С позиций различных научных школ (конец XIX в.- по настоящее время)
Школа научного управления (1985-1920гг.) создана Ф.У. Тейлором. Суть подхода: «Управление должно иметь свои законы, научные методы, формулы, принципы. Оно должно быть основано на измерениях, рационализации, систематическом учете»
Школа административного управления (1920-1950гг.) основана на научном подходе, разработанном Анри Файолем, главная идея которого - рациональное построение организации как иерархической структуры. Файоль разработал ряд универсальных принципов управления: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие, подчиненность личных интересов общим, вознаграждение персонала, порядок, инициатива и т.д.
Школа человеческих отношений и поведенческих наук (1950 г. – по настоящее время) авторами школы человеческих отношений считают Мери Фоллет и Элтона Мейо. В своих трудах они впервые обратили внимание на то, что далеко не всегда только высокая заработная плата приводит к росту производительности труда. Достигнуть увеличение выработки можно при большем внимании к работе о подчиненных со стороны руководителя.
|
|
Школа количественных методов и(1950 г.- по настоящее время) возникла в результате бурного развития точных наук, создавших благоприятную среду для использования в науке управления последних достижений в области компьютеризации, математики, физики и др.
Данный подход рассматривает управление как непрерывный процесс, состоящий из следующих базовых функций: планирование, организация, мотивация, контроль (рис.2)
Рис. 2 Основные функции управления.
3. Системный подход.
В основе данного подхода лежит понятие «система»- комплекс взаимосвязанных элементов (подсистем) вместе с их связями и отношениями, обладающий целостными свойствами и находящийся в особом единстве с внешней средой.
Суть подхода заключается в следующем: менеджеры должны рассматривать предприятие как совокупность взаимозависимых элементов (люди, структура, задачи, технология), которые ориентированы на достижение различных целей под влиянием внешней среды (рис.3)
Рис. 3 Взаимосвязь элементов предприятия.
4. Ситуационный подход в менеджменте –это увязка конкретных приемов управления с реальными ситуациями для достижения целей организации.
5. Самым эффективным в конкретной ситуации является тот метод, который в наибольшей степени соответствует данной ситуации.
6. В мире существуют различные модели менеджмента, учитывающие национальную специфику той или иной страны. В первую очередь это связано с особенностями корпоративной культуры разных народов. Как известно, характер деловых взаимоотношений людей – главное в менеджменте. Вместе с тем, имеются исторически сложившиеся классические модели менеджмента (американская и японская), существенно отличающиеся от всех других