Элементы театра в Древнем Египте
Элементы театра в Месопотамии
Театры древних цивилизаций
Все театры древних цивилизаций связаны с сакральной функцией (имеют религиозную составляющую).
Определяющую роль играет человек, исполняющий функции «директора». Он управляет построением сцены и организацией спектакля.
Театральных сооружений не было, для этого приспосабливали любую площадку, чаще всего двор того, кто приглашал актеров. Поэтому труппа возила с собой все необходимое для сооружения сцены.
Процесс сооружения сакрален. Директор, выдержав 3дневный пост, астрономически вычисляет день, в который необходимо установить несущие столбы. Столбы актеры возят с собой – они изготовлены из акации и сандала, массивные снизу и полые внутри. Директор устанавливает столбы с особыми ритуальными словами, между ними делают площадку, навес с окнами, украшают статуями, гирляндами цветов, в глубине помещают занавес. Помещения для актеров пристраивают сверху, актер спускается к сцене сзади по специальной лесенке, появляется из глубины из-за занавеса.
|
|
Цвет занавеса зависит от чувств пьесы (белый – любовь, желтый – героизм, темный – патетика, черный – фантастика, разноцветный – комедия). Когда входит новый герой, занавес приподнимают две девушки.
Перед спектаклем проводится ритуал «пурва ранга», включающий 22 элемента:
- барабанный бой (вместо «трех звонков»);
- раскладывание ковра, на который садятся музыканты;
- ритуальный поворот барабана;
- выход хора, его проход по кругу;
- настройка инструментов;
- гимн какому-либо богу, чаще всего Индре (читает директор).
В Индии мужчины играли женские роли крайне редко, актрисы обычно бывали женами актеров либо куртизанками. Главное требование к профессии актера – внешняя красота. Закрепленные амплуа.
Декораций нет – их описывает хор и отыгрывают актеры (н-р, царь садится в колесницу – соответствующие движения). Костюм выбирается в зависимости от роли, цвет имеет значение: светлое – обращение к богам, полосатое надевают короли и влюбленные, темное – больные, безумцы, комики носили тюрбаны.
Пьесы строились по такому принципу: начало – молитва; затем – пролог (диалог актера с хором или актрисой, в нем происходит знакомство с характерами будущих героев); потом следуют акты (единство времени сохраняется в течении действия, а между ними может пройти время, даже годы; единство места не соблюдается – актер может «перемещаться» из страны в страну, даже с земли на небо). Действующие лица практически одни и те же в разных пьесах, изменяются только чувства. Конец обязательно должен быть счастливым, смерть не изображалась.
Примеры драматургии – «Шакунтала».