Понятие о направленности психологического консультирования

Психологическое консультирование как область профессиональной деятельности сформировалось на Западе в 1940-1950-е годы прошлого столетия, вырастая в основном из психотерапии и отвечая социальной потребности в разнообразных формах психологической помощи. В настоящее время психологическое консультирование получило распространение и в нашей стране.

Согласно данным, полученным в исследовании потребностей в психологическом консультировании и опубликованным в сборнике «Психологическая помощь и консультирование в практической психологии», в нашем обществе пока недостаточно развита психологическая культура, которая призвана помочь человеку лучше разобраться в своих проблемах и отношениях с другими людьми (сб. под ред. М.К. Тутушкина, 2001). Под психологической культурой понимается забота о своем психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям. Многие проблемы можно решать самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов, но для этого требуется наличие таких важных компонентов психологической культуры личности, как самопознание, самооценка, познание других людей и умение управлять собственным поведением. Несмотря на то, что каждый человек по природе может быть сам для себя интуитивным психологом, оценивать свои психические состояния, особенности поведения и проявления эмоций, этого часто бывает недостаточно, что и вызывает обращение за помощью к профессионалу.

Чаще всего психологическое консультирование проводится в виде индивидуальной встречи с психологом-консультантом, в заранее оговоренные часы, в специально оборудованном для этого помещении, как правило, изолированном от посторонних людей, и в конфиденциальной обстановке. Один сеанс психологического консультирования проходит в форме личной беседы психолога с клиентом, длящейся в среднем от 40-50 минут до полутора, двух и более часов. В ходе первой встречи клиент рассказывает психологу о своем жизненном затруднении, психолог, внимательно выслушивая клиента, старается вникнуть в суть проблемы, разобраться в ней, прояснить ее как для себя, так и для клиента, наметить возможные пути решения.

Психологическую помощь оказывают разные категории специалистов.

Психолог- консультант призван оказывать психологическую помощь на основе методов оценки психических явлений и умении их корректировать. Выделяют различные виды психологического консультирования: по проблемам личностного развития детей и взрослых, межличностных взаимоотношений, по проблемам семьи и брачных отношений, по проблемам развития и управления организации (управленческое консультирование), дистантное консультирование (по телефону). Существует этический кодекс психолога, предусматривающий проявление определенных личностных качеств и установок профессионала: компетентность, ответственность, конфиденциальность, анонимность (за исключением тех случаев, когда существует угроза жизни самого клиента или окружающих), благополучие клиента, информирование клиента о целях обследования и о том, как и для чего могут использоваться данные о его психических свойствах.

Психотерапевт - это чаще врач по образованию или медицинский психолог, который оказывает человеку помощь в решении проблем, связанных с психологическим здоровьем, но не с психопатологией, в последнем случае требуется врач – психиатр.

Психологическим консультированием называется особая область психологической практики, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней. Базовой предпосылкой психологического консультирования является представление о том, что с помощью специально организованного процесса общения психолога-консультанта с обратившимся за помощью человеком, у последнего актуализируются дополнительные психологические силы и способности, помогающие ему открыть новые возможности выхода из трудной жизненной ситуации.

Чем же является по своей сути психологическое консультирование?

Мнение авторов, занимающихся вопросами психологического консультирования, по поводу его содержания разделяются. Некоторая неопределенность предмета психологического консультирования отражается в разнообразии определений. Представим краткий обзор некоторых из них, предварительно обратившись к Толковому словарю русского языка. Слово консультация в словаре (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., 1995) имеет несколько значений. Это и совещание специалистов по какому-нибудь делу; и совет, даваемый специалистом; и учреждения, дающие такие советы. Консультироваться – значит советоваться со специалистом по какому-либо вопросу. Дать совет – это высказать лишь мнение тому, кто в нем заинтересован, по поводу того, как ему поступить, что сделать и т.д.

Согласно этому определению Р.С. Немов считает, что «во время консультации оценивается личность клиента, и с учетом его индивидуальных особенностей клиенту даются научно обоснованные, аргументированные рекомендации по поводу того, как лучше всего практически решить его проблему. Советы и рекомендации, предлагаемые клиенту психологом-консультантом, в большинстве случаев рассчитаны на то, чтобы, самостоятельно воспользовавшись ими, клиент смог полностью справиться со своей проблемой без помощи со стороны психолога-консультанта» (Р. С. Немов, 2001, с. 15). За конечные результаты работы с клиентом психолог-консультант не несет прямой персональной ответственности, поскольку не отвечает за то, воспользуется или не воспользуется клиент профессиональными советами психолога. Консультант отвечает за правильность своих выводов о сути проблемы клиента, за потенциальную эффективность предлагаемых клиенту практических рекомендаций. Психолог несет личную ответственность за конечные результаты своей работы с клиентом в случае оказания ему психотерапевтической помощи, так как сам занимается коррекцией психологических особенностей и поведения клиента, сам реализует свои выводы и рекомендации. Консультант-психолог не обязательно должен владеть приемами и методами психотерапии, вместе с тем по запросу клиента на психотерапевтическую помощь ему следует направить клиента на прием к психотерапевту.

Р. Кочунас, анализируя многочисленные определения понятия психологического консультирования, представленные зарубежными коллегами, констатирует, что все они включают несколько основных положений: консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению; помогает обучаться новому поведению; способствует развитию личности. В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать соответствующие решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента. «Сердцевиной консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом, основанное на философии «клиент-центрированной» терапии. Консультант должен принимать клиента как уникального, автономного индивида, за которым признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью» (Кочунас Р., 2000, с. 8). Е.М. Лысенко и Т.А. Молодиченко рассматривают психологическое консультирование как вид отношений помощи, а также как репертуар воздействий. Консультирование как вид отношений помощи близко приверженцам теории и практики личностно-центрированного консультирования. Главными условиями при этом являются эмпатическое понимание, уважительное отношение к потенциальным возможностям клиента конгруэнтность (подлинность, истинность отношений, согласование телесных, эмоциональных и когнитивных аспектов) отношений. Консультирование как репертуар воздействий – предполагает прежде всего выбор психологом-консультантом, какие воздействия следует применять по отношению к различным клиентам и какова вероятность успеха. Психологические воздействия описываются в рамках различных теоретических подходов, поэтому психолог-консультант должен хорошо ориентироваться в них, достаточно точно определять потенциал клиента, чтобы результат консультирования был эффективным, т.е. соответствовал запросам клиента и способствовал сохранению его психологического здоровья (Лысенко Е.М., Молодиченко Т.А., 2006).

По мнению Г.С. Абрамовой «психологическое консультирование – это работа психолога со здоровым человеком, который переживает ситуацию потери логики своей жизни. Он не понимает, что с ним происходит, и не знает, что ему делать. Именно с этого начинается психологическое консультирование, где психолог берет на себя полную ответственность за получение информации, необходимой человеку для восстановления индивидуальной логики его жизни. Именно эта процедура получения, а потом и использования информации об индивидуальной логике жизни человека будет составлять основное содержание психологического консультирования. Критерием его эффективности становятся индивидуальные переживания человека, в которых он фиксирует восстановление потерянной логики или обретение новой» (Абрамова Г.С., 2001, с. 10).

Переживания по поводу своей жизни, которая делается сложной, запутанной и непонятной, потеря «логики жизни» и ее восстановление тесно связаны с мотивацией развития личности, которая у большинства присутствует в виде надежды, стремления, влечения, чего-то смутно желаемого, но еще не достигнутого. Человек является одновременно тем, что он есть, и тем, чем он стремится быть. Этот конфликт переживается человеком в трудной жизненной ситуации, по мнению Г.С. Абрамовой, как потеря автокоммуникации, самопонимания. Сущностью консультирования в этом случае становится помощь психолога в восстановлении способности человека к интеграции разнородных образований собственного сознания. «Дезинтегрированность сознания, нарушение единства его разнородных образований вызывает переживание душевной боли. Душа болит, так как потеряна ее целостность, если говорить о сознании, то это нарушение его символической функции» (Абрамова Г.С., 2001. с. 21). Важно отметить, что такого рода консультирование возможно, по мнению автора, в ситуации обращения за психологической помощью здоровых людей.

Концептуальной основой понимания сущности психологического консультирования, предлагаемого О.В. Хухлаевой, является понятие психологического здоровья как цели и критерия успешности психологической помощи. Под психологическим здоровьем О.В. Хухлаева понимает «…динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи. Жизненную задачу при этом можно рассматривать как то, что необходимо сделать окружающих именно конкретному человеку с его способностями и возможностями. Выполняя жизненную задачу, человек чувствует себя счастливым, в противном случае – глубоко несчастным» (Хухлаева О.В., 2001, с. 10). Психологическое здоровье личности описывается автором как система, включающая в себя аксиологический, потребностно-мотивационный и инструментальный компоненты, главной функцией которой является поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности.

О.В. Хухлаевой определены уровни психологического здоровья.

«К высшему уровню психологического здоровья – креативному – можно отнести людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции. Такие люди не нуждаются в психологической помощи.

К среднему уровню – адаптивному - отнесем людей, в целом адаптированных к социуму, однако, имеющих несколько повышенную тревожность. Такие люди могут быть отнесены к группе риска, поскольку не имеют запаса прочности психологического здоровья и могут быть включены в групповую работу профилактически-развивающей направленности.

Низший уровень – это дезадаптивный, или ассимилятивно-аккомодативный. К нему можно отнести людей с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации и использующих для разрешения внутреннего конфликта либо ассимилятивные, либо аккомодативные средства. Ассимилятивный стиль поведения характеризуется прежде всего стремлением человека приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям. Неконструктивность его проявляется в его ригидности, в попытках полностью соответствовать желаниям окружающих.

Человек, избравший аккомодативный стиль поведения, наоборот, использует активно-наступательную позицию, стремится подчинить окружение свои потребностям. Неконструктивность такой позиции заключается в негибкости поведенческих стереотипов, преобладании экстернального локуса контроля, недостаточной критичности. Люди, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, нуждаются в индивидуальной психологической помощи» (Хухлаева О.В., 2001, с.14).

Деятельность психолога-психотерапевта понимающей психотерапии, в основе которой лежит теория переживания, Ф.Е. Василюк сопоставляет с деятельностью врача, учителя, воспитателя, мудреца-наставника, священника. «В отличие от ценностей и целей этих антропологических практик (здоровья, знания, воспитанности, мудрости, святости) понимающая психотерапия в соответствии с базовой теорией имеет специфическую ценность и цель – осмысленность. Она обращена к жизненному миру человека, нацелена на помощь человеку в совладании с критическими жизненными ситуациями. Понимающая психотерапия ждет от человека активного продуктивного переживания, которое рассматривается как процесс смыслопорождения» (Ф.Е. Василюк, 2007).

Как видим, при всем многообразии в определении предмета психологического консультирования, авторы сходятся в одном – это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами. Клиент, однако, далеко не всегда определенно и точно знает заранее, в чем состоит суть его проблемы и как ее лучше всего решать, опираясь на собственные силы и возможности. В этом ему и должен оказать помощь профессионально подготовленный психолог-консультант.

Для того чтобы понять, чем психологическое консультирование отличается от других видов психологической помощи, следует этот вопрос рассмотреть отдельно. В отличие от индивидуальной и групповой психотерапии оно предполагает кратковременный период и эпизодический характер личных контактов психолога-консультанта и клиента. Психотерапевтические встречи рассчитаны обычно на более длительный срок непрерывного взаимодействия психолога с клиентом. В медицинской психотерапии (в отличие от практики психологического консультирования) активную роль в решении психологических проблем клиента играет психотерапевт. Именно он предпринимает активные действия, направленные на решение проблем клиента, сам же клиент, как правило, воспринимает воздействия специалиста, оставаясь при этом пассивным. В психологическом консультировании, в основе которого лежат теории немедицинской психотерапии, дело обстоит иначе: здесь психолог-консультант, давая советы клиенту или находя вместе с ним приемлемые для клиента решения проблем, создает условия для активности самого клиента, поскольку практическая реализация решений остается делом самого клиента, активную роль он сохраняет за собой.

От медицинской психотерапии психологическое консультирование отличает отказ от концепции болезни, большее внимание к ситуации и личностным ресурсам обратившегося за помощью. Определение понятия психотерапия, данное в словаре “Психология” (М., 1990), рассматривается как комплексное лечебное, вербальное и невербальное, воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях. Причем условно различают клинически ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно- ориентированную, ставящую задачей содействие пациенту в изменении его отношения к социальному окружению и собственной личности, особенно в ситуациях, где нарушены межличностные отношения. Основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источником трудностей, обычно не осознаются клиентом и не контролируются им (Алешина Ю.Е., 1994).

Также принято понятие неврачебной психотерапии (Эйдемиллер, Юстицкий. 1989), подразумевающее консультирование проблемных семей, не способных справиться с организацией взаимоотношений.

Требует прояснения и понятие психокоррекция. Психокоррекция, как явствует из данного термина, направлена на коррекцию, то есть на исправление тех или иных расстройств. Основная психокоррекционная работа, связанная с практикой психологического консультирования, чаще всего проводится самим клиентом в отсутствие психолога, без прямого или постоянного взаимодействия с ним. Особенно это наблюдается, когда поводом для обращения за консультацией к психологу служит недостаток у клиента важной информации, например о психологических особенностях возраста, общения, способов построения эффективных коммуникаций. В случае же психотерапевтического запроса со стороны клиента, когда ему необходимо поделиться с психологом тревожащими его переживаниями, мыслями, когда важным для клиента является нахождение психо-эмоционального равновесия в трудной жизненной ситуации, психокоррекционная работа проводится психологом в рамках психологического консультирования. В этом случае на первый план выступает психотерапевтическая функция психологического консультирования.

Существенной общей особенностью и психотерапии, и психокоррекции является психологическое воздействие, направленное на нормализацию или улучшение психической деятельности и невросоматических функций человеческого организма” (Кабанов, Личко, Смирнов, 1983). Возникшее в отечественной психологии разделение этих понятий связано не с особенностями работы, а с укоренившимся и узаконенным положением о том, что психотерапией могут заниматься лишь люди, имеющие специальное медицинское образование. Это ограничение является искусственным, поскольку психотерапия подразумевает немедикаментозное, то есть психологическое воздействие. К тому же термин “психотерапия” является международным и в большинстве стран мира однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым профессиональными психологами (Алешина Ю.Е., 1994).

В психологическом консультировании психодиагностика в начале работы с клиентом обычно сводится к минимуму и в основном опирается на данные непосредственного наблюдения консультанта за поведением клиента в общении. В этом случае психодиагностика включает в себя анализ и обобщение данных, непосредственно получаемых от клиента без применения специальных психологических тестов. В психокоррекционной работе психодиагностика играет более заметную роль, проводится обычно в самом начале консультации и на нее отводится гораздо больше времени.

Приведенные попытки авторов как-то разграничить многочисленные аспекты психологического консультирования привели к необходимости введения такого понятия как «психотехническая система». Согласно исследованию И.Н. Карицкого, психологическую практику можно рассматривать как систему, выделив в ней структурный и динамический аспекты. «Если понятием психопрактическая система фиксируется наличие определенных элементов психологической практики и их связей, то понятием психопрактический процесс отражается движение этой системы в ходе развертывания психологической практики как реальной деятельности, в результате чего выявляется подвижность этих элементов, изменение их роли и значения в процессе, их взаимного соотношения и т. д.» (Карицкий И.Н., 2002, с. 99-100).

Согласно вышеизложенному психологическое консультирование представляет собой систему, в которой можно зафиксировать наличие определенных элементов (аспектов) и их связей. Под аспектами психологического консультирования понимаются существенные относительно самостоятельные его части как отдельные виды деятельности, в которых они выступают как действия, подчиненные определенным целям. В качестве аспектов психологического консультирования можно выделить следующие: информационный (просветительский), диагностический, обучающий, коррекционно - развивающий, психотерапевтический, исследовательский.

Каждый из этих аспектов, если он становится главным мотивом, определяющим ведущую деятельность психологического консультирования, формирует определенную направленность психологического консультирования, тогда как другие аспекты становятся его подчиненными моментами. В то же время в любом процессе психологического консультирования присутствуют все его аспекты, более или менее выраженно. Поэтому психологическое консультирование как процесс может быть раскрыто не только своей системной, но и системно-динамической стороной. Факторы, определяющие направленность взаимодействия субъектов взаимодействия в консультативном процессе, будут рассмотрены нами отдельно.

Если направленность психологического консультирования отражает характер доминирующей деятельности психолога-консультанта и клиента, когда речь идет о направлении психологического консультирования, имеются ввиду теоретические концепции, в русле которых строится взаимодействие участников консультативного процесса. Психодинамическое, поведенческое, когнитивное, гуманистическое, трансперсональное направления определяют специфику целей, предмета, процесса и методов психологического консультирования. Важность теории в психологическом консультировании, как и в других областях психологической практики, трудно переоценить. Можно сказать, что попытка квалифицированно помочь другому человеку в разрешении его проблем без опоры на систему теоретических воззрений, подобна, по меткому выражению, Р. Кочунаса «полету без ориентиров. Такой "летчик" в консультировании не только не эффективен, но иногда и опасен. В психологическом консультировании роль карты выполняет теория личности, открывающая широкую перспективу понимания проблем клиента и указывающая эффективные методы их разрешения» (Р. Кочунас, 2000, с. 8). Теория помогает консультанту формулировать динамичные гипотезы, разъясняющие клиенту проблемы, и позволяет чувствовать себя в безопасности при столкновении с хаотичным, дезорганизованным внутренним миром некоторых клиентов.

В психологическом консультировании выделяют также формы: индивидуальное, групповое консультирование, а также консультирование по вопросам организационного развития.

Индивидуальное психологическое консультирование осуществляется специалистом в виде индивидуальной беседы, консультации, психотерапевтической сессии. Наиболее распространенной формой является психологическое консультирование, которое проводится прежде всего с целью помощи личности в процессе её становления для того, чтобы человек мог больше узнать о себе, понять и принять свою индивидуальность, разобраться с собственными проблемами и трудностями. Индивидуально-психологическое консультирование может осуществляться и с другими конкретными целями: 1 - информирование, предоставление информации по результатам психодиагностического исследования; 2 – ориентация на какой-либо вид деятельности, в том числе профессиональной; 3 – коррекция, изменение, например, отношения к себе или развитие способностей. В любом случае психологическая консультация всегда направлена на самосознание личности, на осознание человеком своих индивидуальных особенностей, желаний, целей, потенциальных возможностей, чувств, мыслей и действий.

Групповое психологическое консультирование заключается в психологическом консультировании субъектов, представляющих собой группы людей, заинтересованных в различной психологической информации. Субъектами группового психологического консультирования могут быть группы детей, их родителей и педагогов образовательных учреждений; группы больных и медицинского персонала в учреждениях здравоохранения; группы лиц, заинтересованных в личностном развитии (например, приобретении навыков эффективного общения). В зависимости от целей групповое консультирование может проводиться в форме информационного сообщения психолога-консультанта, беседы, дискуссии на актуальную для аудитории тему, проблемного интерактивного семинара, тренинга. В последние годы различные формы групповой психологической работы психотерапевтической направленности стали весьма популярными в силу эффективности и большей экономичности по сравнению индивидуальной работой. К. Рудестам тщательно изучил преимущества групповой формы психотерапевтической работы, описал разнообразные тренинговые группы: это, так называемые, Т-группы встреч, группы по развитию навыков общения, гештальт-группы, группы психодрамы. Известны также группы телесной терапии, танцевальной терапии, терапии искусством, тренинга умений. Участники этих групп являются субъектами своих собственных изменений, ориентированными на самовыражение, личностный рост и развитие (К. Рудестам, 1990).

Организационное консультирование предполагает совершенствование организационных структур и управления. Клиентом здесь выступает предприятие или организация в лице управленческого звена. Практическое значение приобретают следующие уровни – социально-психологические проблемы совершенствования управления персоналом в сфере социальных организаций (на этом уровне осуществляется сложное управленческое консультирование) и проблемы совершенствования организационной культуры организаций (сб. под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача, 2001). Схема деятельности консультанта: выявление проблемы – анализ фактов - диагноз – план вмешательства – вмешательство в виде консультирования – оценка результатов совместной деятельности консультанта и клиента.

Организационное консультирование рассматривается как содействие, которое консультанты оказывают руководству в проведении структурных изменений или изменений в организационной культуре для улучшения эффективности функционирования организации. Организационное консультирование используется в тех случаях, когда высшее руководство организации чувствует настоятельную необходимость в повышении организационной эффективности, клиентами в данном случае являются менеджеры всех уровней управления (уч. пос. под ред. Ю.М. Жукова, 2004).

Многообразие областей психологического консультирования определяется сферами прикладной психологии, в рамках которых оно осуществляется: прикладная психология и политика, в сфере экономики и государственной службе (например, службе занятости или социальной защиты населения), в образовании, здравоохранении, экстремальных ситуациях и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: