Основные положения концепции внешней политики РФ

Министерство иностранных дел (МИД), общественное мнение и политические партии

В современных условиях повысилась роль МИД России. Конституция возлагает на него разработку рекомендаций президенту РФ по проведению внешнеполитического курса страны, практической его реализации, правового обеспечения внешнеполитической деятельности страны. Министерство сегодня стало и публичной трибуной, и лицом российского государства за рубежом. Возросли профессиональные требования к сотрудникам этого министерства. Сам министр иностранных дел России в нынешних условиях – это не только дипломат, но и лицо, которое должно обладать качествами публичного политика, умеющего одинаково профессионально вести сложные переговоры и выступать в публичных телепередачах, отвечать на острые вопросы журналистов, знать многие детали. В сущности, для общественного мнения, не слишком искушенного в тонкостях российской внешней политики, именно министр иностранных дел и является ее подлинным олицетворением.

Все большую роль в российской внешней политике играет общественное мнение. Эта роль – скорее не в его прямом участии в политике, а в неучастии. Люди в России сегодня гораздо меньше, чем прежде, интересуются политикой, в том числе и внешней. Тем самым они лишают государство излишней самоуверенности в международных делах, которой оно обладало в прошлом, заставляя чиновников действовать на международной арене более ответственно и эффективно. Государство при этом наблюдает за общественной реакцией на внешнеполитические решения, изучает результаты многочисленных мониторингов, социологических замеров и пр., но в реализации практических решений не всегда считается с мнением народа. Например, так произошло во время передачи Россией Китаю нескольких российских островов. Обратным примером может служить ситуация в период первой Чеченской войны 1994–1996 гг., когда в канун президентских выборов 1996 г. во многом именно негативное отношение общественного мнения к этой войне вынудило Б.Н. Ельцина остановить боевые действия. В настоящее время у нас в стране отсутствует компетентное общественное мнение, которое сложилось в развитых странах, поэтому низкий уровень участия общественности в решении политических вопросов является, возможно, лучшим для нашей страны вариантом.

Политические партии в России неразвиты и большого влияния на формирование внешней политики страны не оказывают. Фактически в стране развивается тренд в пользу однопартийной системы. Тем не менее, в Государственной думе идут обсуждения международных соглашений, которые подлежат обязательной ратификации. Так, партийные фракции вносят свой вклад во внешнюю политику страны. Нередко лидеры думских фракций комментируют крупные международные события, такие, как военные удары США по базам террористов, казнь С. Хусейна и пр.

До 2008 г. основным внешнеполитическим документом России оставалась утвержденная В.В. Путиным в июне 2000 г. Концепция внешней политики РФ. Поддерживая идеи многополярного мира и увеличения роли ООН в решении мировых вопросов, «Концепция» ориентировала Россию на прагматизм и самостоятельность в мировых делах. Важным положением этого документа была идея о том, что технико-экономическая отсталость российского государства лежит в основе всех его внешнеполитических проблем.

Сходство Концепции 2000 г. с Основными положениями концепции внешней политики 1993 г. состояло в том, что Россия своим ближайшим внешнеполитическим партнером называла Запад, отличие – в утверждении такого внешнеполитического курса, который не встраивал бы ее в чье-либо политическое русло, и в своей внутренней логике основывался бы на утилитарных техниках. Приоритетами внешней политики России стали ее отношения со странами СНГ и Балтии, Европейским союзом, США, КНР, Японией и другими крупнейшими мировыми державами.

В 2006 г. в российских политических кругах началось обсуждение будущей внешнеполитической концепции страны, которое, однако, не привело к ее институциональному оформлению. Российским президентом был взят курс не на отказ от Концепции 2000 г., а на внесение в нее постепенных изменений. Это говорило о верных стратегических установках данного документа.

Отправной точкой коррекции концепции внешней политики России стала рабочая встреча В.В. Путина с послами и представителями Российской Федерации в МИДе в июне 2006 г. Выступление президента России свелось к тому, что «Россия в целом должна нести соразмерную своему положению и возможностям ответственность за глобальное и социально-экономическое развитие». Иными словами, речь шла о том, что Россия, как крупная страна, должна занять более активную позицию на мировой арене. Следующим шагом стала «мюнхенская речь» В.В. Путина в феврале 2007 г., в которой президент России недвусмысленно отверг попытки создания однополярного мира под эгидой США. В завершающем послании президента России Федеральному собранию 26 апреля 2007 г., в его выступлении перед дипкорпусом 28 ноября 2007 г. и на расширенном заседании Госсовета 8 февраля 2008 г. были высказаны новые идеи по изменению российской внешней политики не только на ближайшее, но и на среднесрочное будущее.

В содержательном плане новые подходы российского руководства к внешней политике выглядят следующим образом: Россия стремится избегать конфронтации с другими государствами и сохранять за собой «свободу рук», избегая при этом любых стратегических обязательств.

В отношении подходов к ведению мировых дел избран принцип их многообразия и плюрализма, т. е. не ориентация на какие-либо заданные схемы и стандарты, а поиск наиболее эффективных путей продвижения российских интересов в мире стал определяющим условием внешнеполитического успеха страны. Это относится не только к методам ведения внешней политики, но и к ее географии, которая должна быть максимально широкой, открывающей возможности для маневра и свободного выбора партнеров России в мире. В качестве главных угроз России в начале XXI в. были названы такие внешние проблемы, как терроризм, приближение военной инфраструктуры НАТО к российским границам, распространение ОМП и др.

В 2008 г. МИД России в основном завершил работу над новой внешнеполитической концепцией страны, которая была утверждена президентом России Д.А. Медведевым 12 июля 2008 г.

Целью внешней политики России новая концепция назвала создание благоприятных внешнеполитических условий для внутренней модернизации страны. Была выбрана такая модель внешней политики, с помощью которой Россия могла бы «оказывать влияние на формирование новой архитектуры международных отношений». Важнейшим региональным приоритетом внешней политики страны остались ее отношения со странами СНГ, прежде всего с Беларусью, странами – участниками ОДКБ и ЕврАзЭС.

Со странами НАТО Россия намерена строить равноправные отношения, ставя их в зависимость от готовности альянса «к равноправному партнерству, неукоснительному соблюдению принципов и норм международного права, выполнению всеми его членами взятого на себя в рамках Совета Россия – НАТО обязательства не обеспечивать свою безопасность за счет безопасности Российской Федерации, а также обязательств по военной сдержанности».

В новой концепции отмечалось, что российско-американские отношения должны развиваться с «учетом не только их огромного потенциала для взаимовыгодного двустороннего торгово-экономического, научно-технического и иного сотрудничества, но и их ключевого влияния на состояние глобальной стратегической стабильности и международной обстановки в целом».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: