Павсаний о достопримечательностях Эллады

Древнегреческое искусство

(Об афинском Акрополе, Описание Эллады, I, 22; 24)

Павсаний – греческий автор, родом из Малой Азии, живший во II в. н. э. во времена расцвета Римской империи (“золотой век” Антонинов) и Греческого возрождения. Будучи человеком любознательным и состоятельным, он много путешествовал. К обширным познаниям в области этно-географических, археологических, антикварных, мифологических и исторических штудий прибавив собственные впечатления и наблюдения, греческий ученый создал свое “Описание Эллады” в 10 книгах – своего рода путеводитель по греческим городам. Эта книга не имеет себе равных по части подробнейших, со вкусом выполненных описаний достопримечательностей, памятников и предметов искусства древней Эллады. О многих из них, безвозвратно утраченных и погибших, мы можем судить и мысленно лицезреть их лишь благодаря свидетельствам Павсания, ценителя и очевидца.

На акрополь есть только один вход; второго нет, так как весь акрополь – отвесная скала и обнесен он крепкой стеной. Пропилеи[147] имеют крышу из белого мрамора и по красоте и величине камня до сих пор нет ничего лучшего... Направо от Пропилей находится храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы). Отсюда видно море и, говорят, Эгей кончил жизнь самоубийством, бросившись отсюда в море... Налево от Пропилей находится здание с картинами[148]; на тех, которым время не судило еще стать неузнаваемыми, изображены Диомед и Одиссей; последний на Лемносе похищает лук Филоклета, а первый уносит из Илиона изображение Афины. Тут же (на картинах) изображены Орест, убивающий Эгисфа, и Пилад, убивающий сыновей Навплия, пришедших на помощь Эгисфу. Тут же картина, изображающая, как рядом с могилой Ахилла готовится к закланию Поликсена.

…При входе в храм, который называют Парфеноном (Храмом девы), все, что изображено на фронтонах, так называемых “орлах”, – все относится к рождению Афины (Парфенос); задняя же сторона изображает спор Посейдона с Афиной из-за этой земли. Сама же статуя[149] ее сделана из слоновой кости и золота... Статуя Афины изображает ее во весь рост в хитоне до самых ног; у нее на груди – голова Медузы из слоновой кости; в руке она держит изображение Ники (Победы), приблизительно в четыре локтя, а в другой руке – копье; в ногах у нее лежит щит, а около копья – змея; эта змея, вероятно, – Эрихтоний[150]. На постаменте статуи изображено рождение Пандоры.

(О “Зевсе Олимпийском” Фидия,
Описание Эллады, V, 11, 1 – 4)

Бог сидит на троне; его фигура сделана из золота и слоновой кости; на его голове венок как будто бы из ветки маслины. В правой руке он держит Нику (Победу), тоже сделанную из золота и слоновой кости; у нее повязка и венок на голове. В левой руке бога скипетр изящно расцвеченный различными металлами, а птица, сидящая на скипетре, – это орел. Из золота же у бога его обувь и плащ; на этом плаще изображены животные, а из цветов – полевые лилии. Трон украшен золотом, драгоценными камнями, эбеновым (черным) деревом и слоновой костью. На нем сделаны изображения животных: и в виде рисунка и в виде рельефа. У каждой ножки трона изображены четыре Ники (Победы) в виде танцующих фигур и две другие внизу у каждой из ножек. У каждой из передних ножек лежат фиванские дети, похищенные сфинксами, а под сфинксами Аполлон и Артемида поражают стрелами детей Ниобы[151]. Между ножками трона проходят четыре бруска, каждый из них проходит из одной ножки в другую. На той перекладине, которая обращена прямо к входу, семь изображений: восьмое из них, неизвестно каким путем, исчезло. Это все – изображения древних состязаний…На остальных перекладинах изображен отряд Геракла, сражающийся с амазонками. Число людей и с той и с другой стороны доходит до 29; в числе сражающихся вместе с Гераклом изображен и Тесей. Этот трон поддерживают не только ножки, но и равное число колонок, стоящих между ножками. Подойти под трон, подобно тому как мы входим в Амиклах[152] во внутреннюю часть трона, в Олимпии нельзя; здесь народ не может приблизиться из-за барьеров, сделанных в виде стенок. Из этих барьеров тот, который находится против дверей, окрашен только темноголубой краской, на остальных же находятся картины Панэна. На них изображен Атлант, поддерживающий землю и небо; рядом с ним стоит Геракл, желая принять на себя эту тяготу Атланта, затем Тесей и Перифой[153], Эллада и Саламин, державшие в руках украшения корабельных носов[154]; из подвигов Геракла его борьба с немейским львом, а также беззаконный поступок Аякса по отношению к Кассандре[155]; Гипподамия, дочь Эномая[156], с матерью и Прометей, еще закованный в цепи. К нему поднимается Геракл; одно из преданий о Геракле рассказывает, что он убил орла, который на Кавказе терзал Прометея, и самого Прометея спас от цепей. Наконец, последняя картина изображает Пентесилею[157], испускающую дух, и Ахилла, держащего ее на своих руках; тут же две Геспериды, несущие в руках яблоки, сторожить которые, говорят, они были приставлены[158]. Этот Панэн был братом Фидия, и в Афинах в Расписной галерее[159] им нарисована картина Марафонского сражения. На самой вершине трона над головою статуи Фидий изобразил с одной стороны Харит, с другой – Гор, по три с каждой стороны. В поэмах и они названы дочерьми Зевса. Гомер в «Илиаде» передает, что Горам было вверено небо, как будто неким стражам царского дворца. Скамья, или, как ее называют жители Аттики, франион, под ногами Зевса стоит на золотых львах и имеет рельефное изображение битвы Тесея с амазонками – первый подвиг афинян против иноплеменников. На пьедестале постамента, на котором стоит трон и который поддерживает другие украшения статуи Зевса, на этом пьедестале следующие золотые изображения: Гелиос, садящийся на свою колесницу, Зевс и Гера, Гефест и около него Харита; рядом с ней Гермес, а за ним Гестия; за Гестией Эрот принимает выходящую из моря Афродиту, а Пейто (богиня убеждения) венчает ее венком. Вычеканены здесь и Аполлон с Артемидой, Афина и Геракл, и на самом краю пьедестала – Амфитрита, Посейдон и Селена (Луна), едущая, как мне кажется, верхом…

Я знаю цифры измерения статуи Зевса в Олимпии и в вышину и в ширину; но восхвалять измерявших я не буду, так как указанные у них размеры совершенно не соответствуют тому впечатлению, которое статуя эта производит на зрителя. Свидетелем великого искусства Фидия, говорят, явился сам бог: когда статуя была окончена, то Фидий обратился к богу с молитвой – дать знамение, угодно ли ему его произведение, и тотчас же, говорят, бог бросил свою молнию в то самое место пола, где и до моего времени стояла на земле медная чаша.

(Перевод С. П. Кондратьева)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: