Теоретические модели олигополистического рынка

Лидерство в ценах.

Тайное соглашение о ценообразовании.

Недостатки ломаной кривой спроса очевидны для фирм-участниц олигополии. Это возможность войны цен, появление в отрасли новых фирм и т. п. Поэтому у олигополистов возникает естественное и по­нятное желание договориться об уровне цен и (или) о доле рын­ка, чтобы снизить неопределенность и конкуренцию в отрасли. Этот договор может быть явным или в форме молчаливого со­глашения (в результате таких договоров возникают отраслевые картели).

Эта модель основана на координации по­ведения участников олигополии без формального тайного сгово­ра. Обычно свою цену (волю) диктует наиболее крупная и эф­фективная фирма, а остальные следуют за ней. Ценовой лидер обычно не реагирует изменением цены на небольшие повсе­дневные изменения в издержках и спросе.

Ценообразование по принципу «издержки плюс».

Эта модель це­нового поведения олигополии основана на эмпирическом методе, его суть заключается в определении издержек на единицу продук­ции, к которым добавляется накидка (фактически прибыль). Из этих двух составляющих фактически и складывается цена товара.

Модель Курно базируется на двух основных предположениях о поведении фирмы в условиях дуополии (олигополии): во-первых, каждая фирма нацелена на максими-зацию получаемой прибыли; и во-вторых, каждая из фирм предполагает, что при изменении собственного объема выпуска другая фирма сохранит свой объем выпуска на существующем уровне. Тогда процесс достижения равновесия на рынке будет выглядеть следующим образом: одно из предприятий выбирает объем выпуска продукции, максимизирующий его собственную прибыль. Этот процесс приспособления на рынке проходит через несколько стадий «действия и ответа» до того момента, пока фирмы не достигнут состояния равновесия, когда ни одна из фирм не будет стремиться к изменению собственного объема выпуска продукции.

Модель дуополистического рынка Штакелберга представляет собой развитие модели Курно введением асимметричного поведения фирм. Т.е. одна из фирм будет выступать в агрессивной роли на рынке (станет «лидером»"), а другая фирма примет на себя пассивную роль (станет «последователем»), «Лидер» первым выбирает объем производства. Это будет максимизирующий собственную прибыль объем производства, учитывая то, какой объем производства должен будет выбрать «последователь».

Одно из основных преимуществ модели Курно -- Штакелберга состоит том, что предприятия конкурируют на рынке по количественным параметрам. Однако в реальности мы сталкиваемся с тем, что предприятия стараются конкурировать на рынке по ценам.

Французский математик и экономист Жозеф Бертранд предложил альтернативную модель дуополии, основывающуюся на следующих предположениях. Во-первых, если две фирмы продают однородный продукт, то потребители будут покупать его у той фирмы, которая запросит более низкую цену. Во-вторых, фирмы в модели Бертранда определяют цены, а объем выпуска определяется рынком.

Согласно модели Бертранда, каждая фирма на дуополистическом рынке устанавливает максимизирующую при-быль цену, предполагая, что цена продукции конкурента останется неизменной. Именно это предположение движет рынок к состоянию равновесия, в котором ни одна из фирм не желает менять свою цену. Такое равновесие наступает, когда цена продукта снижается до предельных издержек фирмы. В модели Бертранда равновесие дуополистичеекого рынка по ценам, объему производства и прибылям со-ответствует равновесию рынка совершенной конкуренции, т. е. две фирмы делят рынок на равные части и получают нулевые экономические прибыли.

Созданная Эджуортом модель позволяет решить проблему ценовой конкуренции, при которой цена продукта не опус-кается до уровня его предельных издержек. С другой стороны, данная модель не обладает ожидаемым состоянием равновесия, т. е. здесь не существует пары равновесных объемов выпуска и равновесной цены.

11-12-13-темы. Рынок факторов производства:Рынок труда, капитала, земли

1. Необходимые условия для возникновения совершенно конкурентного рынка ресурсов.

2. Формирование спроса на факторы производства (на труд)

3. Спрос монополии на факторы производства

4. Факторы, определяющие эластичность спроса на ресурс в отрасли

1. Совершенно конкурентным рынком ресурсов является рынок, на котором выполняются следующие условия:

- Много соперничающих между собой покупателей услуг ресурсов (нанимателей) конкурируют в покупке услуг ресурсов заданного качества, которые поставляются в продажу соперничающими между собой продавцами.

- Каждый наниматель потребляет только небольшую часть от имеющегося объема предложения.

- Каждый продавец услуг ресурсов продает только малую часть общего объема предложения и не может влиять на рыночное предложение

- Продавцы услуг ресурсов могут свободно войти на любой рынок, выйти с любого рынка; владельцы ресурсов в ответ на изменение цен на ресурсы имеют возможность перемещать свои ресурсы с одного направления использования на другое, из одной местности в другую.

Покупателями услуг ресурсов являются фирмы и другие организации, включая правительство, некоммерческие организации. Их спрос на услуги ресурсов есть вторичный спрос, имеющий определенное происхождение, т.к. все они потребляют ресурсы для изготовления других продуктов.

 
 


Данная кривая предложения труда показывает, что работодатель может купить сколько угодно человеко- дней труда, не вызывая изменений в ставке заработной платы.

2. Чтобы проанализировать спрос на факторы производства, мы предположим, что фирма производит свою продукцию используя два фактора труд и капитал, которые можно купить по ценам r (арендная плата за капитал) и w (ставка зар.платы). Мы также предположим, что фирма уже имеет в своем распоряжении завод и оборудование, но должна решить сколько нанять рабочей силы.

2. Формирование спроса на факторы производства (на труд)

Предположим, что фирма уже наняла определенное число рабочих и хочет знать, возрастет ли прибыль при найме одного дополнительного рабочего. Дополнительный доход от добавочной единицы рабочей силы называется предельным доходом продукта труда и обозначается MRPL Следовательно, фирме следует нанимать больше рабочей силы, если MRPL, по крайней мере, не меньше издержек на заработную плату.MRPL - это дополнительный объем выпуска продукции, получаемый при использовании добавочной единицы труда, помноженный на доход от дополнительной единицы выпуска продукции. Дополнительный объем производства выражается предельным продуктом труда MPL, а дополнительный доход- предельный доход MR. Таким образом:

MRPL = (MPL) (MR)

Стоимость предельного продукта ресурса (VMPL), есть предельный продукт умноженный на цену, по которой дополнительная продукция может продана:

VPL = (MPL)*P

Где Р- цена продукта. Стоимость предельного продукта труда показывает ценность продукции, произведенный дополнительными работками, когда эта продукция уже продана. Из этого следует, что до тех пор, пока фирма на рынках своего продукта воспринимает цену как нечто данное, стоимость предельного продукта ресурса равна доходу от предельного продукта ресурса: MRPL = VPL

Это важное равенство выполняется для любого конкурентного рынка факторов производства независимо от того, является ли рынок готовой продукции конкурентным или нет. MRPL = (MPL) Р

Верхняя кривая представляет собой кривую MRPL для фирмы на конкурентном рынке готовой продукции. Отметим, что предельный продукт труда снижается по мере того, как увеличивается рабочее время, потому что действует закон убывающей отдачи от использования факторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: