Методика и технология индивидуального
№ 16.
Структура типовой функциональной социально-педагогической технологии.
№ 15.
Структура типовой функциональной социально-педагогической технологии. Анализ структуры частных социально-педагогических технологий позволяет выделить характерные для них, типичные этапы и условия наиболее оптимального их решения.
Прежде всего, каждая технология нуждается в определенных исходных данных (условиях), позволяющих приступить к работе по ее реализации. К таким данным относятся:
- наличие объекта (конкретный человек) и предмета (что требуется обеспечить по средством социально-педагогической работы);
- данные о субъекте деятельности – кому предназначено или кто может обеспечить реализацию технологии;
- исходные данные для аналитической деятельности на этапе осмысления и принятия решения о способе практической реализации технологии;
- условия реализации социально-педагогической технологии.
Основные структурные компоненты (этапы) типовой социально-педагогической технологии включают:
информационно-аналитический этап - анализ информационных сведений.
Данный этап предусмотрен для осмысления имеющейся начальной (исходной) информации и формулирования проблемы, требующей решения;
этап выбора способа решения проблемы;
прикладной (практический) этап - практическая деятельность по решению проблемы с использованием соответствующих методов и средств;
экспертно-оценочный (аналитический) этап - анализ и оценка результатов практической деятельности;
выводы.
Типовая технология свидетельствует о том, что в последовательности практической деятельности специалиста, независимо от содержания, есть много общего, это и позволяет овладеть механизмом практической работы. Однако каждый этап (подэтап) имеет свое содержание и специфику практической реализации.
Методика и технология индивидуального консультирования. В деятельности социального педагога особое место занимает консультирование родителей, педагогов, детей, позволяющее лучше понять половозрастные и индивидуально-психологические особенности детей и подростков, подвергнуть критическому самоанализу свои педагогические действия.
Социально-педагогическое консультирование - это квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы с целью их успешной социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм жизнедеятельности и общения. По своей сути социально-педагогическое консультирование близко к психологическому консультированию.
Основной цепью консультирования является оказание помощи личности в решении ее социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими. Основная задача консультативной работы заключается в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений и поведения, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. В ходе консультативной беседы человек получает возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответствии с этим новым видением изменить свое отношение к происходящему, свое поведение.
При проведении социально-педагогического консультирования важно придерживаться таких принципов, как доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту ориентация на нормы и ценности клиента; анонимность консультирования; включенность клиента в процесс консультирования; разграничение личных и профессиональных отношений.
Социально-педагогическое консультирование осуществляется разными способами в зависимости от разнообразия условий деятельности и личных качеств клиентов, от концепций и методов вмешательства, используемых профессионалами.