Административная система

Страна была разделена на округа[17], которые порой совпадали, но иногда не совпадали с традиционными территориями[1], принадлежавшими определенным городам, ибо границы теперь опирались не на историческую принадлежность, а проходили по ирригационным сооружениям[3]. По-прежнему во главе таких округов стояли энсы, но теперь это были не выборные или наследственные должностные общины, а царские чиновники, во всем покорные верховной власти[7]. По приказу сверху их нередко перебрасывали с места на место, чтобы они не могли закрепиться в определенном округе. Лишь в некоторых приграничных регионах сохранились традиционные энсы. Хотя эти должностные лица были полностью подчинены центральной власти, энсы все же имели незаурядные доходы и много рабов, которых, правда, при необходимости могли мобилизовать для работы в царском хозяйстве, например, на сбор урожая. Также в каждый округ, кроме энсов, предназначался специальный чиновник и военачальник, которые следили за работой энсов и его аппарата и регулярно отправляли в столицу отчеты царю[3].

Власти энсов подчинялось, вероятно, все население определенного округа, а не только государственные служащие, гуруши и Нгема.

Вся система государственного хозяйства требовала учета и надзора и была насквозь бюрократизированной. Все фиксировалось в письменном виде — даже такие факты, как выдача двух голубей на кухню для обеда царицы[3]. При этом каждую операцию должны были утвердить своими печатями два человека — человек, ответственный за операцию, и контролер. Для взаимоконтроля различные аспекты одного и того же учитывались по-разному, например, отдельно существовал учет рабочей силы и отдельно выполненной работы. Поля делились на полосы вдоль и поперек для перекрестного контроля одни чиновники следили за полями вдоль, а другие поперек. Первичной отчетностью не ограничивались и возводили ее в отчеты по отрядам, городах, за определенные периоды и т. д.

Огромная бюрократическая система требовала огромного количества чиновников — писарей, надзирателей, контролеров и т. д. Все эти должности, где издавался гарантированный повышенный паек, были весьма привлекательны как в свое время для разоренных гутиями общинников, так и позже для замученных работой гурушей. Именно масса этих административных работников и была социальной опорой режима[1]. Из документов той эпохи видно, что численность частных рабов значительно возросла даже у представителей низших слоев администрации, то есть у них были средства как для покупки рабов, так и для их содержания. Из этого можно сделать вывод, что административные должности были достаточно доходными[1]. Исходя из исторического опыта, можно предположить, что источником значительной части доходов чиновничества были разнообразные злоупотребления и воровство[24]. Другой опорой власти были воинство и жречество. Армия набиралась из воинов, которые получали в награду натуральное содержание[1] или же государственные наделы, использовались также наемники преимущественно из воинственных кочевников-амореев[17].

Следует отметить, что в условиях жестко регламентированного жизни времен III династии Ура впервые в Междуречье воцарился длительный период мира и относительного порядка. Из-за этого впервые в истории региона возникают многочисленные поселения за пределами городов. Ранее в условиях частых войн и набегов люди постоянно жили только под защитой городских стен[11].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: