Принятие казахами Младшего и Среднего жузов российского подданства

ТЕМА №7 КАЗАХСТАН В XVIII в. КАЗАХСТАН И РОССИЯ В УСЛОВИЯХ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Астана, 2011 г.

Условиях нового времени

ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Тема №7 Казахстан в первой половине ХVІІІ в. Казахстан и Россия в

Количество часов: 2

Курс: 1

Специальность: 051302 - «Общественное здравоохранение»

Составитель: Альжанова Р.С.


2. ЦЕЛЬ: на конкретных исторических примерах примере познакомить студентов с одним из самых трудных и трагических периодов отечественной истории - социально-экономическим и политическим положением Казахского ханства в XVIII веке

3. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

- ознакомить студентов с одним из важных периодов отечественной истории;

– началом процесса вхождения казахских земель в состав Российской империи;

- показать внутриполитическое положение в казахских жузах накануне вхождения казахов под протекторат России;

- раскрыть сущность колониальной политики царизма на начальном этапе присоединения, рассмотреть методы царизма по военно-казачьей колонизации края;

- раскрыть героическую борьбу казахского народа во главе с яркой политической фигурой этой эпохи ханом Аблаем против джунгарских захватчиков, за возрождение казахской государственности.

4. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1. Казахстан в системе международных отношений в конце XVII - нач. XVIII вв. Борьба казахского народа с джунгарскими завоевателями.

2. Казахско-башкирские отношения;

3. Вопрос о предпосылках и причинах присоединения Младшего жуза к России. Посольство А. Тевкелева.

4. Казахско-русские отношения во II половине XVIII в. (строительство Россией линий военных укреплений).

5. Деятельность Аблай-хана.

6. Завершение присоединения Казахстана к России (сер. 50-х – сер. 60-х гг. XIX в.): завоевание Южного Казахстана.

Проблема присоединения Казахстана к России была и остается одной из самых спорных в историографии истории Казахстана. В казахстанской историографии существует различные точки зрения по вопросам о причинах, характере и последствиях присоединения Казахстана к России: Асфендияров С. Д., первый казахский ученый, указывал: "Не благоденствие, мир и культуру несло царское завоевание казахским массам; оно несло разорение и грабеж", признавая в то же время, что вхождение казахских ханств в состав России, в конечном счете, было неизбежно. Согласно точке зрения Вяткина М. П. "подчинение Казахстана, точнее северо-западной части его России в 30-е годы XVIII в., мы должны оценить не как абсолютное, а как наименьшее зло. Перед ханствами существовала альтернатива поглощения Джунгарией или Россией, но подчинение России все же содержало перспективы политического и культурного прогресса". И, наконец, третья группа казахстанских историков (Апполова Н. Г., Бекмаханов Е.) отмечают, что "в условиях исторической обстановки первой половины XVIII в. и с точки зрения исторических перспектив развития казахского народа должен получить объективную оценку факт присоединения Казахстана к России. Этот факт имел прогрессивное значение". Каждая из точек зрения, безусловно, заслуживает внимания. Студентам следует подробнее ознакомиться с содержанием каждой из них для объективного определения собственной позиции.

По первому вопросу для более глубокого понимания причин принятия казахами Российского подданства студентам необходимо остановиться на анализе той конкретно - исторической ситуации, при которой начался сложный процесс вхождения казахских земель в состав России: охарактеризовать внутриполитическое и внешнеполитическое положение трех казахских жузов.

При рассмотрении вопросов внутреннего положения казахских жузов студентам следует обратить внимание на политическую раздробленность казахских земель, отсутствие экономических, политических, культурных связей между жузами, слабость ханской власти, глубокий экономический кризис, охвативший экстенсивное кочевое скотоводство казахов и обусловленный как объективными, так и субъективными причинами.

Характеризуя внешнеполитическое положение казахских жузов, следует обратить внимание на то, что проблемы регулирования казахско-русских, казахско-джунгарских (ойратских) и казахско-башкирских отношений и приобретения прочных правовых гарантий беспрепятственного кочевания казахов Младшего и Среднего жузов на северо-западе и севере регионов явились основополагающими в процессе присоединения Казахстана к Российской империи.

Рекомендуется при изучении казахско-джунгарских отношений проследить динамику их развития, показать эволюцию их взаимодействия, выявить причины временных успехов джунгар (ойратов) в борьбе с казахами народами Средней Азии. На характер казахско-джунгарских отношений непосредственное влияние оказывала политическая ситуация в Центральной Азии в целом, и подтверждением этому является дальновидная политика казахских ханов (Абулхаир, Аблай). В аспекте казахско-ойратских отношений следует вскрыть мотивы непоследовательной и противоречивой политики России по отношению к казахом и джунгарам и акцентировать внимание на признаках выхода на политическую арену новых сил (России и Китая), строивших новую систему международных отношений в Центральной Азии; на военно-стратегическую суть восточной политики Российской империи. Далеко идущие планы империи подкреплялись дипломатическими акциями и военными экспедициями (И.Д.Бухгольца, И.М.Лихарева, П.Ступина).

Раскрывая вопрос о казахско-башкирском взаимодействии, необходимо отметить, что самую большую по протяженности границу на севере региона казахи имели с Башкирией. Студенты должны выявить причины острых столкновений казахов с волжскими калмыками и с башкирскими родами, а также определить масштабы казахско-башкирского взаимодействия в первой половине XVIII века. Определяя характер взаимных военных вторжений 1715, 1717 годов, следует подчеркнуть, что стремление хана Младшего жуза Абулхаира к российскому покровительству определялось в 1730 году в контексте казахско-башкирских отношений и мотивировалось необходимостью урегулирования военных конфликтов не столько с джунгарами, угроза со стороны которых к этому времени уже ослабла, а именно с башкирами.

При изучении второго вопроса студентам рекомендуется обратиться непосредственно к источниковому материалу, проанализировать содержание Грамоты Анны Ивановны от 19 февраля 1731 года, уяснить основные условия, на которых казахи Младшего жуза становились подданными Российской империи. Раскрывая вопрос о принятии казахами российского подданства, важно показать определяющую роль в этих событиях российского дипломата Тевкелева, сумевшего убедить основную часть наиболее влиятельной степной аристократии в преимуществах российского покровительства. Следует иметь в виду, что уже на данном этапе присоединения Казахстана к России, в казахском обществе происходит глубокий раскол, проявившийся первоначально в неоднозначном отношении казахов к решению хана Абулхаира о вхождении казахов в состав России и вылившийся в дальнейшем в массовые освободительные движения XVIII - XIX веков в Казахстане.

Характеризуя деятельность хана Младшего жуза Абулхаира нельзя отрицать не только объективной, но субъективной основы необходимости признания казахами протекторатной зависимости от Российской империи. Политика хана Абулхаира не находила поддержки у части казахской аристократии, что проявилось в существовании в степи сильной оппозиции (султан Барак). Вместе с тем, не следует упускать из виду масштабное развитие колониальных акций, имевших место в последующий период.

При подготовке данного вопроса необходимо отметить факт принятия российского подданства частью родов Среднего жуза, подчеркнув при этом номинальный характер его подчинения. Необходимо обрисовать сложную политическую ситуацию в регионе, возникшую в результате появления сильной и агрессивной Цинской империи на границах Казахстана и рассмотреть деятельность Сибирского ведомства в следующих направлениях: территориальная экспансия, дипломатические средства и налаживание торгово-экономических связей. Следует подчеркнуть роль султана Аблая, провозглашенного в 1771 году ханом трех жузов, в сохранении независимости казахских земель.

В колониальной политике царизма в Казахстане исследователями условно выделяются несколько направлений: военная, административная, крестьянская, духовная колонизация.

Третий вопрос изучаемой темы раскрывает историю военной колонизации Казахстана Россией, которая происходила в XVIII -первой половине XIX вв. Студентам следует ознакомиться с хронологией событий по строительству военных крепостей и военных линий вдоль границ Казахстана с Россией, для чего необходимо обратиться к документальному материалу (Указ 1743 г., Указ о десятиверстной полосе 1756 г). Работая с документальным материалом, можно показать негативное влияние этих мероприятий царизма на специфику функционирования традиционного номадного общества казахов (нарушение маршрутов перекочевок, изъятие земель, кризис экстенсивного кочевого скотоводства). Нельзя забывать о том, что именно эти меры царизма противоречили интересам казахов, способствовали дальнейшему углублению раскола в казахской степи и стали причиной активного участия казахов в восстании Емельяна Пугачева (1773 — 1775гг.).

5. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ: малые группы.

6. ЛИТЕРАТУРА:

1. История Казахстана с древнейших времён до наших дней. В 5 томах Т 3. А., 2001. С 150-169, 247-272, 278-291, 358-368.

2. История Казахстана Народы и культуры. А, 2001 С. 192-207.

3. История Казахской ССР В 5 тт.Т 3. А. 1981.

4. История Казахстана. Очерк. А. 1993.

5. Асфендияров С.Д. История Казахстана (с древнейших времён) А. 1993

6. Артыкбаев Ж.О. История Казахстана Учебник – хрестоматия. Астана.1999. С 179 – 203.

7. Букейханов А. Исторические судьбы Киргизкого края и культурные его успехи./ Избранное. А. 1995.

8. Кузембайулы А., Адил Е. История Республики Казахстан. А. 1998. С. 165- 179.

9. Златкин И.Я. История Джунгарского ханства. 1635- 1758. Изд. 2- е. М..1983.

7. КОНТРОЛЬ:

Определите:

Условия принятия казахами Младшего жуза Российского подданства в 1731 г.?

1.Казахи обязаны…………………..

2.Россия обязана…………………..

3. Казахи обязаны…………………

4. Обе стороны должны………….



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: