Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

II. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ




Семинар № 10. ТЕМА 3. Греция в XI-IX. (4 часа)

Методические указания

Цель занятия — изучение социально-экономических от­ношений и общественно-политического строя Греции XI — VIII вв. до н.э. по данным эпических поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Работу над темой необходимо начать с выяснения современного состояния гомеровского вопроса: т.е. истории создания, автор­ства и оценки этих поэм в историографии. Излагая суть гоме­ровского вопроса, студенты должны иметь в виду, что лите­ратура о нем необозрима: как в древности, так в новое и новейшее время гомеровский вопрос был и остается предме­том острых споров и дискуссий. Особое внимание следует уделить теории «малых песен», единого ядра и унитариев, времени и мест создания поэм.

Затем надо выяснить значе­ния гомеровских поэм как особого вида исторического источ­ника. Для правильной оценки данных источников необходимо сначала внимательно ознакомиться с учебной и научной лите­ратурой, а уже затем работать с отрывками из поэм, приведен­ными в хрестоматии, в соответствии с планом занятий.

Следует показать, что поэмы «Илиада» и «Одиссея» — не только произведения большого эпического масштаба и высо­ких художественных достоинств, но и духовная парадигма античной Эллады. Для греков Гомер был, по мнению велико­го немецкого мыслителя Гердера, божественным вестником национальной славы, источником народной мудрости. По су­ществу, поэмы «Илиада» и «Одиссея» сыграли для эллинской цивилизации ту же роль, какую играет Библия в жизни хрис­тианской цивилизации. Здесь же следует отметить, что об­щий вывод о ценности гомеровских поэм как особого вида исторического источника не исключает критического к ним отношения. Далее необходимо показать, что в поэмах содер­жится богатый материал о социально-экономической и поли­тической жизни древних греков, быте, нравах, культуре, ми­ровоззрении и языке греческих племен. Однако, чтобы исполь­зовать данные эпических поэм для воссоздания отраженной в них исторической реальности, требуется самый вниматель­ный и кропотливый анализ. Это связано с тем, что поэмы Гомера являются прежде всего художественными произведе­ниями, в которых поэтический вымысел и историческая дей­ствительность перемешаны между собой. К этому следует добавить, что поэмы создавались и редактировались в тече­ние нескольких столетий, и потому в них смешаны различ­ные эпохи: жизнь и обычаи микенской эпохи, общественные отношения гомеровского времени IX—X в. до н.э. и время со­ставления самих поэм — VIII в. до н.э. Это создает дополнительные трудности при подготовке темы. Освещая первый пункт плана, следует помнить, что поэма «Илиада» была со­здана раньше, чем «Одиссея». В качестве подтверждения дан­ного положения необходимо обратить внимание на то, что железо в «Илиаде» упоминается реже, чем в «Одиссее». Сту­денты должны уметь объяснить причину этого явления.




Характеризуя источники, нельзя не учитывать достовер­ность данных поэм, которые, правда, находятся в сочетании с мифологическим, легендарным и поэтическим вымыслом, что подтверждается материалами археологических раскопок на территории Греции. Студенты должны знать историю откры­тий Микен и Трои. В процессе изучения литературы следует обратить внимание, что периодически на страницах ряда на­учно-публицистических журналов появляются публикации, которые ставят под сомнение достоверность данных гомеров­ских поэм и материалов археологических раскопок.

При изучении экономического строя греческих племен особое внимание следует обратить на развитие сельского хо­зяйства (земледелие, аграрные отношения, скотоводство, оливководство, виноградарство, садоводство и огородниче­ство), орудия и технику сельскохозяйственного труда, рабочую силу, особенности землепользования и землевладения. На ос­новании данных поэм следует опровергнуть утверждение не­которых историков о господстве в то время частной собствен­ности на землю.

При характеризовании развития ремесленного производ­ства в древней Греции желательно, чтобы студенты обратили внимание на положение ремесленников в обществе, на роль и значение ремесленной деятельности в жизни греческих племен, орудия и технику производства, степень труда и специа­лизацию профессий. Следует также выяснить, какие отрасли ремесла были развиты в то время и произошло ли отделение ремесла от земледелия?



При рассмотрении источников, характеризующих торгов­лю, необходимо определить уровень ее развития, выяснить зна­чение второй и третьей форм общественного разделения труда и их место в гомеровском обществе. Отмечая уровень разви­тия торговли в гомеровской Греции, необходимо обратить вни­мание на процесс купли-продажи, количество и качество про­даваемых изделий, их разнообразие. Следует уяснить, что слу­жило мерилом стоимости, какова роль обмена в развитии торговли, существовало ли производство на продажу, кто выс­тупал в роли торговых посредников, как относилось население к торговле и купцам. Необходимо определить роль внутренней и внешней торговли в жизни греческих племен.

Изучая общественный строй Греции, необходимо выяснить, какое место в жизни греческих племен занимали разлагающая­ся родовая организация, патриархальная семья и сельская об­щина. На конкретных примерах, почерпнутых из поэм, перво­курсники должны уметь показать переходный характер обще­ства, в котором черты родо-племенного быта сосуществовали с новыми явлениями, что в недрах греческого общества шла борьба нового со старым, происходила ломка традиционных норм и обычаев родового строя, которая сопровождалась ин­тенсивным процессом образования классов и государств.

Рассматривая социальную структуру гомеровского обще­ства, необходимо обратить внимание на имущественную дифференциацию демоса, установить экономическую и поли­тическую основу могущества родоплеменной знати, опреде­лить остроту противоречий между знатью и простым наро­дом, выяснить характер эксплуатации свободного труда и по­ложение сельских общинников. Далее следует рассмотреть вопрос о рабстве. Необходимо установить источники рабства, состав и численность рабов, их положение и формы эксплуа­тации, область применения рабского труда и общий уровень развития рабства. Целесообразно также сравнить гомеровс­кое рабство с древневосточным.

Составной частью данной темы является также вопрос о военной организации. Главная задача состоит в том, чтобы на основе анализа источников показать особенности военно­го искусства древних греков, характер их вооружения, воссоз­дать картину сражений. При этом следует учитывать, что в поэмах отражены как легенды микенской эпохи, так и совре­менная поэту действительность. Особое внимание следует обратить на то, что в это время наблюдается вырождение древ­ней войны племени против племени в систематический раз­бой на суше и на море в целях захвата скота, рабов и сокро­вищ, превращение войн в регулярный промысел.

Анализируя работу органов управления, необходимо объяснить, почему политическую организацию гомеровского общества в исторической литературе принято называть «во­енной демократией»? На конкретных примерах, взятых из пись­менных источников, нужно выяснить функции басилеев и совета старейшин, проследить постепенное снижение роли народного собрания и узурпацию родовой знатью власти ба­силеев. Особое внимание следует обратить на двойственный характер политической организации греческого общества, оп­ределить, какие черты гомеровского общества свидетельство­вали о разложении первобытно-общинного строя и зарожде­нии государственности.

Разрабатывая вопрос о предпосылках возникновения по­лисной организации, необходимо серьезно рассмотреть и со­поставить описания Гомером двух типов поселений, соот­ветствующим двум основным стадиям в развитии раннегреческого полиса: сельская община и протогород, лишенный четких стратификационных градаций, с простой дуальной оппозицией — знать и родовое население. На материале поэм следует показать, что в гомеровский период начался процесс концентрации основной массы свободного населения на не­больших участках, обнесенных крепостной стеной или укреп­ленных самой природой и противопоставления их общинни­кам, живущим за пределами этого укрепленного центра.

Подводя итог занятия, следует отметить, что гомеровс­кий период занимает особое место в греческой истории. Это было время не только упадка и культурного застоя, но одно­временно и время концентрации и собирания сил перед но­вым стремительным подъемом. Социально-дифференциро­ванное общество и государство, существовавшее в Греции в период расцвета микенской цивилизации, зарождается здесь снова, но уже в иных масштабах и формах. На смену центра­лизованному бюрократическому государству микенской эпо­хи шла небольшая самоуправляющаяся община свободных зем­ледельцев в лице раннерабовладельческого полиса.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Гомеровский вопрос.

2. «Илиада» и «Одиссея» как исторический источник.

3. Экономический строй греческих племен:

а) сельское хозяйство;

б) ремесло;

в) торговля.

4. Общественно-политический строй Греции:

а) черты родового строя;

б) имущественное и социальное расслоение внутри родовой общины;

в) положение рабов;

г) военная организация;

д) органы управления: совет старейшин, народное собрание и басилеи.

5. Предпосылки возникновения полисной организации.





Дата добавления: 2014-02-17; просмотров: 1758; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10175 - | 7571 - или читать все...

Читайте также:

 

34.237.51.159 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.004 сек.