Государственная международная политика

V Международная политика государства это механизм регулирования отношений между суверенными государствами и другими международными акторами. Все предыдущие направления относятся к сфере внутренней политики, которая находится под прямой юрисдикцией и легитимным контролем государства. Международная политика находится за пределами этой сферы.

Природа международных отношений объясняется по-разному. Существует несколько школ:

1) Школа политического реализма (Г. Моргентау, 1950-е). Она исходит из того, что международная политика есть борьба за власть, за утверждение своего влияния в мире, чтобы реализовать свои национальные интересы. Постоянные национальные интересы:

· интересы национальной безопасности (защита территории),

· национальные экономические интересы (защита национальной торговли, капитала, инвестиций),

· интересы поддержания мирового порядка (взаимоотношения с союзниками). Промежуточные интересы:

· интересы выживания (предотвращение угрозы государству),

· жизненные интересы (создание условий, препятствующих нанесению ущерба нации),

· важные интересы (предотвращение нанесения «потенциально серьезного ущерба) и т.д.

Защита этих интересов зависит от «национальной силы» - сюда входят ресурсы государства: географическое положение, природные ресурсы, производственные мощности, военный потенциал, численность населения, национальный характер, моральный дух нации, качество дипломатии. При этом право и моральный императив также играют большую роль в международной политике, но если выбор стоит между стратегическими интересами нации и моралью и правом, то последними можно пренебречь. Главные моральные добродетели – умеренность и осторожность. Главное – в международных отношениях надо избегать навязывать универсальные моральные принципы другим государствам, т.к. в политике каждая руководствуется своими принципами.

2) Школа модернизма (1960-е). Для модернистов ключевое значение играть системная методология. Международные отношения рассматриваются как взаимодействие политической системы и внешней среды. Ведущий представить этой школы – Дж. Розенау. Он выделил 5 основных факторов влияния на внешнюю политику:

1) индивидуальные факторы политических деятелей;

2) ролевые факторы – вытекающие из ролей этих политических деятелей;

3) правительственные факторы;

4) общественные переменные (ценности общества, степень единства, уровень экономического развития);

5) «системные переменные» - факторы международной системы (географическая реальность, идеологический вызов со стороны другой страны, стабильность правительства в странах, с которыми ведутся международные отношения и т.д.). Этот подход основное внимание уделял субъективной стороне международной политики. Так, Р. Снайдер полагал, что механизм вынесения внешнеполитических решений можно объяснить взаимодействием 3 переменных – ролью и взаимоотношением различных органов, поступлением в них информационных потоков и действиями отдельных лиц. В этой связи большое значение принадлежит мотивам деятельности чиновников:

1) мотивы под воздействием прошлого профессионального опыта;

2) его личного опыта как человека. На принятие решений также оказывает влияние действия групп давления – экономическая элита, политическая и правительственная элита, СМИ, лидеры, формирующие общественное мнение, политически активная часть населения.

Модель Н. Форварда. Шесть критериев, на основе которых государственные лидеры принимают решения: 1) критерий сохранения государственного единства, 2) критерий обеспечения национальной безопасности, 3) сохранения национальной роли (во внешней политике), 4) создания прецедентов, 5) сохранения репутации (государство, выполняющее свои обещания и угрозы, увеличивает авторитет), 6) сохранения международного стандарта (следования нормам морали и международного права). Н. Форвард выделяет три идеальных типа лиц, принимающих внешнеполитические решения: 1) «торопливые» - быстро реагирующие на действия извне, не учитывающие долгосрочные последствия своих действий – он учитывает первые три критерия, пренебрегая тремя последними (Н. Хрущев); 2) «беспокойные» - ориентированы на долгосрочные последствия и учитывающие пятый и шестой критерии (Л. Брежнев), 3) «мечтатели» - опираются только на международные стандарты, право и мораль (М. Горбачев). Противоположная первым двум концепциям международной политики является концепция транснационализма (Р. Кеохэйн и Дж. Най «Транснациональные отношения и политика», 1970-е). Она построена на осознании тесной взаимозависимости между отдельными странами, а также усиления взаимообмена в экономической, политической, социальной сферах. В этих условиях государство уже не может полностью контролировать эти обмены, постепенно утрачивая роль главного субъекта международных отношений. Главными субъектами международных отношений становятся транснациональные корпорации, неправительственные организации, территориальные общности, промышленные и торговые предприятия, отдельные индивиды. К традиционным военно-политическим и экономическим отношениям между государствами добавляются разнообразные связи между религиозными, профессиональными, профсоюзными, деловыми кругами государств. Поэтому международные отношения с интернациональных становятся транснациональными. Логика международных отношений и в будущим будет определяться взаимодействием международных институтов мирового демократического сообщества – логикой международных организаций, системой договоров, институтами международного права и мирового общественного мнения.

3) Концепция неореализма (1980-е, К. Уолтц «Теория международной политики»). Кроме сохранении уже перечисленных черт классического реализма, эта доктрина ввела новое: она признала, что международные отношения зависят не только от действия государств, но и зависят от структуры международных отношений, в которой все большую роль играют международные организаторы и негосударственные акторы. Отношения реализма подходят скорее для великих держав, внешняя политика средних и мелких государств зависит от их места и роли в международной системе. Она признает снижение роли чисто военных факторов, и возрастание экономических и социальных факторов. Но для сохранения влияния и безопасности в мире необходимо наращивать военную мощь.

Все эти концепции так или иначе адекватно описывают различные стороны современной международной политики.

Ключевая роль в международной политике принадлежит исполнительной власти, поскольку только эта власть способна обеспечить единство внешней политики, последовательность и непротиворечивость политики, высокий профессиональный уровень, наличие значительных информационных, организационных, интеллектуальных и других ресурсов. В президентских республиках эта роль обычно отводится президенту. Он определяет основные направления внешней политики, военной доктрины, дипломатические отношения, которые он формулирует в ежегодных посланиях, вправе отклонять законы в этой сфере Федерального собрания, если они противоречат этой доктрине. Он подписывает международные договоры, даже не нуждающиеся в ратификации парламентом, назначает и отзывает дипломатических представителей. Он является верховным Главнокомандующим. В парламентских республиках – главам правительства. Парламенты – ратифицируют международные договоры, бюджета, но не является официальным органом международных отношений по нормам международного права. Поэтому не может непосредственно обращаться к иностранным правительствам, но может сотрудничать с парламентами других стран. Роль судебной власти также возрастает в связи с увеличением роли международного права и проникновением международного права в регулировании внутренней жизни государств. Особенно это касается прав человека. Их соблюдение стало важнейшим принципом международного права.

В международных отношениях участвуют так или иначе все министерства и ведомства. Их работу необходимо координировать – этим занимает Совет безопасности РФ. В него входят премьер-министр, министр обороны, министр иностранных дел, руководители органов безопасности и внешней разведки – т.е. должностные лица, от которых зависит безопасность страны.

VI Права человека как цель государственного управления и политики. Итак, мы с вами рассмотрели, что из себя представляет в целом государственная политика, рассмотрели составляющие её сферы. Теперь необходимо, чтобы завершить общую вводную тему, необходимо обратиться к ещё одному вопросу – к цели государственного управления и политики. Такой целью в современном государстве являются права человека. Почему? Потому что структура прав человека и гражданина выражает фундаментальные потребности человеческой личности, социальной группы, общества, народа и всего человечества в целом. Ситуация с правами человека в значительной степени влияет на стабильность государства и всех сфер жизни общества.

Политическая права человека реализуются за счет демократизации политической системы государства. Экономические, социальные и культурные права – путем преодоления бедности и отсталости в рамках социально-экономической и культурной политики государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: