Метод моделирования
Социально-экономическую эффективность культуры следует рассматривать с точки зрения ее влияния на важнейшие параметры социального и экономического развития общества в целом, а также как степень рациональности использования экономических ресурсов отдельных ее учреждении. А именно: рост производительности труда, прирост национального дохода (или внутреннего валового продукта), рациональное использование свободного времени населения, а также повышение культурного уровня населения за счет потребления услуг культуры, как дополнительного потребительского блага и товара. В практике планирования развития культуры необходимо учитывать некоторые показатели (количество): -обслуженного населения теми или иными услугами культуры (число зрителей, читателей, посетителей музеев и т.д.);
-учреждений культуры (театров, клубов, музеев, киноустановок, зрительских мест); -мероприятий, осуществляемых этими учреждениями культуры (число спектаклей, киносеансов, экскурсий, клубных мероприятий и т.д.) Эти показатели могут измеряться в абсолютных относительных показателях (на 10 тыс. человек населения).
|
|
2. В основе экономики лежат потребности людей и экономические интересы,
которые вынуждают их действовать тем или иным образом. В результате между людьми возникают отношения по поводу производства (создания), обмена, потребления и присвоения жизненных благ, которые принято называть экономическими отношениями.
Производство охватывает: материальную сферу, где создаются и материальные блага, нематериальную сферу, где создаются духовные, научные, культурные и нравственные ценности, сферу услуг, в которой удовлетворяются какие- либо потребности. Во второй половине XX века амер.психологом Абрахамом Маслоу разработана модель иерархии потребностей (по пирамиде с низу - вверх: физиологические потребности (голод, жажда); потребности в самосохранении (безопасность, защищенность); социальные потребности (духовная близость, любовь); потребности в уважении (самоуважение, признание, статус); потребности в самоутверждении (саморазвитие и самореализация).
По мнению, Океановой З.К. потребность - это нужда или недостаток в чем- либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности человека, социальной группы или общества в целом.
Культурная потребность, как экономическая категория. Разнообразие и неограниченность потребностей человека всегда наталкиваются на ограниченные возможности производства соответствующего товара (услуги), в частности дефицитом интеллектуальных и творческих ресурсов.
Главная функция экономики - создание благ, необходимых для жизнедеятельности людей.
|
|
Активная роль в организации культурного процесса принадлежит субъектам культурной деятельности — культурно творческим работникам и коллективам, участвующим в процессе выявления, сохранения, распространения, создания и освоения культурных ценностей, предоставления населении культурных благ и услуг.
«Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историки- культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко- культурном отношении территории и объекты».
Культурные блага - это условия и услуги, предоставленные организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей (то, что удовлетворяет потребности людей, отвечает их целям, устремлениям).
В роли продукта труда, изготовляемого для обмена, в сфере культуры выступает особый род творческой продукции - услуга.
Услуга — это социально-экономическое отношение, возникающее по поводу полезного действия труда, потребляемого как деятельность, или определенная целесообразная деятельность, существующая в форме полезного эффекта труда5. Социально-культурная услуга — это нематериальное благо, процесс, в котором участвует как производитель, так и потребитель. Она способна воздействовать на личность потребителя, духовно формировать и видоизменять ее.
По мнению, Новаторова В.Е., услуга - товар, который нельзя Методы стимулирования
Методы индивидуального стимулирования
-Поощрение (формальные – н-р, дисциплинарные: гибкий график работы, отпуск без содержания, материальные - з\п; социально-психологические- благодарность, летопись, грамота, подарки, доска почета); неформальные- н-р, соц-психологические -одобрение, благодарность, дружеское отношение или расположенность.)
- Наказание (формальные, н-р, дисцип-ные: взыскания, увольнения; материальные: лишение премии; соц-ные: выговор, снятие с доски почета; неформальные: корректность, профессионализм, тет на тет, соц-психологические- снятие с должности)
- Контроль- процесс проверки и сопоставления фактически с заданным.
- контролирует качество работы (как)
- качество продукта (что).
Оценивая качество работы работника, можно улучшить качество продукта.
Менеджмент -управление системой, в которой производство товаров и услуг.
Цель заданная - факт, результат. Предполагает: учёт, анализ, корректировку.
Для того чтобы процесс управления был эффективным необходима его информационная значимость: объективна, нова, своевременна, ясна, полная, информация трёх уровневая:
-информация сверху (постановления вышестоящих органов),
-информация об окружающей среде (кто конкуренты, кто клиенты),
-внутренняя информация.
Средства коммуникаций: информационные стенды, устные распоряжения, планёрки, собрания, технические средства.