Содержание
Паспорт дисциплины....................................................................................................4
Организационно-методический раздел ……………………………………………..5
Учебно-тематический план …………………………………………………………..7
Основное содержание курса …………………………………………………………8
Планы семинарских занятий………………………………………………………. 19
Основные понятия дисциплины ……………………………………………………35
Примерные вопросы к зачету ………………………………………………………44
Примерная тематика рефератов ……………………………………………………47
Список рекомендуемой литературы ……………………………………………….52
Курс: 1
Форма обучения: очная
Семестр: 1
Количество часов на дисциплину: 48
Количество аудиторных часов на дисциплину: 20, из них: лекций – 12, практических занятий – 8.
ГСЭ.Ф.11 | Особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм). Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России, научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов, А.В.Чаянова в изучение крестьянского хозяйства и Н.Д. Кондратьева в понимание экономической динамики; традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович). |
Организационно-методический раздел
Подготовка специалистов высокой квалификации в области экономики и финансов требует углубленного изучения курса истории экономических учений. Предмет истории экономических учений – исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей, концепций, теорий на различных этапах жизни человеческого общества.
Цель курса истории экономических учений – глубокое изучение всех основных этапов развития экономической мысли.
Задачи курса:
- ознакомление студентов с процессом зарождения экономической мысли на раннем этапе существования человеческой цивилизации, с донаучной формой существования экономических учений в эпоху традиционной экономики;
- изучение закономерностей становления экономической теории как научной системы, эволюции экономической мысли в период зарождения рыночной экономики и предпринимательства (меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия).
- рассмотрение формирования основных направлений современной экономической мысли (маржиналистского и институционалистского);
- изучение истории современных (послевоенных) экономических теорий (господство кейнсианства, доминирование неоклассицизма, развитие неолиберализма и институционализма);
- рассмотрение особенностей развития экономической мысли в России, научного вклада русских ученых в экономическую теорию.
История экономических учений органически связана с рядом учебных дисциплин: отечественной историей, философией, политологией, социологией и др. Однако особенно тесной является взаимосвязь истории экономических учений с курсом экономической теории, логическим продолжением и завершением которого она является.