Типология культур определяется структурой хронотопа – диахроническим и синхроническим его измерениями

Культура – не только внеприродная и антиприродная сфера, но и специфический аспект «сверхъестественного» бытия, диалектически взаимосвязанный с социальным и человеческим его аспектами.

Культура – реальный способ связи природного и социального в человеческом бытии.

Культура есть целостно-всесторонний способ очеловечивания человека (и человеческого рода и отдельного его представителя) в процессе обретения им таких качеств, которые природе неизвестны и порождаются преобразованием биологической формы бытия в социокультурную.

Культура есть системная, исторически образовавшаяся и исторически изменяющаяся многосторонняя целостность специфически человеческих способов деятельности и её опредмеченных результатов – материальных, духовных и художественных (материально-духовных).

Онтогенез (греч. ontos – сущее + генезис) – индивидуальное развитие растительного или животного организма, охватывающее все изменения, которые он претерпевает от момента зарождения до окончания жизни.

Филогенез (греч. phyle – племя, род, вид + генезис) – историческое развитие органическогшо мира, его типов, классов, отрядов, семейств, родов и видов.

Как и в биологии, филогенез и онтогенез культуры изоморфны.

Изоморфность филогенеза и онтогенеза свидетельствуют о том, что

История человечества – постоянное изменение, расширение, обогащение способов и средств деятельности. Отсюда следует, что культуре имманентно такое качество деятельности, как творчество. Закон существования культуры – диалектическое отношение традиция/инновация.

Таким образом, культурапроизводна от деятельности человека. Человеческая деятельность должна рассматриваться как целостная система. В том, что и какчеловек делает и как это на нём отражается, есть нечто общее, отличающее деятельность человека от поведения животных. Это общее, единое, целостное и есть культурное качество.

Структура этого качества – взаимосвязь трёх модальностей:

  • человеческой (культура выступает как совокупность ненаследуемых качеств человека и человечества);
  • деятельностной (культура предстаёт как способ деятельности, её технология);
  • предметной (культура является инобытием человека и охватывает все его творения; это «вторая природа» человека, «человеческий мир», «ноосфера»).

Таким образом,

культура – преображение человеком природы по законам общества.

Культура противостоит природе, но близка человеку и обществу.

Культура может быть рассмотрена по отношению к другим подсистемам бытия (экстракультурологический аспект) и в аспекте внутренних отношений (интракультурологический аспект).

Экстракульурологический аспект предполагает рассмотрение отношений:

  1. культура – природа (натура);
  2. культура – общество;
  3. культура – человек.

Интракультурологический аспект предполагает рассмотреть:

  1. строение культуры, её сущностные и структурные характеристики, сохраняющиеся при всех модификациях культуры в пространстве и времени;
  2. основные направления модификаций и отношения, которые складываются между разными культурами.

Так как субъект деятельности может быть индивидуальным, групповым и родовым, то культура обладает тремя масштабами модуса:

    • культура человечества;
    • культура социальной группы (макрогруппы: этнос, нация, класс, сословие; микрогруппы: семья, дружеский и профессиональный коллектив и т.п.);
    • культура личности.

Такое трёхслойное строение культуры обусловлено философской триадой общее-особенное-единичное.

Интракультурологический аспект предполагает типологическое рассмотрение культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow