Структура экспертно-оценочной социально-педагогической техноло­гии

№ 14.

Структура экспертно-оценочной социально-педагогической техноло­гии. Оценка и экспертиза проводятся по результату какой-либо социально-педагогической деятельности. Оценка является качественно-количественной харак­теристикой какого-либо действия, реализации этапа, подэтапа, метода, средства и т.д. Дня оценки любого явления необходимы соответствующие критерии и показа­тели. В качестве критериев обычно выступают прогнозируемые цели (ожидаемые результаты), показателей – степень достижения ожидаемых результатов.

Экспертная оценка (экспертиза) - это оценка явления по эталону (образцу). Чаще всего экспертиза осуществляется специалистом, имеющим опыт подобной и эффективной деятельности. Учитывая, что такая экспертиза носит субъективный ха­рактер, для обеспечения ее объективности привлекают несколько специалистов.

В качестве эталона экспертной оценки может выступать ожидаемый резуль­тат, который неоднократно достигался ранее посредством применения данной тех­нологии. При этом создаются оценочные таблицы, графики, которые отражают за­висимость изменения определенного явления от выполнения определенного объема социально-педагогического воздействия.

Различают экспертно-оценочную деятельность, как:

самостоятельную функциональную технологию; заключительный этап общей социально-педагогической технологии. Каждая из них имеет свое назначение и в соответствии с ним особенности содержания и структуры.

Экспертиза – рассмотрение, изучение каких-либо вопросов, проблем, решений, требующих специальных знаний для представления по ним мотивированного, аргументированного заключения, научного обоснования.

Специфика социально-педагогической экспертизы определяется:

– предметом экспертизы (процесс социального воспитания, социализации, развития личности, система социально-педагогического взаимодействия и т.п.);

– квалификацией экспертов (педагоги, психологи, социологи, медики, юристы и т.п.) и необходимостью их совместной деятельности;

– характером методов экспертной деятельности среди которых преобладают психолого-педагогические (наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности и т.п.);

– рекомендательным (а не нормативным) характером экспертного заключения.

Социально-педагогическая экспертиза включает экспертное исследование состояния социального объекта, вынесение заключения, содержащего достоверную информацию об объекте, конкретные предложения (рекомендации) для принятия решений и возможный прогноз. В ряде случает заключение может составлено в форме итогового протокола совещания специалистов.

Социально-педагогическая экспертиза, как представляет собой комплекс различных экспертных процедур. Социальный педагог применяет уже существующие экспертные процедуры. Например, в работе с детьми-инвалидами использует материалы медико-социальной экспертизы. В ней определяются группа инвалидности, её причины, потребность в различных видах социальной защиты; разработка индивидуальных программ реабилитации и др.

Социальный педагог может выступать инициатором и участником различного рода экспертиз. Наиболее распространенным видом такой экспертизы является деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК). Назначение её – на основе анализа проблемы, определить оптимальную траекторию развития личности и необходимое медико-психолого-педагогическое, семейное сопровождение.

По цели ПМПК разделяются на:

– первичные – проводятся при зачислении учащегося в класс;

– плановые – проводятся не реже одного раза в полугодие с целью оценить динамику обучения и коррекции;

– срочные – проводятся по просьбе педагога или специалистов в случае необходимости (длительная болезнь, возникновение проблем в обучении и поведении и т.п.);

– заключительный – проводятся в связи с переходом учащегося на новую ступень обучения в связи с завершением коррекционной работы.

На этапе подготовки консилиума проводятся необходимые обследования и делаются записи в карту развития учащегося. Во время консилиума ведется протокол. Заключительными записями в протоколе выступают решения и рекомендации, которые подписывают присутствующие и которые являются обязательными для всех специалистов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: