double arrow

Натурфилософия милетцев


Φύσις – физис (фюзис) – природа, натура, первоначало (архэ)порождающее всё и присутствующее во всём. В современных языках нет слова, полностью передающего смысл его древнегреческого понимания. У досократиков физис – это и божественное начало всех вещей, у милетцев и позднее подчёркивалась асоматичность (сома = тело, а = отрицание, то есть, нетелесность) природы (физиса), так у Фалеса «мир полон Богов». Гераклит природу (физис, первоогонь) объединяет с Логосом (разумностью и порядком), это тотальность всего реального в его онтологической структуре, включая порядок и его законы.

После «второй навигации» Платона природа (физис) обозначает только чувственную реальность, которая не является вечной и абсолютной. И если космос видим, чувственно воспринимаем, то он порождён, долговечен, но не вечен у Платона. У Аристотеля это и генерация вещей, которые растут, начало первого движения всякого живого существа, принцип роста всего живого, то, что лишено формы и обладает только возможностью (потенцией) оформиться. Логос-физис стоиков – основа моральной и политической нормы.

Начиная с Фалеса (возможно и Ферекида) трактаты «О природе» писали практически все эллинские философы.




Свидетельства о жизни Фалеса Милетского (624-546 г. до н.э.). Иные, рождение Фалеса относят ко времени 35-олимпиады (640 / 637). 50-олимпиада (580-577 г. до н.э.) – акмэ (= вершина, высший расцвет умственных, духовных и физических сил) Фалеса. Происходил он или из финикийского рода Фелидов (отец – Эксамий, мать Клеобулина), или по другим сведениям – коренной милетец знатного рода. В высшей степени обладал мудростью практического свойства (был мудрец = софос) и способностями теоретического (= умозрительного) мышления (= философ). Соответствие образа жизни и образ мысли Фалеса: анекдоты «о падении в ямку и о маслинах и маслодавильнях».

Основоположения Фалеса: «всё из воды» и «мир полон Богов». Их интерпретации Аристотелем, Гегелем, Ницше. Отличие положения о том, что «всё из воды» от мифологемы, (по которой прародители Олимпийских Богов Океан и Тефида / Тефия, Фетида /) и от конкретно научной гипотезы, о том, например, что земля или что-то ещё произошли из воды. Смысл высказывания Фалеса «всё из воды» выражен как философская проблема (имплицитно = скрытно). Раскрывается соотношение Единого (воды) и многого (всё). Позднее у Ксенофана открыто прозвучит: «Всё – едино…».

Естественнонаучные интересы Фалеса. Измерение высоты пирамиды. Предсказания солнечного затмения 585 г. до н.э., рассуждения о причине землетрясений. Космологические воззрения Фалеса. Их связь с его учением о первоначале.

Не бесспорность заявки Аристотеля о Фалесе как единственном основателе эллинской философии (См.: «Метафизика», кн. 1).



Анаксимандр Милетский (611-545 г. до н.э.), сын Праксиада, по некоторым данным родственник, ученик и преемник Фалеса. Помпезный, торжественный стиль одежды и поведения, прообраз Эмпедокла. Выведение Анаксимандром колонии в Аполлонию.

Учение об апейроне. Основоположение: «Всё из апейрона». По-гречески пейрос – граница, апейрон – безграничное, бесконечное, беспредельное, иногда неопределённое («промежуточное», см.: Фр. ранних греч. философов, с. 128-129 * Dubia 1; 5). Суть Анаксимандрова вопроса и дискуссии по поводу его учения. Анализ Аристотелем понятия бесконечного в «Физике», книга III, главы 4-8 (См. Фр. ранних греч. философов, с. 120-121). Проблема возникновения и уничтожения вещей. Смысл высказывания Анаксимандра: «Из чего всё произошло, в то же всё и возвращается, терпя суд, кару и возмездие за неправедность своего отделения». Этико-правовой аспект учения об апейроне. Пессимизм Анаксимандра. Типологическая трактовка Фридрихом Ницше положения Анаксимандра и А. Шопенгауэра. Другие историко-философские параллели учению Анаксимандра.

Естественнонаучные взгляды Анаксимандра, их связь с его учением о первоначале. Космогенез и космологические воззрения Анаксимандра. Всё повторяется по кругу, из бесконечного выделились небосводы и все бесконечные космосы. Планеты, их порядок, размеры. Форма, местоположение земли. Объяснение метеоявлений, затмений солнца и луны, землетрясений. Анаксимандр о происхождении животных и людей.



Достижения Анаксимандра в точных исчислениях (создание часов). Первыми географами после Гомера были Анаксимандр и Гекатей, сын Гегесандра из Милета (520-516 г. рождения). Гекатей написал «Землеописание» и как предшественник Геродота Галикарнасского «Историю».

Анаксимен Милетский (585-525 г. до н.э.), сын Эвристрата, слушатель Анаксимандра. Его акмэ – 55 олимпиада (560-557 г. до н.э.), или 58 олимпиада, около 546 г., когда пали Сарды (Кир Персидский низверг Креза Лидийского), скончался Анаксимен в 63 олимпиаду (528-525 г. до н.э.).

Учение о первоначале: развитие и совершенствование учения. Аэр, вода и апейрон. Бесконечный воздух как начало всего (вещей, людей, Богов). Движение. Сгущение и разрежение воздуха как причина видимых различий и изменений. Натурфилософская значимость этого положения.

Естественнонаучные представления Анаксимена. Плоская форма светил и неподвижной (в форме седла с приподнятыми краями) земли, по краям которой горы. Земля запирает неподвижный, лежащий «подземным скопом» воздух, или «оседлала» его и плавает на нём. Местоположение планет. Небо – вращающийся свод «небесная твердь», движение светил идёт не под землёй, а вокруг неё. Звёзды блуждающие и неподвижные, огненной природы, «прибиты к ледообразному своду наподобие гвоздей» или плоские огненные листья. Объяснения землетрясений, метеоявлений.

Общие черты Милетской натурфилософии. В особенности постановка (часто в скрытом виде) философской проблемы соотношения единого и многого, способы её решения. Онто-гносеологические экспликации проблемы, согласованность с другими аспектами основных идей (этическими, эстетическими). Цельность характеров и образа философского мышления.

Тема 4. Пифагор и пифагорейство. (2 часа).

Пифагор Самосский (580-500). Свидетельства о нём и его учении Ксенофана, Гераклита, Эмпедокла, Геродота, Платона, Аристотеля. Легендарные сведения о жизни и учении Пифагора у Диогена Лаэртского, Порфирия, Ямвлиха и др.

Рождение на острове Самос, путешествия, учение у Ферекида Сиросского. 532 г. до н.э. отъезд на юг Италии. Жизнь в Кротоне. Организация пифагорейского союза. Отъезд к Ферекиду. Война Кротона и Сибариса. Метапонт.

Пифагорейский союз: особое сообщество, соединяющее некоторые черты философской школы; религиозного сообщества (фиас); политической гетерии. Характеристика образа «пифагорейской жизни». Акусматики и математики. Тезис Аристотеля относительно основоположения пифагорейцев: «всё есть число» (Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа. Л. 1990. 192 с. См.: С. 168-174). Учение о числе как первооснове мироздания. Гиппон (вода), Гиппас (огонь), Филолай. Космогония Пифагора в изложении Аристотеля (См.: Мет. 1091 а 13; Физ. 213 b 22; фр. 201. Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа. Л. 1990. 192 с. См.: С. 176-180). Пифагорейские Золотые стихи и комментарии к ним Гиерокла.

Учение Пифагора о душе. Метемпсихоз. Совершенствование души путём занятий математикой, космологией, музыкой, усвоение основ нравственного образа жизни.

Арифметический, геометрический, алгебраический, арифмологический смыслы числа. Единица, двоица, триада, четверица, декада. Таблица десяти противоположностей. Переход от чисел к вещам и обоснование понятия космоса. Музыка сфер. Математика и музыка. Учение о гармонии.

Место Пифагора в спекулятивно – символическом богословии и натурфилософской традициях. Пифагорейство в античной философии до 3 в. н.э., усвоение пифагорейских идей в традиции Платонизма и неоплатонизма.

Тема 5. Ксенофан, религиозный реформатор; влияние на философов Эллады. (2 часа)

Ксенофан из Колофона (570-480 / 470 г. до н.э.). Его жизненный путь. Аэд, хорошо знавший Гомера и мыслителей предшествующего и своего времени. Для обычной аудитории исполнял Гомера, для тех, кто способен был понять его, имел в своём багаже рискованные песни.

Критика политеизма. Если Гесиод тоже критиковал (умеренно) политеизм, то его религиозный интерес направлен был в прошлое, связанное с доолимпийскими, хтоническими, божествами. Ксенофан же выступал против всех форм политеизма, критиковал зооморфные и антропоморфные представления о Богах. На Бога нельзя переносить человеческие характеристики.

Смысл основоположения Ксенофана: «Всё едино и единое есть Бог». Бог = сфайрос. Совершенен, недвижится, не ограничен и не беспределен, пронизывает весь космос, всю природу. Монистический пантеизм Ксенофана. Критика Гомера, Пифагора и других. В религиозно-полемическом контексте разрабатывает логическую аргументацию.

Влияние Ксенофана на современников и последователей. Ближайшее влияние на противостоящие в некоторых отношениях друг другу учения Парменида и Гераклита.

Тема 6. Гераклит Эфесский (3 часа).

Гераклит (540/535 – 470 до н.э.), акмэ – (504-501 до н.э.). Личность, биография, прозвище «тёмный», трагический пафос философствования и «осчастливленный наблюдатель» (Ницше), отношение к эфесцам, одиночество, смерть Гераклита. Интерпретации жизни и учения Гераклита Сократом, Г.В.Ф. Гегелем и Фр. Ницше, другими исследователями.

Влияние на учение Гераклита Анаксимандра и Ксенофана. Гераклит: «Я учился у себя. Вопрошал себя сам». Критика Гераклитом Гомера, Гекатея, Ксенофана, Пифагора и других мифологов и философов. Смысл прозвища Гераклитом Пифагора «философ». Мотивы натурфилософии и спекулятивно-символического богословия в учении Гераклита.

Основоположения его учения. Становление = «неправедность отделения» от апейрона у Анаксимандра и оправдание становления Гераклитом. Идея становления как превращение единого во многое. Диалектика Гераклита. «Panta rhei». Относительность свойств и качеств. Борьба противоположностей, их единство. Логос Гераклита как принцип становящегося космоса. Первоогонь и логос Гераклита: сплетение первовещества и первосилы. Всё возникает из огня и погибает в нём. Путь огня вверх и вниз. Огонь, «мерами возгорающий и мерами потухающий». Этические воззрения Гераклита. Эстетическая доминантаего учения. Интуитивно-эстетический стиль мышления. Игра.

Душа, как первоогонь и логос: «не мне, но логосу внимая, надо признать, что всё едино». Вселение души в тело = смерть ее божественного начала, смерть тела = возрождение души к подлинной жизни. Познавательные способности души, их зависимость от силы огненного начала души.

Цельность личности и учения Гераклита. Сопряжённость космологических, логических, онто-гносеологических, эстетических и этических и других аспектов его учения. Согласованность образа мысли и образа жизни Гераклита Эфесского.

Тема 7. Элеаты: Парменид – становление онтологической проблематики; Зенон – логика и диалектика; Мелисс – онтологические и космологические идеи. (4 часа).

Парменид(540-480/470 до н.э.), акмэ – (504-501 до н.э.). Учение Парменида как «пограничный столб» досократической философии. Два этапа жизни и развития его учения. Парменидовский образ жизни. Отношение к идеям Анаксимандра Милетского, Ксенофана Колофонского, Гераклита Эфесского.

Поэма Парменида «О природе». Введение к поэме: аллегорический и метафорический способ передачи мысли. Онтологизм – господствующая тема поэмы. Отношение Парменида к натурфилософии после онтологического поворота в развитии его учения. Оценка своих прежних идей, отрицание самоценности идей о природе (как небытии). Учение Парменида о Едином. Бытие, как сущее, вечно, неизменно, цельно, неделимо, едино, совершенно и завершено. Абсолютное различение и противопоставление бытия и небытия. Запрет на мысль о небытии. Логический способ аргументации Парменида в защиту собственной позиции. Отношение Парменида к проблеме возникновения, уничтожения, движения. Тезис о единстве бытия и мышления. Пути познания по Пармениду. Парменид признаёт факт существования только чистого мышления, которое не принимает во внимание чувственно воспринимаемую реальность, согласовывается только со своими правилами и нормами. Различается знание по-истине и знание во мнении (докса). Познавательной ценности мнение не имеет. В основном мнение – лживо, правдоподобное мнение обладает относительной значимостью, если согласуется со знанием по-истине.

Зенон Элейский (510 / 490-430 г. до н.э.). Жизнеописание. Ученик и последователь Парменида. Если Парменид сосредоточил внимание на признании и доказательстве существования Единого, то Зенон хочет доказать несуществование многого, движения и пространства. Способ доказательства Зенона «от противного». Противоречия, в которые попадал размышляющий, затруднения (= апории по Зенону), были свидетельством неистинности выводов. Зенон развил логическую проблематику и логический способ аргументации. Говорят, что он обнаружил 54 или 40 апорий (затруднений), чаще обсуждались – 9, из них – 4 самые известные: «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Стадий». Диалектический смысл воззрений Зенона.

Мелисс из Самоса. Стратег, в 442 г. до н.э. разбил флот Перикла. Систематизатор дедуктивной доктрины элеатов. Книга «О природе и о бытии».

Он развивает до логического предела онтологические и познавательные идеи элеатов.

Позиция Мелисса отличается от позиции Парменида.

1. Мелисс: Бытие – бесконечно, не имеет временных и пространственных границ, оно едино, так как два бытия ограничивали бы друг друга, допускали пустоту, бытие – бестелесно, то есть лишено фигуры (бестелесное как нематериальное – появится только у Платона). У Парменида же Бытие (=завершено), конечно, сфайрос, пустота и границы отсутствуют в нём.

2. Мелисс полностью отрицает сферу мнений и ценность чувственного опыта, он признаёт лишь установления разума. Чувства по Мелиссу утверждают небытие. У Парменида имеется допущение ограниченной ценности правдоподобного мнения.

Элеаты говорят о Бытии вечном, бесконечном, неизменном, неподвижном, как о Боге, отрицая множественность и феноменальность мира.

Аристотель критиковал «безумие» разума, отрицающего чувственный опыт, критиковал разум, который не видит ничего, не соответствующего его законам.

Тема 8. Младшие натурфилософы: Эмпедокл и Анаксагор. (4 часа).

Младшие натурфилософы как наследники всего богатства мысли предшествующей философии; в особенности соединение в их учениях идей натурфилософии и идей спекулятивно-символического богословия.

Эмпедокл из Акраганта /Агригента/ (490-430): личность и судьба. Произведения.

Учение о четырёх корнях вселенной (огонь, вода, земля и воздух) как первовеществах и первосилах (Любовь и Вражда – принципы организующие мир) – своеобразный синтез идей старших натурфилософов и богословствующих философов. Учение Эмпедокла о космосе как о живом организме. Сфайрос – влияние Ксенофана и Парменида. Отсутствие рождения и уничтожения – влияние Парменида. Беспорядочное смешение элементов и сохранение жизнеспособных образований как процесс появления в мире живых существ. Этические воззрения Эмпедокла.

Учение о душе сходно с учением пифагорейцев (метемпсихоз) и Гераклита.

Познавательная позиция, её связь с другими сторонами учения Эмпедокла. Сердце и кровь как познавательные начала. Познавательный принцип: «подобное познаётся подобным».

Анаксагориз Клазомен (500-428). Его жизнь в Афинах в «век Перикла». Вынужденный отъезд в Лампсак. Влияние Анаксагора на философов последующих времён.

Основополагающий принцип Анаксагора «всё во всём». Учение Анаксагора о первоначалах как бесконечных по числу гомеомериях, то есть семенах, себеподобных частицах, и нусе (ум, разум, дух, «тончайшая и чистейшая гомеомерия»). Критика Аристотелем пантеистических идей в учении о нусе Анаксагора, а также идеи Бога = сфайроса Ксенофана. Близость учения Анаксагора старшим натурфилософам и богословствующим философам. Проблема бесконечных миров. Разум и организация космоса.

Теоретико-познавательные воззрения Анаксагора и их связь с другими сторонами его учения. Психология и теория познания.

Тема 9. Атомизм Левкиппа – Демокрита (3 часа).

Общая характеристика натурфилософской традиции античности, частью которой является атомизм: милетцы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит, Эпикур (341-279), Тит Лукреций Кар (94-54).

Личность Демокрита из Абдеры (460-370). Прозвище Демокрита – «смеющийся». События жизни, связанные с его учением (легенда о слепоте, высказывания о значимости познания причинной связи, дружба с Гиппократом и т.д.).

Идейные источники атомизма Левкиппа – Демокрита. Суть атомистической концепции и основные её понятия: атом (неделимый), пустота, причина, детерминизм, случай. Величина атома (может быть пылинкой и величиной с мир, но главное, целостность, неделимость). Атом и Бытие Парменида: сходства и различия. Различия внешней формы атомов: кирпичики, ромбовидные, овальные, круглые лёгкие шарики и т.п. Порядок соединения атомов. Соединение атомов и разъединение рассматриваются людьми как рождение и гибель. По-истине существуют – атомы и пустота. Сравнение онтологий Парменида, Эмпедокла и Демокрита.

Отличие атомизма от материализма (Боги тоже состоят из атомов, больших, долговечных, населяющих воздух). Религиозные и этические воззрения Демокрита, их связь с его атомизмом. Поиск меры и среднего пути. Познавательная позиция Демокрита. Познание осуществляется душой, состоящей из круглых, лёгких атомов. Состояние эвтимии (гармоничное колебание атомов души), наиболее благоприятное состояние познающей души. Теория истечения флюидов от предметов и отпечатки атомов в душе. Роль чувств и разума в познании. Другие стороны учения Демокрита, их связь с идеями атомизма.

Тема 10. Софисты и Сократ (4 часа).

Анаксагор, софисты, Сократ начинают философию в Афинах, которая длится до 529 г. н.э.

Софисты – представители риторической культуры античности (риторика = красноречие).

Сократ, Платон,Аристотель – представители философской культуры античности.

Отношения софистов и Сократа: близость, взаимовлияния и противостояния, оппозиционность. Преодоление гиперкритического взгляда на деятельность софистов. Они сделали немало для развития философии. С софистов и Сократа начинается переориентация философской проблематики от натурфилософской к антропологической.

Софисты – платные учителя мудрости. Маргинальность софистов. Они по-своему разработали учение о человеке (в основном о его природной, биологической сути), о морали, но не сумели показать предельных оснований – человеческой природы и морали. Обсуждали проблемы – истины, слова, мысли, – обнаруживая утрату прежних констант, открывая трагичность бытия, как отсутствие его подлинности.

Наиболее известные из софистов: Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт.

Протагор из Абдеры (485 / 480-410 г. до н.э.). Пребывание в Афинах. В 444 г. поездка по заданию Перикла в южную Италию с целью выработать законы для колонии Фурии. Осуждение Протагора за безбожие по закону 432 г. Его бегство из Афин. Легенда о том, что утонул в Мессинском проливе. Умение Протагора делать слабую речь сильнейшей и наоборот. Сочинения Протагора: «Антилогии» (как основа эристики – искусства спора), «О Богах». Критика Парменида, развитие идей Кратила.

Сенсуализм Протагора. Его положение: «человек есть мера всех вещей в том, что они существуют и в том, что они не существуют», как основа релятивизма. Под мерой Протагором понимал некую «норму суждения», под вещами факты и опыт в целом. Критика Сократом сенсуализма Протагора в диалоге «Теэтет». Диалог Платона «Протагор». Скептицизм, как естественное следствие сенсуализма: «о Богах я не могу сказать, что они существуют и что они не существуют. Слишком коротка человеческая жизнь и слишком сложен предмет познания». Понимание Добра и Зла как пользы и вреда, отсутствие разницы между релятивизмом и прагматизмом.

Горгий из Леонтины (485 / 480-380 г. до н.э.; 427 г. до н.э. посол в Афинах от Леонтин) – софист, философ. Риторика Горгия строилась на основе нигилизма (Протагор, исходя из нигилизма, развивал антилогии).

Сочинение Горгия «О природе, или о небытии». Основные положения сочинения Горгия: 1). Бытия нет; 2). Если бы оно и существовало, то было бы непознаваемо, 3). А если бы и было познаваемо, то было бы невыразимо, так как слово не может передать подлинным образом то, что отличается от него. Горгий идёт по пути доксы. Открытие Горгия: словоноситель убеждения, веры, невзирая на его неистинность. Искусство, как и риторика – движение чувств, но оно стоит вне практического интереса. Отсюда Платон с его отрицанием ценности искусства и Аристотель с его учением о катарсисе.

Продик с о-ва Киос (475 / 460 г. рождения) учитель эристики (искусства спора). Техника спора базировалась на синонимии слов, то есть на различении синонимов и точном определении смысловых значений. Это повлияло и на Сократа, исследующего «что есть что», то есть определении сущности различных вещей. «Геракл на распутье» Продика. Сократ называл Продика – «мой маэстро». Полисемия терминов привела позднее к появлению софизмов. (См.: сократики Мегарская школа. Диалог Платона «Евтидем»). Боги, по Продику, выражают «гипостазирование полезного и выгодного».

Гиппий из Элиды (деятель конца V в. до н.э.) энциклопедист, преподавал мнемотехнику, искусство памяти. Природное – вечно, человеческие установления – случайны. Это основание для десакрализации человеческих законов, на натуральном праве основываются идеи космополитизма и эгалитаризма.

Антифонт, радикализирует антитезу «природы» и «права», утверждая в терминах элеатов, что природа – истина, а право – мнение. Необходимо следовать природе. Он усиливает идею равенства, не уточняя, в чём оно заключается и на чём основывается.

Сократ Афинский (469-399 г. до н.э.). Источники по учению и о личности Сократа. Жизненный путь и подвиг Сократа. Отличие Сократа от софистов, критика софистов. Толкование максим Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю» и «Познай самого себя». Метод Сократа. Логические и психологические составляющие метода Сократа: диалог, «майевтика». Определение понятий как важный приём исследования, рождающийся в диалоге, использование индукции и дедукции. Ирония и самоирония Сократа.

Даймония Сократа. Его теология. Благоговение перед божеством и божественным, философия как служение Богу. Нравственный рационализм Сократа. Отождествление знания нравственного и логического. Рассмотрение добродетели как знания. Парадоксы сократовской этики. Понятие счастья, свободы; отношение к законам полиса.

Характеристика своеобразной модификации метода Сократа в истории философии: будучи направленным на решение антропологических и моральных проблем, метод Сократа оказался применимым в естествознании и точных науках. Учение Сократа как источник европейского рационализма. Фридрих Ницше о Сократе. Амбивалентность оценок личности и учения Сократа в истории философии.

Тема 11. Сократики: мегарики, киники, киренаики, элидо-эретрийцы. (4 часа).

Общая характеристика слушателей Сократа, основателей сократических школ: Евклида, Антисфена, Аристиппа, Федона. Особое место среди них ученика Сократа Платона. Сходства и отличия учений этих школ между собой.

Мегарская школа. Мегара – неподалёку от Афин. Источники: идеи элеатов (в особенности диалектика, апории Зенона) идеи софистов (эристика) и Сократа.

Представители: Евклид из Мегары (435-365 г. до н.э.), Стильпон, Диодор Крон.

Софизмы мегариков.Евбулид обсуждает софизмы: «О куче» или «Сорит», «Лысый» (о противоречивости опытных понятий), «Лжец», «Электра» или «Покрытый». Софизм, приписываемый Алексину: «Рогатый» или тот же софизм в другой формулировке: «Перестал ли ты бить своего отца?».

Мегарики обсуждают проблему предикации (См.: Гомперц «Греческие мыслители», СПб, т.2. 1913. С. 148-149 – Стильпон боролся с серьёзными затруднениями, которые можно осилить, только подойдя к самим феноменам и вполне освободившись от господства языка. С. 151-154 о Диодоре Кроне <родом из Карии, связь с мегариками состоит только в том, что он был учеником Евбулида, последний же сам переселился из Милета в Мегару> – о случайности; мегарики оспаривали Аристотелево понятие возможности. Считая, что человек не слуга языка – даёт неслыханные имена дочерям, имя слуги составляет из одних союзов, Диодор – представитель условной теории языка).

Мегарики, а так же киники (у которых с мегариками порой шли ожесточённые споры) повлияли на стоиков. Зенон, основатель Стои, был учеником Стильпона и Кратета.

Киники.Антисфен (V-IV в. до н.э.), Диоген из Синопы.Киносарг. Призрение к учёности, знание – это знание единичных вещей. Критика теории эйдосов Платона. Понимание блага как добродетели. Учение об отсутствии потребностей у мудреца. Отрицание семьи, нищенство как стиль жизни. Аскеза. Посох, котомка и плащ – символы киника.

Киренаики. Кирена – север Африки, ливийская Эллада – одно из пяти поселений греков. Представители: Аристипп старший, его дочь Арете, его внук Аристиппмладший, Аникерид, Гегесий.

Аристипп старший – виртуоз в искусстве жизни и обхождении с людьми. По Горацию, его жизненный идеал,– «Быть хозяином вещей, не быть в распоряжении у вещей». Редкое соединение способности к наслаждению и отсутствие потребностей, кротость и хладнокровие. Храбрость (пассивная), презрение к богатству, равнодушие к страданию, мирная натура, чужд всякой борьбе, общественной жизни. Как и Сократ, мог позволить себе нарушение обычаев словом и делом. Холодная ясность ума.

Киренаики отличались тонким искусством различения и расчленения и строгостью в выводе заключений. Естествознание и математика не интересовали Аристиппа. Его, как и Сократа, интересует этика или учение о человеческом благонравном поведении. У Аристиппа , как у Сократа, стремление к ясности и определённости, но метод иной, здесь он соприкасается с Антисфеном (киником), диалектика и определения отступают на задний план. Твёрдую опору они искали в фактах, а не в понятиях. Аристипп не основывается на фиктивной эмпирии (вроде антисфеновых представлений о доисторических временах), он ищет основные факты человеческой натуры, добираясь до первоначального феномена (= прафеномен Гёте). Эвдемония (учение о счастье) для него, как и для Сократа и цель, и исходный пункт, но шёл не путём определения понятий, а путём приведения фактов. Эвдемония– понятие между понятием счастья и высшего блага. Удовольствие – основной элемент эвдемонии. Инстинктивное стремление к удовольствию и такое же стремление избегать страдания – это первоначальный феномен, фундаментальный факт человеческого поведения. Удовольствие –это благо, но его надо отделять от сопутствующих или возникающих при этом явлений. Осмотрительная умеренность, боязнь исключительности и преувеличений отличают киренаиков от киников. Но в этих двух направлениях сократики есть и точки соприкосновения. Антисфен (киник) восстаёт против зависимости от чувственного наслаждения – только то наслаждение благо, «за которым не следует раскаяние». Аристипп бы сказал, что и это удовольствие – благо, но только зло раскаяния возместило и перевесило его. Аристипп своё учение по наследству передал дочери, она своему сыну. Удовольствие не только чувственное удовольствие. Гедонизм (= погоня за наслаждением) этики киренаиков.

Два более поздних направления – по пути утончения и по пути пессимизма. К четвёртому поколению после Аристиппа принадлежит Гегесий, пессимист «адвокат смерти». В книге «Самоубийца, через отказ от пищи», и в речах рисовал тёмные стороны жизни. Его лекции запретили в Александрии. Задача не в выборе благ, а в устранении зол, считал он, а эвдемония не достижима.

Аникерид – современник Гегесия. Мудрец, по его мнению, счастлив, даже тогда, когда мера его удовольствия невелика. Стремления отдельного лица должны согласовываться с признанием социальных обязанностей и ценности альтруистических чувств.

Критический дух теории познания. Познаваемы – только чувствования. Мы не знаем, что мёд сладок, что мел – бел, но отдаём отчёт в наших чувствованиях, ощущаем сладкое, видим белое, но в атомизме за этими вторичными, субъективными свойствами, следует вывод об атомах и пустоте, как строго объективных реальностях.

Феноменалистской теории познания и гедонистско-утилитарному обоснованию морали соответствовало эмпирико-индуктивное направление в логике.

Элидо-эретрийцы.Федон из Элиды, пленник в Афинах, освобождён из рабства Сократом и любимый ученик последнего. Учитель и писатель в Элиде. Мало что дошло. Присоединяли сюда Менедема из Эретрии на Эвбее, ученика Стильпона и неизвестных последователей Федона. Менедем – мудрый правитель и человек, из-за интриг изгнан и до 74 лет жил в Македонии. Благороден в поведении и по образу мысли. По своему учению Менедем приближался к Сократу. Подчёркивал единство добродетели и рассудка,однородность их сущности.

В религиозных вопросах был свободомыслящим, как и Стильпон, но не сочувствовалнасмешникам над религией. Нововведения в логике. Близок к кругу естественнонаучных проблем. Его современники Герофил, основатель медицинской эмпирической школы, Эвклид, геометр и оптик, Аристарх Самосский, Коперник древности. Гомперц проводитпараллель С. 157 – В 40-50-е годыXIX века, естественноисторическое мышление оттеснило априористические системы Шеллинга и Гегеля, аналогичный процесс в первой четверти третьего столетия до н.э. Наблюдается стремление киников устранить овеществление абстракций, те же тенденции у Диодора и у Стильпона. Менедем отрицал «субстанциальное бытие общих свойств и признавал их лишь в отдельных конкретных вещах».

Тема 12. Философия Платона. (4 часа).

Платон – прозвище от (платос – просторность, широта /плеч, лба, ума/), настоящее имя Аристокл, (427-347 до н.э.). Происхождение. Обучение у Сократа. Казнь Сократа, отъезд из Афин. Три поездки в Сиракузы (Сицилия) – 388, 367, 361 г. до н.э. Академия (387 г. до н.э. – 529 г. н. э.). Диалог как литературный и философский жанр. Платоновский вопрос. Многозначность платоновской мысли. Роль понятийного, логического, эмоционально-образного, мифического в философии Платона.

Источники философии Платона. Философия и философ. Мифологический и исторический образ философа (Пир).

Учение об эйдосах. Гиперурания. Проблема двоемирия и попытки его преодоления Платоном. Эйдос. Соотношение идей и вещей. Структура идеального бытия (Парменид, Софист). Бытие и становление. Идея Блага. «Символ пещеры», его толкование. О трансцендентности и имманентности эйдоса душе. Влияние Парменида и пифагорейства.

Познание чувственное и интеллектуальное. Знание и мнение. (Теэтет. Государство). Познание как припоминание (= анамнезис; диалоги Менон, Федон). Диалектика. Алогичный путь познания.

Учение о душе. Душа и тело по Платону. Доказательства бессмертия души (Федон, Федр). Трёхчастное строение души: человека, общества, космоса. Характеристика каждой части. (Государство. Федр. Тимей).

Космология и теология. (Тимей). Демиург. Мировая душа. Хора. Сотворение душ, миф о суде и посмертном воздаянии. Метемпсихоз. Разум, необходимость, Ананке. Ум упорядочивает часть возникающих вещей в соответствии с идеями, которыми он пользуется как первообразами. Хаотические начала полностью неискоренимы, невозможно всё подчинить разуму. Любой разумный идеальный проект (идеальное государство) не может быть реализован, хаос в виде стихии природной (Атлантида) или иной разрушат идеальные построения разума.

Этико-политические идеи Платона (Государство. Законы). Благо, добродетель, добротность (= арете). Теория государственного устройства. Формы государства. Идея справедливости. Пайдейя. Принципы воспитания каждого сословия.

Искусство как подражание (= мимезис). Вопрос о прекрасном и искусство.

Тема 13. Философия Аристотеля. (4 часа).

Аристотель (384-322 г. до н.э.). Из Стагиры (недалеко от Пеллы, столицы Македонии).

Биография: [«Академия» (387) – Платон, Спевсипп; Гермий (Ассы и Атернея); Теофраст (о-в Лесбос); Александр Македонский; «Лицей» (335/334 – 529) и Аристотель]. Судьба сочинений. Андроник Родосский (1 в. до н.э.) – публикатор сочинений Аристотеля.

Стагирит, Перипатетик, Философ – именования Аристотеля в истории философии.

Логика Аристотеля (Органон)– ключ к философии. «Аналитика I и II», «Топика».

Анализ понятий, суждений, силлогистика, доказательств, топов, или общих приемов мышления, используемых в диалоге для достижения истины, анализ логических ошибок, или паралогизмов. Отношение к софистам.

Теоретическая философия: метафизика как первая философия; физика, математика;

«Метафизика» (название А. Родосского, /мета = за/ то, что лежит «за физикой»). Этот круг работ Аристотель называет «первой философией» или «теологией» в отличие от второй философии как физики. Критика им учения Платона (о двоемирии) – введение в систему. Метафизика – исследование первопричин, первооснов, первосущностей бытия. Познание «бытия, поскольку оно бытие»; знание о субстанции; знание о Боге как сверхчувственной субстанции. Первопричины бытия: «праматерия» и «форма всех форм»; материя и форма, цель и движение. Бытие как категории; бытие как акт и потенция; бытие как акциденция; бытие как истина. Энергия и энтелехия. Телеология и теология.







Сейчас читают про: