете и методе экономических исследований. Дж.М. Кейнс о причинах макроэкономической нестабильности. Теоретическая система Дж.М. Кейнса. Концепция "управления спросом" и практическая экономическая программа Дж.М. Кейнса. Доминирование кейнсианства в 40 – 70-е годы ХХ века, его причины. Неокейнсианство, его основные принципы. Неоклассический синтез. Неокейнсианские теории экономического роста (Е. Домар, Р. Харрод). Неокейнсианская теория экономического цикла Э. Хансена. Неоклассический синтез. Кризис кейнсианства и возрождение неоклассического направления экономической теории в 70-е – 80-е годы. ХХ века. Современное кейнсианство. Посткейнсианство.
  РАЗВИТИЕ НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И НЕОЛИБЕРАЛИЗМА В ХХ ВЕКЕ Развитие неоклассической экономической теории в первой половине ХХ века. Теории несовершенной конкуренции (Э. Чемберлин, Дж. Робинсон). "Неоклассическое контрнаступление" (конец 1970-х – начало 1990-х годов). Экономические теории неоконсерватизма. Монетаризм, его методология и основные теоретические концепции. Экономическая политика монетаризма. Макроэкономическая теория рациональных ожиданий, ее принципы и точка зрения на стабилизационную политику. Экономическая теория предложения, ее принципы и подход в экономической политике. Эффект А. Лаффера. Генезис и методологические основы германского неолиберализма. В. Ойкен и его учение об "идеальных типах хозяйства". Развитие неолиберализма в Германии после II мировой войны. А. Мюллер-Армак, Л. Эрхард и теория "социального рыночного хозяйства". Оппозиция неоклассике внутри экономического либерализма. Неоавстрийская школа (Л. Мизес, Ф. фон Хайек). "Новая институциональная экономическая теория" и ее методологические особенности. Экономическая теория прав собственности. Трансакционные издержки. Теорема Р. Коуза. Теория общественного выбора.
  ЭВОЛЮЦИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛИСТСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ХХ ВЕКЕ Генезис и методологические принципы институционально-социологического (институционально-социального) направления современной экономической мысли. Институционализм 1940-х – 1960-х годов. Теории трансформации капитализма (Г. Минз, А. Берль, У. Ростоу). Экономические концепции и программа социально-экономических реформ Дж. К. Гэлбрейта. Институционально-социологическое направление во Франции. Ф. Перру. Институционализм 1970-х – начала 1990-х годов. Концепция "экономики знаний" (П. Друкер). Проблемы качества жизни. Теории будущего развития экономики и общества (А. Тоффлер, Д. Белл).
  РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В РОССИИ В ХХ ВЕКЕ Русская экономическая мысль конца ХIХ – начала ХХ века: общая характеристика, основные направления и школы. Вклад М.И. Туган-Барановского в экономическую науку (теория экономического цикла, социальная теория распределения). Экономические дискуссии 1920-х годов в СССР о природе планового хозяйства. Н.Д. Кондратьев: исследование проблем экономической динамики. Организационно-производственная школа. А.В. Чаянов и его исследование аграрной экономики. Опыт создания политической экономии социализма в СССР. Традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е, Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович). Дискуссии 1960-х – 1990-х годов в отечественной экономической науке по проблемам экономических реформ.

Заочная форма обучения:

№ темы Наименование темы Кол-во академических часов
Всего Вид занятия
Л С/ Пр.з. С.р.
1. Предмет, метод и периодизация истории экономики. Первобытное хозяйство: основные этапы развития        
2. Доиндустриальная экономика: азиатский способ производства, античное и феодальное хозяйство        
3. Экономическое развитие в период позднего средневековья. Первоначальное накопление капитала        
4. Становление и развитие индустриальной экономической системы. Промышленный капитализм и его основные типы        
5. Эволюция промышленного капитализма во второй половине XIX – начале ХХ века        
6. Экономика России во второй половине XIX – начале ХХ века        
7. Становление регулируемого капитализма в ведущих странах мира        
8. Развитие мировой экономики во второй половине ХХ – начале XXI века        
9. Экономическое развитие России в ХХ – начале XXI века        
  Итого (часов)        
                   

очно-заочной и заочной форм обучения по освоению дисциплины "История экономических учений"

Основные формы получения знаний по данному курсу – лекции, семинарско-практические занятия, самостоятельная работа.

Основной объем часов по изучению дисциплины согласно учебным планам очно-заочной и заочной форм обучения приходится на самостоятельную работу студентов. Самостоятельная работа включает в себя изучение учебной, учебно-методической и специальной литературы, их конспектирование, подготовку к семинарско-практическим занятиям, экзамену, выполнение письменных контрольных работ.

При изучении дисциплины рекомендуется использовать следующие средства:

– рекомендуемую основную и дополнительную литературу;

– методические указания и пособия;

– контрольные задания для закрепления теоретического материала;

– Составленные контрольные вопросы к каждой теме

– электронные версии федеральных законов, учебников и методических указаний для выполнения практических работ.

Основная специфика заочной формы обучения заключается в том, что наибольший удельный вес в изучении дисциплины приходится на самостоятельное глубокое освоение тем, представленных в учебной программе.

Только в результате аналитической работы и сопоставлений, усердного труда, можно научиться самостоятельному мышлению, выработать собственные убеждения, взгляды и мнения. Поэтому студент должен стремиться проявлять самостоятельность во всем, что приходится делать в ходе учебного процесса: осваивать улучшенный путь решения задачи, делать собственные выводы при изучении дисциплины и т.п.

Для успешного изучения дисциплины студенту следует:

– посещать библиотеки города и университета;

– активно использовать материал, размещенный на Интернет странице МУ им. С.Ю. Витте, в центре дистанционных информационных технологий;

– задавать вопросы преподавателю в ходе занятий, если требуется разъяснение непонятного вопроса;

– самостоятельно дополнять лекционный материал, путем раскрытия вопросов, предложенных преподавателем для самостоятельного освоения тем дисциплины, обозначенных в таблице «Содержание разделов дисциплины».

Темы семинарских занятий представлены в тематическом плане проведения занятий для различных форм обучения в разделе №4.

Порядок подготовки к занятию включает несколько этапов.

Во-первых, необходимо внимательно изучить все вопросы и задания, выносимые преподавателем на обсуждение.

Вопросы для подготовки к семинарским и (или) практическим занятиям преподаватель ставит в конце последнего занятия, предшествующего семинарскому и (или) практическому занятию.

Во-вторых, ознакомиться с рекомендациями, содержащимися в учебно-методических материалах по дисциплине.

В-третьих, подобрать необходимую литературу, используя список, предложенный к данной теме, а также литературу, которую преподаватель может рекомендовать дополнительно (журнальные статьи, научные сборники).

В-четвертых, составить конспект ответа на каждый вопрос. Конспект составляется в свободной форме. Однако, рекомендуется оставлять рабочие поля для дополнений, замечаний и др.

Последний этап состоит в проверке уровня своей подготовки, используя, вопросы для самопроверки и тестовые задания, перечень и примеры которых представлены в разделе №8 настоящей программы.

Учитывая дискуссионность многих вопросов изучаемой дисциплины, студенты регулярно должны знакомиться с новой монографической литературой, с периодическими изданиями, где обсуждаются актуальные вопросы. Часть источников, по рекомендации преподавателя, должна быть законспектирована и проработана, часть отрецензирована, часть должна быть вынесена для обсуждения на семинарских занятиях.

Вопросы для самопроверки: Тема 1

1. Что является предметом истории экономических учений?

2. В чем проявляется исторический подход при изучении развития экономической науки?

3. Каковы исторические границы и в чем состоит содержание основных этапов истории экономических учений?

4. Что и почему считалось богатством в сочинениях авторов Древнего Востока? Какие способы увеличения богатства они предлагали?

5. В чем состояли, по мнению Аристотеля, различия между "экономикой" и "хрематистикой"?

6. Каково было отношение Фомы Аквинского к богатству, частной собственности, социальному неравенству, торговле, ссудному проценту?

7. Назовите основные отличия раннего и позднего меркантилизма.

Тема 2.

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы основные этапы развития классической политической экономии?

2. В чем заключались отличия предмета и метода исследования у представителей меркантилизма и классической школы?

3. Какова, по мнению физиократов, роль сельского хозяйства, промышленности и торговли в национальной экономике?

4. Что представляет собой "чистый продукт" в учении Кенэ?

5. В чем заключается концепция "экономического либерализма" у А. Смита?

6. Каковы основные факторы увеличения общественного богатства, согласно А. Смиту?

7. Какова связь теории стоимости и теории распределения доходов А. Смита?

8. Сопоставьте теории стоимости и распределения доходов Рикардо и Сэя.

9. В чем состоит отличие взглядов Рикардо и Мальтуса на проблему реализации общественного продукта и экономических кризисов?

10. В чем заключается новизна взглядов Дж.С. Милля на проблемы экономической динамики и роль государства в экономике?

Тема 3.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем состоят единство и различия в понимании предмета политической экономии Марксом и представителями классической школы?

2. В чем заключается материалистический подход Маркса к исследованию общественно-экономической жизни? Какое место в его учении занимает исторический подход?

3. Сопоставьте между собой понятия "абстрактный труд" и "конкретный труд" в экономической теории Маркса.

4. Как соотносятся категории "прибавочная стоимость" и "прибыль" в экономическом учении Маркса?

5. Сравните между собой подходы Кенэ и Маркса к исследованию проблем общественного воспроизводства.

6. Опишите механизм образования средней прибыли и цены производства согласно теории Маркса.

7. Назовите основные экономические признаки империализма (по работе В.И. Ленина "Империализм как высшая стадия капитализма").

Тема 4.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое "маржиналистская революция" в экономической науке? В чем заключается специфика первого и второго ее этапов?

2. Дайте определение предельной полезности с позиций австрийской школы. Какую роль в ее учении играет данное понятие?

3. В чем заключается проблема "вменения"?

4. В чем состоит вклад А. Маршалла в теорию потребительского спроса? В теорию цены?

5. Какова связь теории предельной производительности и теории распределения доходов в учении Дж.Б. Кларка?

6. Сопоставьте между собой подходы Л. Вальраса и В. Парето к проблеме общего экономического равновесия.

7. Что нового внес В. Парето в разработку теории общественного благосостояния?

8. В чем заключается сущность исторического метода исследования с точки зрения представителей исторической школы?

9. Каково отношение старой, новой и новейшей исторической школы к абстрактному методу исследования в экономической науке?

10. В чем заключается содержание концепции "государственного социализма" новой исторической школы?

11. Опишите вклад М. Вебера и В. Зомбарта в теорию экономических систем.

12. Дайте определение понятия "институт". Каким образом, согласно учению Т. Веблена, происходит изменение институтов?

13. В чем видел Т. Веблен основное противоречие современного ему общества?

14. В чем состоит смысл теории сделок Д. Коммонса?

15. В исследование каких экономических проблем внес вклад У. Митчелл?

Тема 5.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем состоит предмет и метод экономической науки с точки зрения Дж.М. Кейнса?

2. Каков смысл концепции "эффективного спроса" Дж.М. Кейнса?

3. Каково соотношение сбережений и инвестиций в теории Дж.М. Кейнса? Почему, по его мнению, не существует механизма, автоматически превращающего сбережения в инвестиции?

4. Опишите эффект мультипликатора. Какую роль это понятие играет в теоретической системе Дж.М. Кейнса?

5. Какие меры и инструменты государственного регулирования экономики были предложены Дж.М. Кейнсом?

6. Охарактеризуйте единство и различия экономической теории Дж.М. Кейнса и неокейнсианских теорий.

7. Как модель экономического роста Р. Харрода демонстрирует неравновесность рыночной экономической системы? Что он предлагал для ее стабилизации?

8. Опишите механизм экономического цикла по Э. Хансену. Какие меры антициклического регулирования экономики он предложил?

9. В чем состоят причины кризиса кейнсианства в 70 – 80-е годы. ХХ века? Как современное кейнсианство отреагировало на этот кризис?

Тема 6.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем состоит "неоклассическое контрнаступление" конца 1970-х – начала 1990-х годов? Каковы его причины?

2. Каковы особенности методологии исследования М. Фридмена?

3. Сформулируйте и охарактеризуйте основные теоретические разногласия между кейнсианцами и монетаристами.

4. В чем состоит "монетарное правило" М. Фридмена? Для обоснования каких мер государственного регулирования экономики оно применяется монетаристами?

5. Охарактеризуйте единство и различия школы рациональных ожиданий и монетаризма в экономической теории и политике.

6. Опишите эффект Лаффера и дайте его графическую интерпретацию. Каковы следствия из него для обоснования экономической политики?

7. Какие "идеальные типы хозяйства" выделял В. Ойкен? Как они проявляются в реальных экономических системах?

8. В чем состоит основное содержание доктрины "социального рыночного хозяйства"? Почему ее назвали концепцией "третьего пути"?

Тема 7.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие школы экономической теории были историческими предшественницами институционально-социологического направления? Что унаследовало данное направление от этих школ?

2. Какие "стадии экономического роста" рассматривал У. Ростоу?

3. Охарактеризуйте основные изменения в капиталистической экономике, описанные институционалистами 1940-х – 1960-х годов в "теориях трансформации".

4. Охарактеризуйте взгляды Дж. К. Гэлбрейта на природу и цели деятельности современной ("зрелой") корпорации.

5. Каковы основные этапы программы социально-экономических реформ Дж. К. Гэлбрейта?

6. Какова роль концепции "гармонизированного роста" Ф. Перру в обосновании теории и практики французского дирижизма?

7. В чем состоят особенности "экономики знаний" по П. Друкеру?

8. Дайте характеристику "третьей волны" промышленной революции, описанной А. Тоффлером.

9. Сравните взгляды Д. Белла и П. Друкера на роль крупных корпораций и государства в экономике.

10. Каковы основные особенности методологии "новой институциональной теории"? Дайте краткую характеристику ее основных теоретических концепций.

Тема 8.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте характеристику основных направлений и школ экономической мысли России конца ХIХ – начала ХХ века.

2. Опишите механизм экономического цикла по М.И. Туган-Барановскому.

3. Какие экономические процессы описываются в теории "больших циклов конъюнктуры" Н.Д. Кондратьева? Какие экономические показатели и закономерности, по его мнению, характеризуют эти циклы?

4. В чем состоит вклад А.В. Чаянова в теорию трудового крестьянского хозяйства?

5. Какие основные теоретические проблемы были предметом исследования представителей отечественной экономико-математической школы (В.К. Дмитриева, Е.Е, Слуцкого, Г.А. Фельдмана, В.В. Новожилова, Л.В. Канторовича)?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: