Лекционный Курс

Тема 1. Античная философия и её изучение.(3 часа).

Этимологические характеристики словосочетания античная философия. Хорология античной философии: последовательность появления очагов философской мысли, расширение границ философской ойкумены, смена центральных пунктов философского мира.

Хронологические рамки античной философии, условность дат её начала и конца (VI в. до н.э. – VI в. н. э.). Критерии периодизации. Основные деления и периоды античной философии.

Обзор источников, учебников и исследований античной философии.

Тема 2. Начало философии в Элладе. (2 часа).

Концепции происхождения античной философии.

Социокультурные различия Древнего Востока и Эллады. Разность хозяйственных укладов и ценностных ориентиров Восточного и Эллинского мира. Особенности хозяйственной, социальной, культурной жизни Древнего Востока. Универсум и человек на Древнем Востоке. Философия и наука Древнего Востока. Влияние Древнего Востока на развитие философии и конкретно-научных представлений эллинов.

Рабство и свобода в Элладе. Великая колонизация. Феномен «греческого чуда» (определение Эрнеста Ренана). Интерпретации «греческого чуда» в книге швейцарского учёного Андре Боннара «Греческая цивилизация»; в работе Жана Поля Вернана «Происхождение древнегреческой мысли»; в исследованиях Александра Иосифовича Зайцева «Культурный переворот в Древней Греции VIII – V вв. до н.э.» и Юрия Викторовича Андреева «Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации» (курс лекций 1994-1995 г.).

Агональный (состязательный) характер культуры Эллады, роль Пайдейи (или Пандейи).

Духовные факторы конституирования Эллады: миф и язык. Разнообразие мифических представлений и мистерий эллинов. Гомер, Гесиод. Теогония. Историософские взгляды Гесиода, его пессимизм. Религиозные воззрения Гесиода. Метаморфозы мифа и логоса, их логическая несовместимость, генезисная преемственность и историческое сосуществование. Проблемы формирования наддиалектного языка «койне».

Амбивалентность понятия «начало философии». Невозможность выведения философии из мифа, обыденного опыта и конкретно-научного знания. Отличительные черты философского, мифологического и обыденного сознания античности. Мировоззренческая и логико-теоретическая противоположность философемы мифологеме.

Соотношение и роль эмпирических, логических, интуитивно-умозрительных и интуитивно-эстетических моментов в становлении античной философии Переход от ценностной (эстетической, этико-правовой) рефлексии к рефлексии теоретической (умозрительной).

Антиномичность и диалогичность процесса зарождения античной философии. Влияние философии (особенно её метода) на становление конкретных наук античности. Гносео-мировоззренческое противостояние и культурно-историческая преемственность Мифа и Логоса. А.В. Сёмушкин (См.: заключение в его книге «У истоков европейской рациональности…». М., 1996. С. 183-186), об отказе от Попперовского отделения Мифа от Логоса и Ницше-Хайдеггеровского сближения Логоса и Мифа, попытка увидеть «за катастрофической сменой взаимоисключающих типов мировоззрений … их непрерывающееся континуально-генезисное единство».

Формирование основных традиций у досократиков.

Натурфилософия. Старшие натурфилософы (Милетцы – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Младшие натурфилософы (Эмпедокл, Анаксагор). Продолжение натурфилософской традиции в атомизме Левкиппа – Демокрита (современника Сократа), в атомизме Эпикура и его школы, в философской поэме последователя Эпикура Тита Лукреция Кара (96-55 г. до н.э.) в Древнем Риме.

Спекулятивно-символическое богословие (Ферекид, Пифагор, Ксенофан). Усвоение идей Спекулятивно-символического богословия младшими натурфилософами Эмпедоклом и Анаксагором. Развитие традиции в пифогорействе и неопифагорействе. Пифагорейские мотивы в философии Платона. Отношение к пифагорейцам Аристотеля и представителей философии эпохи эллинизма.

Онтологизм, первые опыты в области логики и диалектики (Элеаты – Парменид, Зенон, Мелисс; Гераклит Эфесский). Идеи Парменида в античной философии, в особенности влияние на атомизм Демокрита, на идеи софиста Горгия, Платона. Влияние идей Гераклита на его последователя Кратила, Протагора, Платона.

Сопоставление позиций богословствующих философов, натурфилософов и позиций онтологического, логического и диалектического порядка. Взаимовлияния и оппозиционность учений в рамках разных и каждой традиций. Оформление этих позиций в исток, питающий единство дальнейшего развития античной философии, в особенности универсальный синтез учения Платона.

Тема 3. Спекулятивно-символическое богословие Ферекида и натурфилософия милетцев как первые формы философствования и философии. (4 часа).

Свидетельства о жизни. Ферек и д, сын Бабия, с острова С и рос. Жил в 6 веке до н.э. Родился – в 600/597 г. до н.э. Умер – от вшивости, на острове Самос. По небрежной хронологии Ямвлиха Халкидского: или до отъезда Пифагора в Италию в 532/529 г. до н.э., или позже, около 500 года, когда из Италии на Делос, прибыл Пифагор, услышав о болезни Ферекида. Пифагор приехал, ухаживал за ним, похоронил его и затем отбыл в Италию. Ферекид был или учеником Питтака (Митилены), или выучил себя сам по тайным книгам финикийцев. Известен как учитель Пифагора.

Сочинения. «Богословие» или «Семинедрие», трактат в 10 книгах, дошло – несколько фрагментов. Написал первым в прозе о природе и о происхождении Богов. Спекулятивный (умозрительный) пафос Ферекида отличается от этико-правовой проповеди, свойственной Семи мудрецам. Метафизика Ферекида носит на себе печать индивидуального творчества. Отличие аллегории от мифа. Аллегорический метод как приём умозрительного толкования, восходит к Ферекиду. Иносказательный смысл речений Ферекида, расслоение слова и обозначаемого им смысла, необычное употребление слов, сотворение неупотребляемых слов, необходимость дешифровки иносказаний, их тайный смысл.

Онтологический (связанный с учением о бытии) и аксиологический (связанный с учением о ценностях) аспекты архэ (первоначала, первоосновы) в теокосмогониях мифологов, космогониях и космологиях натурфилософов и богословствующих философов.

Легендарные мифотворцы – Орфей, Акусилай, Лин, Гесиод, Гомер, и – старшие натурфилософы (милетцы) рассматривали аксиологический статус архэ как ценностно-нейтральный. ЦенностиДобро и Красотаисключаются из состава архэ, эти ценности олицетворяют конечный пункт развития – космос (= порядок, украшение). Только у эллинов объединение ценностей красоты (эстетического) и добра (этического) дано в одном понятии калокогатии (= прекрасно-доброго: kalos – прекрасный и agathos – добрый). Эти представления близки моделям эволюционного монизма, описывающим движение, от хаоса к космосу, где – первовеществоархэ (дано в хаотичном виде), конечный же пункт мирового генезиса – космос (порядок, украшение), является ценностно-несовместимым с архэ. Онтологический статусархэ – первоначала, как первовещества, хаотически пребывающего в основании бытия, только в ходеэволюции, преобразуется в космос. В мифоэпосе – «Зевс»; в натурфилософской космологии – «космос» выполняют одну и ту же роль. Зевс, (в богословствующем эпосе Орфея, Акусилая, Лина, Гесиода, Гомера), икосмос (в натурфилософских космогониях), становятся ценностно-значимыми началами, в отличие от ценностно-нейтрального архэ (первоисходного) хаоса первовещества.

Ферекид и другие «богословствующие философы» рассматривают аксиологический статус архе (первоначала) – изначально как ценностно-значимый. Ценности Добра, Красоты, Порядка, изначально присущи Божественной сущности, которая у Ферекида существует как (Зас), протосущность Божества, являющаяся совечной хаосу. Богословствующие философы дают иную картину направления и смысла космогенеза. Совершенство (Божественное) содержится в первичных основаниях бытия, оно существует как первосила, в отличие от первовещества представителей богословствующего эпоса (от Орфея до Гомера) и старших натурфилософов. Происходит нисхожденние Божественного, как абсолютной ценности в относительную и безвидную сферу вещественного становления, для наведения в нём порядка. Это – инволюционный процесс.Космос зарождается в результате инволюции (вхождения) неизменного и вечно сущего иерархического принципа в стихию изменчивого и вечно сущего хаотического становления. Дан дуальный механизмкосмообразования.Эта модель не типична для старших натурфилософов (милетцев), она представлена отчётливей у младших натурфилософов: Анаксагора и Эмпедокла. Истоки их инволюционной концепции восходят к Ферекиду и «другого рода философам» (то есть богословствующим философам), как зачинателям древнегреческой метафизики, имена которых Аристотель не называет (См.: «Метафизика», 14 книга, глава 4, 1091 в 10). Аристотель предшественником Анаксагора называет Гермотима из Клазомен (См.: «Метафизика», 1 книга, глава 3, 984 в 20), по-видимому, близкого к Анаксагору по взглядам (См. Так же: Диоген Лаэртский – 1, 116; и Фрагменты ранней греческой философии с. 97-98).

Становление философии связано с рефлексией (размышлением) либо над миромприроды (физис, первовещество) у натурфилософов; либо у богословствующихфилософов (Ферекида) идёт переосмысление мифа, где важную роль играет не первовещество, а первосила.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: