Слоевое строение культуры

Временная координата – историческая. Несмотря на то, что изменения в истории происходят разного характера (количественные и качественные, эволюционные и революционные, плавные и скачкообразные), относительная «простота» диахронического аспекта заключается в том, что диахроническая ось структурирует историю культуры стадиально.

Сложность синхронистического аспекта связана с многоуровневым, многоаспектным членением социального субъекта культуры.

Система культуры формируется взаимодействием множества субкультур: этнической, национальной, демографической, образовательной, социологической, профессиональной, конфессиональной (объединение на основе веры).

Эти субкультуры могут быть представлены в виде иерархически систематизированных уровней:

  1. этнический и национальный;
  2. демографический;
  3. социологический (сословия и классы);
  4. образовательный и профессиональный;
  5. конфессиональный (объединения на основе веры).

Культура является динамической развивающейся системой, в ней диалектически сопрягаются дифференцирующие и интегрирующие процессы.

Таким образом, интракультурологическое синхронистическое рассмотрение культуры охватывает три круга вопросов:

1. филогенетические проблемы – изучение законов самодвижения культуры в его относительной самостоятельности по отношению к влиянию экстракультурологических факторов – развитию природы, общества и человека;

2. типогенезис культуры – изучение законов самодвижения конкретных социальных форм культуры: национальных, сословно-классовых и т.п. как относительно автономного процесса, имеющего свою внутреннюю логику;

3. онтогенетические проблемы – изучение законов формирования и развития культуры личности как биографического, психолого-педагогического и самодеятельного процесса.

(конспект)

Культура как система имеет три подсистемы:

- материальная.

- духовная,

- художественная.

Каждая из них имеет ряд модификаций.

Материальная культура:

- физическая,

- техническая,

социальные организации (политическая культура).

+материальное общение.

Духовная культура:

- мир знаний,

- мир ценностей,

- мир проектов.

+ духовное общение.

Художественная культура:

- пространственные искусства,

- временные искусства,

- пространственно-временные искусства.

+ художественное общение.

Онтологическая структура культуры может быть представлена как взаимодействие её модальностей.

Модальности (от лат. modulus – мера) культуры (или модусы существования культуры)– это формы её бытия:

  1. человеческая модальность: качества человека, которые не врождённы ему, а приобретены в ходе жизни (знания, умения, ценности, способности, потребности, отношение к себе и людям);
  2. деятельностная модальность: способы человеческой деятельности, в которых реализуются культурные качества человека;
  3. предметная модальность: опредмеченные плоды культурной деятельности человека, «вторая природа», создаваемая как искусственная среда его обитания (материальная, духовная и художественная).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow