Хронологические рамки и периодизация античной философии

Важнейшие очаги философской мысли

Укажем имена философов по месту их рождения и / или деятельности. В историю они вошли вместе с названием родного им полиса или острова, или школы.

Последовательность появления основных очагов философии такова.

1. Сначала – колонии, основанные эллинами, полисы на ионийском побережье полуострова Малая Азия, островах Эгейского моря. Милет (старшие натурфилософы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); остров Сирос (Ферекид); остров Самос (Пифагор); Колофон (Ксенофан); Эфес (Гераклит); Клазомены (Анаксагор).

2. Затем – греко-персидские войны (500-449 до н. э.) и установление тираний приводят к миграции философовс востока ЭлладывВеликую Грецию (юг Италии и Сицилия). Так, Пифагор – с острова Самос переехал в Сицилию, пифагорейцы жили вКротоне и Метапонте; Ксенофан из Колофона (Малая Азия) переселился на юг Италии, бродил по всем пределам Великой Греции и поселился в Элее, он повлиял на учения элеатов – Парменида, Зенона, а также на Гераклита; Эмпедокл – младший натурфилософ жил в Агригенте; Горгий – софист, родом из Леонтины.

3. С V в. до н.э. влиятельным центром до официального закрытия в VI в. н.э.(529 г.) «языческих философских школ» становятся АфиныАнаксагор – (младшийнатурфилософ, родом из Клазомен, Малая Азия); софисты, Сократ Афинский; послесократические школы (мегарики, киники, киренаики, элидо-эретрийцы); Платон Афинский, Аристотель из Стагиры (Халкидики – на границе с Македонией). ВоФракии (северо-восток Балканского полуострова) Абдеры – родина софиста Протагора и атомиста Демокрита.

4. В период эллинизма философскую известность получают Пергам (северо-запад Малой Азии), Рим, Александрия (дельта Нила), остров Родос. Среди школ этого периода приобретают значение послеаристотелевские школы, возникшие в Афинах (стоики, скептики, эпикурейцы), схолархи (учителя) которых вследствие гонений переселяются из Афин в Пергам, Рим, Александрию, на остров Родос. Особого внимания заслуживают неоплатоники.

С возникновением новых центров, прежние центры не всегда исчезали. Войны, насильственные акции и преследования отдельных философов (Зенона в Элее; Анаксагора, Протагора, Сократа, Аристотеля в Афинах; Платона в Сиракузах на острове Сицилия и т.д.), объединений и школ (пифагорейцев на юге Италии около 500 г. до н.э.) – не упразднили философскую мысль, прерываясь, изменяясь и развиваясь, она продолжала существовать.

(хронологические = временные).

Абсолютного начала, как и абсолютного конца, у античной философии нет: её начало теряется в глубине до и предфилософских мифопоэтических творений эллинов, под её всесильным влиянием мир находится и сейчас.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: