Культура – не только внеприродная и антиприродная сфера, но и специфический аспект «сверхъестественного» бытия, диалектически взаимосвязанный с социальным и человеческим его аспектами.
Культура – реальный способ связи природного и социального в человеческом бытии.
Культура есть целостно-всесторонний способ очеловечивания человека (и человеческого рода и отдельного его представителя) в процессе обретения им таких качеств, которые природе неизвестны и порождаются преобразованием биологической формы бытия в социокультурную.
Культура есть системная, исторически образовавшаяся и исторически изменяющаяся многосторонняя целостность специфически человеческих способов деятельности и её опредмеченных результатов – материальных, духовных и художественных (материально-духовных).
Онтогенез (греч. ontos – сущее + генезис) – индивидуальное развитие растительного или животного организма, охватывающее все изменения, которые он претерпевает от момента зарождения до окончания жизни.
|
|
Филогенез (греч. phyle – племя, род, вид + генезис) – историческое развитие органическогшо мира, его типов, классов, отрядов, семейств, родов и видов.
Как и в биологии, филогенез и онтогенез культуры изоморфны.
Изоморфность филогенеза и онтогенеза свидетельствуют о том, что
История человечества – постоянное изменение, расширение, обогащение способов и средств деятельности. Отсюда следует, что культуре имманентно такое качество деятельности, как творчество. Закон существования культуры – диалектическое отношение традиция/инновация.
Таким образом, культурапроизводна от деятельности человека. Человеческая деятельность должна рассматриваться как целостная система. В том, что и какчеловек делает и как это на нём отражается, есть нечто общее, отличающее деятельность человека от поведения животных. Это общее, единое, целостное и есть культурное качество.
Структура этого качества – взаимосвязь трёх модальностей:
- человеческой (культура выступает как совокупность ненаследуемых качеств человека и человечества);
- деятельностной (культура предстаёт как способ деятельности, её технология);
- предметной (культура является инобытием человека и охватывает все его творения; это «вторая природа» человека, «человеческий мир», «ноосфера»).
Таким образом,
культура – преображение человеком природы по законам общества.
Культура противостоит природе, но близка человеку и обществу.
Культура может быть рассмотрена по отношению к другим подсистемам бытия (экстракультурологический аспект) и в аспекте внутренних отношений (интракультурологический аспект).
|
|
Экстракульурологический аспект предполагает рассмотрение отношений:
- культура – природа (натура);
- культура – общество;
- культура – человек.
Интракультурологический аспект предполагает рассмотреть:
- строение культуры, её сущностные и структурные характеристики, сохраняющиеся при всех модификациях культуры в пространстве и времени;
- основные направления модификаций и отношения, которые складываются между разными культурами.
Так как субъект деятельности может быть индивидуальным, групповым и родовым, то культура обладает тремя масштабами модуса:
- культура человечества;
- культура социальной группы (макрогруппы: этнос, нация, класс, сословие; микрогруппы: семья, дружеский и профессиональный коллектив и т.п.);
- культура личности.
Такое трёхслойное строение культуры обусловлено философской триадой общее-особенное-единичное.
Интракультурологический аспект предполагает типологическое рассмотрение культуры.