Организационный тип структур управления

Иерархический (бюрократический) тип структур.

Типы структур управления

На современных предприятиях наиболее распространена иерархическая структура управления. Такие структуры управления были построены в соответствии с принципами управления сформированными Ф. Тейлором (административная школа)

Немецкий социолог Макс Вебер разработал концепцию рациональной бюрократии:

1. Принцип иерархичности уровней управления (нижестоящий уровень контролируется вышестоящим);

2. разделение труда;

3. Прием на работ в строгом соответствии с квалификационными требованиями к должности;

4. Наличие сформулированных правил, обеспечивающих однородность выполнения работниками своих обязанностей.

1. Линейный тип (тип прямого подчинения) – один из простейших типов структур управления, характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения стоит один руководитель. Этот тип структур применяется в структурных подразделениях и на низшем уровне управления (коммерческий отдел, отдел маркетинга).

2. Функциональный тип характеризуется функциональным управлением, которое осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализирующихся на выполнении конкретных видов работ.

3. Комбинированный тип (линейно-функциональный) характеризуется тем, что всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив, ему при выполнении задач организации помогает специальный аппарат, состоящий из отделов, бюро и т.д.

4. Дивизиональный тип формируется в момент резкого роста размеров предприятий (от англ. –отделение) Крупные корпорации предоставляют определенную самостоятельность своим производственным подразделениям, но право управления, контроля остается за главной фирмой.

Такие структуры называют адаптивными, так как они способны быстро реагировать на изменения рынка. Главное свойство – способность изменять свою форму, быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям.

1. Матричный тип программно – в целевом принципе выполнения работы, который предполагает разработку программы (проекта, темы, задания) для достижения конкретной цели. Руководитель, возглавляющий программу, наделяется необходимыми правами на время выполнения того или иного этапа работы. При такой структуре управления может выполняться одновременно несколько программ. Главное, чтобы для их осуществления было достаточно материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

2. Проектный тип. Под проектом понимается любое целенаправленное изменение в системе. Это может быть освоение и производство нового изделия, внедрение новых технологий и т.д. В этом случае деятельность предприятия рассматривается как совокупность выполнения проектов, каждый из которых имеет фиксированный срок начала и окончания. Когда проект выполнен структура его распадается, а сотрудники переходят в новый проект или увольняются.

3. Бригадная структура управления

Это очень древняя организационная форма. Первыми примерами такой структуры управления являлись рабочие артели. Основой данной структуры является организация работ по рабочим группам или бригадам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: