Тема 16. Управленческое общение
ТЕМА 9 Процесс принятия решения
Почти любое управленческое действие включает принятие решений, и большая часть времени менеджера так или иначе связана с подготовкой, принятием и рационализацией управленческих решений.
Умение, искусство принимать взвешенные решения отличает профессиональных, компетентных менеджеров. Это очень важное умение, которое обеспечивает эффективное развитие организации.
Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.
В процессе управления руководителем принимается множество различного рода решений, все это многообразие решений должно отвечать определенным требованиям.
Требования к правленческим решениям:
Ø эффективность
Ø экономичность
Ø своевременность
Ø законность
Ø реальность
Ø обоснованность
Классический подход к принятию управленческих решений состоит в соблюдении определенной процедуры и выполнении обязательных действий.
1. Постановка проблемы. У истоков любого решения находится проблемная ситуация, требующая своего разрешения. Задача менеджера на этом этапе состоит в анализе проблемной ситуации.
2. Выявление ограничений и определение альтернатив. Необходимо определить источник и суть ограничений и наметить возможные альтернативы, т.е. целесообразно выявить все возможные действия, страняющие причины проблемы.
3. Принятие решения. На этой стадии разрабатываются альтернативные решения, дается их оценка и отбирается альтернатива наиболее эффективная.
4. Реализация решения. Ценность решения состоит в том, что оно реализовано.
5. Контроль за исполнением решения. В процессе контроля выявляются отклонения и вносятся поправки, помогающие реализовать решение полностью.
Управленческое общение – это общение с целью осуществления руководства людьми, т.е. изменение их действий в определенном направлении, поддержание заданного направления действий, формирование нового необходимого направления действий.
Коммуникация – это процесс обмена информацией, на основе которого руководитель получает сведения, необходимые для принятия решений и доводит принятые решения до работников.
Принята следующая типология коммуникаций:
коммуникации между организацией и внешней средой
коммуникации между подразделениями
коммуникации внутри подразделений по уровням производства и управления
межличностные коммуникации
неформальные коммуникации
Информация – это совокупность различных сообщений об изменениях в системе управления и окружающей ее среды.
Информацию, которая функционирует на предприятии в процессе управления, может быть классифицирована следующим образом:
по форме отображения (визуальная, аудиовизуальная, смешанная);
по форме представлении (цифровая, буквенная, кодированная);
по роли в процессе управления (аналитическая, прогнозная, отчетная, научная, нормативная);
по качеству (достоверная, вероятностно-достоверная, недостоверная, ложная);
по возможности использования (необходимая, достаточная, избыточная);
по степени обновляемости (постоянная, переменная);
по степени деятельности предприятия (экономическая, управленческая, социальная, технологическая);
по источнику возникновения (внутриорганизационная, внешняя);
по виду носителя (печатный текст, микрофильм, кинофильм, видеофильм, машинный носитель);
по времени поступления (периодическая,,, постоянная, эпизодическая, случайная)
-------
Взаимодействие людей между собой можно проанализировать с точки зрения трех основных состояний Я. Это направление в психологии получило название трансакционного анализа. Основателем является американский психолог и психиатр Эрик Берм, который в качестве предмета исследования выделил человеческое поведение.
Э. Берн выделил три Я - Состояния: Я – взрослый, Я – Родитель, Я-ребенок.