Тема №15 Независимый Казахстан

Астана, 2011 г.

Тема №15 Независимый Казахстан

ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Количество часов: 2

Курс: 1

Специальность: 051302 - «Общественное здравоохранение»

Составитель: Альжанова Р.С.

2. ЦЕЛЬ: раскрыть современный процесс независимого Казахстана и процессы становления независимого Казахстана

3. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

- определить необратимость начавшихся процессов;

- понять трудности в экономике страны;

- понять экономические достижения в настоящее время;

- определить место Казахстана в мировом сообществе

4. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1. Казахстан в условиях общественно-политической ситуации начала 90-х
годов: распад СССР и создание Содружества независимых государств в 1991 г.

2. Провозглашение государственной независимости Казахстана
16 декабря 1991 г.

3. Национально-демографические и культурные процессы в Республики Казахстан. Экономические реформы в Казахстане: трудности и вопросы преодоления экономического кризиса.

4. Общественно-политическая жизнь республики. Партии и общественные движения на современном этапе.

5. Место Казахстана в мировом сообществе: внешняя политика Республики Казахстана.

Подготовку к первому вопросу занятия рекомендуется начать с анализа общественно- политической обстановки, сложившейся в стране к началу 90-х годов. Следует подчеркнуть, что застойные явления в экономике, а также снижение темпов развития хозяйства в условиях реформ 1986- 1991 годов, привели к распаду единой экономической системы СССР и глубокому политическому кризису, выразившемуся в событиях августа 1991 г. Анализируя эти события, студент должен четко обозначить позиции ГКЧП (Государственного комитета по чрезвычайному положению), охарактеризовать действия участников путча, определить, каковы были их цели и задачи. Затем можно рассказать о том, какова была реакция населения Казахстана на эти события, при этом акцентировать внимание на содержании послания Президента Назарбаева Н.А. к народу Казахстана. Анализируя причины провала августовского переворота в Москве, необходимо подчеркнуть, что, в конечном счете, попытка лидеров ГКЧП реанимировать административную систему привела к распаду СССР.

Освещая вопрос о создание СНГ, следует выделить два этапа его образования: первый в начале декабря 1991 г. в Минске, создание Союза Независимых Государств, РСФСР, Белоруссии и Украины, затем, следующий шаг, 21 декабря 1991 г. в Алматы - образование Содружества Независимых государств. Здесь же важно подчеркнуть факт подписания главами государств, обладающих ядерным оружием (Беларусь, Казахстана, Российской Федерации, Украины) Соглашения о совместных мерах в отношении ядерного оружия.

Переходя ко второму вопросу, следует показать, что августовский путч 1991 г., ускоривший процесс распада СССР, способствовал тому, что большинство республик уже к октябрю 1991 г. объявили о своей независимости. Студент должен знать о содержании Закона «О государственной независимости Республики Казахстан», понимать и осознавать историческую значимость данного документа для нашего Отечества.

Далее необходимо рассказать об изменениях, последовавших в политической системе республики: о введении института президентства, о принятии Конституции Республики Казахстан, подробнее остановившись на основных положениях Конституции (основного Закона) РК от 1995 г.

Кроме того, студенту следует знать государственные символы Республики Казахстан. Необходимо рассказать о том, как и когда готовились проекты и принимались указы о создании новых символов государства РК, назвать их авторов, отметить оригинальность символики нашей страны..

Ответ на третий вопрос необходимо начинать с анализа ситуации, которая сложилась в экономике в начале 90-х годов: дефицит бюджета, кризис производства и т.д. Думается, что ответы на вопросы данного занятия не будут вызывать затруднения, так как вы являетесь современниками проводимых преобразований. Для экономических реформ независимого Казахстана власти выбрали путь, в котором основные преимущества получает малый и средний бизнес, политика приватизации явилась подтверждением данного преобразования. Объясните почему?

Экономические реформы начала 90-х гг. в области сельского хозяйства также в первую очередь учитывали стремление государства -найти пути скорейшего выхода их кризиса. Выступление Президента страны 29 апреля 2002 г. в Парламенте и объявление 2003-2005 гг. (Годом поддержки села и аула) дает возможность нам оценить и понять значимость и преимущества дальнейшего развития аграрного сектора экономики республики.

Необходимо подчеркнуть, что Казахстан получил независимость в условиях жесточайшего экономического кризиса, поэтому главной задачей стало построение эффективных рыночных механизмов. Поэтому следует раскрыть содержание экономической реформы: либерализация экономических отношений, изменение форм собственности в процессе приватизации, развитие частного предпринимательства, широкое привлечение иностранных инвестиций. Анализируя процессы стабилизации экономической системы во второй половине 90-х годов, необходимо помнить о том, что в тот период еще нельзя было говорить о выходе из экономического кризиса, так как еще сохранялся высокий уровень безработицы, не были ' преодолены инфляционные процессы. Следует отметить, что и сейчас основными задачами правительства остаются развитие мелкого и среднего бизнеса, создание развитой рыночной инфраструктуры, развитие транспортной и информационной сети.

В вопросе о национально-демографических процессах рекомендуется обратить внимание на проблемы и масштабы снижения численности населения в рассматриваемый период и охарактеризовать изменения в национальном составе республики. Подумайте, какими факторами и причинами объясняются эти изменения?

В культурной сфере крупным событием стал Всемирный курултай казахов в сентябре 1992 г., объединивший известных писателей, поэтов, ученых, общественных и религиозных деятелей всего мира, В тоже время и здесь наблюдались негативные моменты, о которых следует сказать: снижение финансирования учреждений науки, культуры, образования, усиление их коммерциализации и пр.

По четвертому вопросу: К середине 80-х гг. резко проявился кризис национально-государственного устройства СССР. Ослабление центральной партийно-государственной власти, опасение за свое дальнейшее положение, заставили искать союза с национальной интеллигенцией в республиках. Во многих республиках (Армения, Азербайджан, Узбекистан, Киргизия) обострились межнациональные отношения, приведшие к многочисленным жертвам среди населения. Но центральная власть уже не могла и не хотела решать вопрос территориального переустройства.

1. Важным событием в истории стран СНГ явилось принятие Россией Декларации о государственном суверенитете 12 июня 1990 г. Вслед за Россией, в течение нескольких месяцев Декларации о суверенитете приняли Узбекистан, Молдавия, Украина, Белоруссия, Туркмения, Армения, Казахстан, Таджикистан.

2. Суверенизация Казахстана положила начало развитию двусторонних связей с республиками в обход союзного центра.

3. События августа 1991 г. еще раз показали, что ситуация уходит из-под контроля Центра. Население страны, сохранявшее спокойствие в течение событий в Москве 19-21 августа, показало, что оно устало от экспериментов.

4. После событий в Беловежской пуще и заявлении о прекращении существования СССР, и создание нового Содружества Независимых Государств, перед Казахстаном встали задачи по созданию нового политического объединения.

По пятому вопросу: Объясните необходимость введения института президентства в Казахстане, в 1990 г.? Какими условиями внутриполитической ситуации это было продиктовано? После распада СССР и ухода с политической арены коммунистической партии старого порядка, появились условия для развития в Казахстане многопартийной системы, учреждения различных общественных организаций. Рассмотрите партии, существующие в стране сегодня, какие из них представлены в Парламенте. Назовите их лидеров, основные положения, программы, интересы каких социальных групп они представляют. Ту же схему анализа можно применить и к общественным движениям.

В заключении можно отметить, что процессы, происходящие в обществе, характеризуют современный период как переходный, со всеми присущими ему положительными и отрицательными сторонами.

5. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ: работа в малых группах

6. ЛИТЕРАТУРА:

1. История Казахстана: народы и культуры. - А. 2000.

2. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в 4-х тт. Т.4. А.
С. 197.

3. Артыкбаев Ж.О. История Казахстана. Учебник- хрестоматия. Астана.
1999. С.222- 235.

4. Кузембайулы А., Абил Е. История Республики Казахстан. А. 1998. С.384-
386.Август-91. М. 1991.

5. Валовой Д. Кремлевский тупик и Н. Назарбаев. М. 1994.

6. Республика Казахстан. Информационный паспорт. Сост. Аренов М.,
Бабкин А. и др. А. 1996.

7. Мажитова Ж.С. История Республики Казахстан на современном этапе (1985-2004 гг.): Учебное пособие. - Астана: Казахский государственный университет им. С. Сейфуллина: 2005. 121 с.

7. КОНТРОЛЬ:

1. Расскажите о деятельности Ассамблеи народов Казахстана.

2. Конституция РК, определяя статус нашего государства, характеризует его как суверенное, демократическое, светское, унитарное, правовое, социальное. Раскройте содержание каждого понятия.

3. Назовите известных деятелей, сыгравших большую роль в становлении независимого Казахстана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: