Аристотель о греческой драме

Древнегреческий театр

(О происхождении трагедии и комедии и их совершенствовании, Поэтика, 49а9 – 49b5)

“Поэтика” – одно из самых интересных сочинений Аристотеля – была неизвестна в Европе вплоть до XIII в., когда на латинский язык была переведена ее арабская парафраза, составленная Аверроэсом. С этого времени сочинение греческого мыслителя стало неотъемлемой частью духовной культуры Европы. Огромное влияние на развитие литературы оказали аристотелевские высказывания о предмете и сущности поэзии (учение о подражании, о природе и искусстве), о цели и воздействии трагедии (учение о катарсисе), о характерах, правилах построения драмы и т.д. “Поэтика” Аристотеля является одним из основных источников не только по теории драмы, но и по истории древнегреческого театра.

Как и комедия, возникши первоначально из импровизаций – /трагедия/[134] от запевал дифирамба, /комедия от запевал/ фаллических песен, какие и теперь еще в обычае во многих городах, – /трагедия/ разрослась понемногу, так как /поэты/ развивали в ней /ее черты/ по мере их выявления. Наконец, испытав много перемен, трагедия остановилась, обретя, наконец, присущую ей природу. Что касается числа актеров, то Эсхил первый довел его с одного до двух, ограничил хоровые части и предоставил главную роль диалогу, а Софокл /ввел/ трех /актеров/ и декорации.

…Комедия же, как сказано, есть подражание /людям/ худшим, хотя и не во всей их подлости: ведь смешное есть лишь часть безобразного. В самом деле, смешное есть некоторая ошибка и уродство, но безболезненное и безвредное: так, чтобы недалеко /ходить за примером/, смешная маска есть нечто безобразное и искаженное. но без боли. Итак, изменения в трагедии и виновники их нам известны, в комедии же неизвестны, ибо на нее с самого начала не обращали внимания: даже хор для комиков архонт стал давать /лишь/ очень поздно, а /раньше он составлялся из любителей/[135]. Только, когда она уже имела известные формы, начинают упоминаться имена ее сочинителей; но кто ввел маски, кто пролог, кто увеличил число актеров и т. п., остается неизвестным. Сочинять /комедийные/ сказания стали Эпихарм и Формий[136] – это /открытие/ пришло сперва из Сицилии, а среди афинян первый Кратет[137] оставил ямбический дух и стал сочинять речи и сказания общего значения.

(О сущности трагедии, Поэтика, 49b21 – 28, 50а8)

Трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему /определенный/ объем, производимое речью, услащенной по-разному в различных ее частях, /производимое/ в действии, а не в повествовании, и совершающее посредством сострадания и страха очищение подобных страстей (греч. “катарсис”). “Услащенной” речью я называю речь, имеющую ритм, гармонию и напев, а “по-разному в разных частях” – то, что в одних частях это совершается только метрами, а в других еще и напевом.

…Во всякой трагедии необходимо должно быть шесть частей, соответственно которым она бывает какова-нибудь: это сказание, характеры, речь, мысль, зрелище и музыкальная часть.

(Перевод М. Л. Гаспарова)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: