double arrow

Истоки политико-правовой мысли древних народов


История политических и правовых идей своими корнями уходит в то далёкое время, когда в цивилизациях Древнего Востока возникли первые государства: Египет, Вавилон, Персия, Индия, Китай и др. По мере их становления и функционирования формировались и представления людей о власти, управлении, справедливости, правосудии и т.д.

Самые первые в истории человечества попытки осознать общественно-политические проблемы содержатся в религиоз­ных мифах и легендах. Религиозное воздействие на общество было огромным и длилось на протяжении тысячелетий. В до­шедших до нас древних текстах, относящихся к концу III - на­чалу II тысячелетия до н.э., обосновывается, правда, далеко не всегда с понятной современному читателю мудрой таинствен­ностью суждений божественная, сверхъестественная природа политической власти и с этих же позиций объясняется назначе­ние государства, правителей, способы правления, социальное, политическое и правовое неравенство членов различных сосло­вий общества.

В мифах древних народов по разному решается и освеща­ется вопрос о способах и характере связи божественного нача­ла с земными порядками. К примеру, по мифологическим вер­сиям Египта, Вавилона, Индии, боги, будучи источниками вла­сти земного правителя, вместе с тем и сами являются вершителями земных дел. По христианской мифологии – «вся власть от Бога» и связь земной жизни с Богом только через сына Бога – Иисуса Христа, ставшего Богом. У древних евреев их главой, царем (верховным законодателем, исполнительной властью и судьей) является единый Бог, который находится в особых до­говорных отношениях со всем еврейским народом. По священ­ному учению, законы еврейского народа были получены Мои­сеем прямо от Бога. По древнекитайскому мифу, единственной точкой связи с небесными силами выступает верховный прави­тель, император Китая. Вся власть сконцентрирована, по этим воззрениям, в особе верховного правителя в качестве его лич­ной потенции и внутренней силы.




Обеспечивая стабильность общества, религии укрепляли авторитет властителей, то причисляя их к богам, то провозгла­шая их помазанниками божьими. Наряду с этим, они предлага­ли каждому человеку божественные заповеди общественного поведения. Эти заповеди несли не только нравственное начало, но и идеологические принципы, определявшие основы государ­ственности и общественных отношений.

В древних мифах и религиозных текстах неизменно подчер­киваются такие ценности, как уважение к старшим, терпели­вость, покорность властям, почитание учителя, преклонение перед природой, трудолюбие, философское отношение к смер­ти и др. Кроме того, существенную часть их содержания состав­ляют сугубо прикладные вопросы, касающиеся искусства управления, конкретных механизмов осуществления власти и правосудия.



Таким образом, воззрения древних, условно именуемые как политические и правовые, поскольку они еще не успели отпоч­коваться в относительно самостоятельную форму обществен­ного сознания, являлись сложными идеологическими образо­ваниями и представляли собой не только религиозно-мифоло­гические, но и философско-этические доктрины, а многие оста­вались чисто прикладными.

Среди источников древнеегипетской политико-правовой мысли следует назвать «Поучения Птахотепа» (XXVIII в. до н.э.) и «Книгу мертвых» (ок. XXV-XXIV вв. до н.э.), где наряду с восхвалениями богов и божественной власти фараона, боже­ственной справедливости как основы земных порядков, зако­нов и правил человеческих взаимоотношений, содержится призыв не делать ничего несправедливого и противозаконного, ибо только таким поведением можно снискать милость богов в загробной жизни.

Божественный характер власти древневавилонского прави­теля и его законов получил отражение в «Законах Хаммурапи» (XVIII в. до н.э.). Изображая свое законодательство как осуще­ствление воли богов, Хаммурапи провозглашает: «По велению Шамаша, великого судии небес и земли, да сияет моя справед­ливость в стране, по слову Мардука, моего владыки, да не най­дут мои предначертания никого, кто бы отменил их». Справед­ливость, о которой говорится в «Законах Хаммурапи», подра­зумевает деление людей на свободных и рабов, неравноправ­ное положение самих свободных – членов различных сословий и т.д.



Мировоззрение древних персов нашло свое развитие и выражение в зороастризме. Основателем этого религиозно-этического течения был Заратустра, чья жизнь и деятельность относятся примерно к VIII в. до н.э. В дальнейшем идеи зо­роастризма получили довольно широкое распространение в древнем мире (на Ближнем Востоке, в Передней Азии, Ин­дии, Греции) и оказали заметное влияние на становление хри­стианской доктрины. Основным положением зороастризма является борьба двух противоположных начал – добра и зла. Добро и свет предполагают активную деятельность, борьбу человека против зла и тьмы. В такой борьбе и состоит поло­жительный смысл и цель бытия. В конечном счете, говорил Заратустра, победа будет за добром, несмотря на временное торжество зла.







Сейчас читают про: